В ночь с 16 на 17 мая состоится ежегодное мероприятие международного масштаба: «Ночь музеев». Музеи России с огромным удовольствием присоединяются к такому увлекательному и масштабному проекту. В этом году «Ночь Музеев» в России посвящена 70-летию победы в Великой Отечественной войне и Году литературы.
Хоть название и обязывает, но принять участие в мероприятии могут не только музеи. Именно так в этом году и решила поступить редакция журнала «Урал». Пройти мимо такой новости мы не могли, поэтому решили узнать подробности, что называется, «из первых рук». На наши вопросы любезно согласилась ответить Надежда Колтышева, заместитель главного редактора журнала «Урал» по развитию.
Приглашаем узнать, что интересного для нас подготовила редакция единственного толстого литературного журнала всероссийского уровня, выходящего на Урале!
Здравствуйте! В ночь с 16 на 17 мая редакция журнала «Урал» впервые примет участие в общегородской акции «Ночь музеев». Так неожиданно! Разве в редакции журнала есть музей?
Музея в редакции пока нет. И редакция пока не музей, к счастью. И подольше бы ей в музей не превратиться. При этом за сорок с лишним лет, которые журнал «Урал» занимает 4-й этаж здания на ул. Малышева, 24, у нас скопилось множество уникальных экспонатов, и мы хотели бы их показать людям.
Чем удивлять будете?
Удивлять будем, в первую очередь, вот этими самыми уникальными экспонатами. Давным-давно у нас стоят валенки самого известного уральского писателя. Их, кстати, можно будет примерить. Первые счёты покажем, которыми первый бухгалтер считала авторские гонорары. Вторую редакционную печатную машинку, на которой столько рукописей было набрано! И она до сих пор работает. А ещё есть ведомость 90-х годов, из которой следует, что все редакторы были миллионерами. Пылесос «Урал», которым долго лежащие рукописи приводили в порядок. Но, пожалуй, самый ценный экспонат – страница из рукописи Дж. Сэлинджера. Он, как известно, прислал в 1967 году для публикации в «Урале» свой роман. Но редакция вежливо отказала знаменитому писателю в публикации. Подробнее об этом факте в биографии Дж. Сэлинджера можно прочитать по этой ссылке. С тех пор прошло 47 лет, чудом сохранилась всего одна страница романа, её мы и продемонстрируем в Ночь музеев.
Будут и другие экспонаты – подарки от Юрия Гагарина, журнала «Крокодил», Пабло Пикассо. Будут экспонироваться не только неодушевлённые предметы. К примеру, мы собираемся всех познакомить со старейшим сотрудником редакции, а также с Утопленницей, героиней «Повести, которая сама себя описывает» Андрея Ильенкова, когда-то опубликованной в «Урале».
Да, помнится, Вы уже рассказывали нашим посетителям и об этой повести, и об экскурсии по маршруту этой повести.
Совершенно верно. А сегодня расскажу ещё и настольной игре по мотивам всё той же повести. Её придумал филолог и музыкант Александр Моисеев. А нарисовали художники Ольга и Альберт Сайфулины. Первый сеанс игры прошел 14 января 2014 года. Тогда мы сыграли на первом поле. И с тех пор она только усложнялась и развивалась. Сама в себя играла, одним словом. Действие первого поля проходит в городе Свердловске: начинается на трамвайной остановке «Кольцо», а заканчивается на «Зелёном острове». Второе поле развернулось на острове Здохня. 16 мая мы впервые представим третье, последнее поле игры. Там действие целиком происходит на садовых участках. Игроки должны построить свои домики и победить бабу Ягу. Всё это соответствует содержанию повести. Когда мы играли в рабочие дни, нам часто не хватало времени дойти до конца. Сейчас, в ночь музеев, расставим длинные столы, разложим поля (каждое поле размером А0) и будем играть, сколько захотим. Тем более что третье поле в корне отличается от двух предыдущих, придётся участникам приподнапрячься.
Обязательно ли знать текст повести для участия в игре?
Эта игра хороша тем, что можно прийти на неё, не зная текста. Но, во-первых, от поля к полю у игроков, знающих текст, шансы выиграть увеличиваются. А во-вторых, желание прочитать повесть возникает само собой.
Но вернёмся к музейной теме. Параллельно с комнатой, где выставлены редакционные экспонаты, будет работать библиотека артефактной литературы. Её собрал и представит сам по себе артефактный писатель, автор журнала «Урал» Дмитрий Шкарин.
Дмитрий обещает, что в его библиотечке артефактной литературы можно будет прикоснуться к текстам, способным навсегда утопить ваше сознание в жутком омуте параллельных смыслов. Тут будут представлены и загадочные объяснения ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ через действительность, и АНЙАТ русско-арабского языкового оборотня, и размышления подпольных психиатров о блаженстве ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ, и много чего ещё. Дмитрий предупреждает, что мозг после этого в ночь на 17 майя уже никогда не будет прежним. Так что кому дорог его собственный мозг в прежнем состоянии, может, лучше пройти в комнату, где пройдёт вечеринка в стиле «Тропикалия».
А что такое Тропикалия?
До того, как началась подготовка к Ночи музеев, я тоже не знала. Но есть такой меломан с 35-летним стажем Александр Черепанов, который с октября 2014 года читает в редакции лекции по истории американской и европейской рок-музыки. Вот он-то мне об этом бразильском движении и рассказал. Более того, вызвался на одну ночь открыть в редакции музей истории культурных движений XX века. Откроется он 21.00 в комнате, где в обычные дни работает отдел прозы. Сначала Александр обещает немного теории движения «Тропикалия», существовавшего в конце 60-х — начале 70-х годов. Это многогранное движение, которое обычно известно по своим музыкантам, но оно включает в себя и изобразительное искусство, и кинематограф, и театр. Всё это будет представлено и в нашем музее. А закончится действие в 23.00 конкурсами и вечеринкой. Кстати, один из лидеров движения, который во времена военного режима был вынужден уехать из страны, позднее стал министром культуры.
Действительно насыщенная программа! Ну вот это всё в небольших кабинетах будет происходить, а свой главный зал как задействуете?
А в главном зале в 19.30 откроется выставка двух художников – Владимира Романова и Виктора Оборотистова. Тематическая, конечно. Называется «Электростанция в майскую ночь». На протяжении многих лет Владимир ездил (и продолжает ездить) на Зелёный остров и рисовал первую свердловскую электростанцию, открытую в 1927 году. Кстати, самая свежая картина выставки закончена несколько дней назад. Художник Виктор Оборотистов представит 42 портрета с подружками, приснившимися ему в майскую ночь. Здесь и Шекспир, и Гоголь, и волшебство, и колдовство, нимфы и русалки, в лесу и у реки.
Ну, а в 23.00 начнётся музыкальный концерт. Знаете, пока обо всём рассказывала, что поняла. Мы этой ночью подводим некий итог нашей работы в течение года. «Тропикалией» завершаем цикл лекций, настольная игра наконец вошла в стадию полной готовности, а концерт устраивают группы, которые принимали участие в музыкальном проекте «Акустика у кустика». Это совместный проект редакции журнала «Урал» и фестиваля хорошей музыки «Завтра лето!», который проходит в последние выходные мая в посёлке Северка. Кстати, в этом году фестиваль испытывает финансовые трудности, а фестиваль очень хороший, его необходимо проводить. Поэтому я, пользуясь случаем, прошу всех, кто может, его поддержать. Желательно материально. Все подробности в группе ВКонтакте.
Так вот. В течение года у нас в редакции проходили акустические концерты разных групп. Три из них – «Рыба пила», «Намбату» и «Лучшие времена» сыграют в ночь с 16 на 17 мая, а сюрпризом станет новый проект «Zimbra». Не буду раскрывать всех тайн, скажу только, что он приехал к нам из Москвы. Приходите и послушайте!
А в 00.00 в редакции откроется тайная комната. Вот про неё специально ничего не расскажу. Скажу только, что там будет страшно. Страшно интересно.
Ну и последнее. Откровенно рекламное. 5-8 июня в Екатеринбурге пройдет фестиваль литературных журналов «Толстяки на Урале». Каждый, кто придёт на Ночь музеев в редакцию, получит именное приглашение на гала-концерт, посвященный открытию фестиваля, а также флаер, по которому можно будет свободно пройти на все мероприятия фестиваля.