Статья обновлена в январе 2025 года
Последние 5 лет я часто гуляю по парку Лесоводов. На входе в парк встречают роскошные арт-объекты, темное, дикое дерево которых живописно вписалось в неухоженный, заросший лес.
Невероятные фигуры, 2-2,5 м высотой вырезаны из цельного бревна и поражают количеством деталей и необъяснимостью сюжета…
Что? Почему это? Зачем?

Но ни разу скульптуры у меня не вызвали ассоциации с идолами: идолы проще и примитивнее.
Несколько лет назад скульптуры поставили на бетонные основания и снабдили надписями.
Всем гуляющим в парке стало понятно, что в лесопарке имени лесоводов России в Екатеринбурге находится композиция «Освобождение человека» из 17 деревянных скульптур, установленная в 1976 году.

Несколько дней назад жительница Екатеринбурга Надежда Севастьянова обнаружила, что одна из скульптур упала (охотник Кудым-Оша), потому что у нее сгнило и переломилось основание.
История создания скульптур
В 1970-е годы преподаватель Лесотехнического института Валентин Чернов задумал объединить в одном произведении два своих увлечения – историю Урала и резьбу по дереву.
Он обратился к первым историческим упоминаниям Рифейских гор (старинное название Уральских гор) и хотел через образы в дереве рассказать о древних народах, которые населяли территорию современного Урала.
В напарники Валентин Чернов пригласил коллегу Геннадия Повода и художника Валерия Гаврилова, которые также работали в Лесотехническом институте.
Идею поддержал директор Свердловского горлесхоза А.Н. Кильяков. Лесоводы не только предоставили материал, но и поручились опекать будущее произведение.
Для скульптур нашлось подходящее место рядом с Лесотехническим институтом — в молодом лесу в Парке им. лесоводов России, основанном в 1966 году.
В композицию «Освобождение человека» входят 17 деревянных скульптур (изначально их было 18).
Если внимательно рассматривать арт-объекты по порядку, то становится ясна композиция — от древних фольклорных представлений через греческую мифологию к истории, религии и современности.
Скульптуры никого не оставляют равнодушными — Валерий Гаврилов работал в стиле сюрреализма, иногда искусствоведы называют созданный им визуальный язык и манеру отдельной разновидностью сюрреализма — транс-реализмом.
Основная идея — заинтересовать зрителя древней историей Урала, которая не известна большинству современников.
Скульптуры стояли вдоль вымощенных каменных дорожек, и у каждой была пояснительная табличка.
Арт-объекты сделаны с удивительным вниманием к деталям, они покрыты символами и мелкими фигурами с лицевой и с обратной стороны.
На некоторых скульптурах когда-то были подписи авторов, названия и цитаты из классиков.
Судьба монументального произведения
Время беспощадно ко всему, к дереву, которое простояло под открытым небом почти полвека, тем более.
Несколько лет искусствоведы, представители музеев, общественные деятели бьют тревогу: скульптуры нужно спасать!
В 2021 году скульптуры должны были установить перед лекторием центра «Эрмитаж-Урал», но из-за протеста православной общественности от этой идеи пришлось отказаться.
Печально известная Оксана Иванова перепутала произведения искусства с культовыми идолами и подняла волну.
Честно сказать, я тогда радовалась, что скульптуры остались дома.
Но защита и реставрация им нужна.
Говорят, что место арт-объектам нашли в парке Маяковского, и сейчас идут поиски реставраторов, которые восстановят скульптуры.
Знаменитые скульптуры спасут?
Снова ходят слухи что знаменитый арт-проект «Освобождение человека» работы творческого коллектива под руководством Валерия Гаврилова, вывезут из екатеринбургского парка Лесоводов России в ЦПКиО к началу весны.
Гуляя по сосновому лесу в поисках всех арт-объектов, трудно представить, что когда-то 18 великолепных скульптур стояли на открытом месте, и было понятно, что это единственный в своём роде подобный проект в России.
Деревянные скульптуры щедро украшены деревянной резьбой со всех сторон и доступ к ним необходим также со всех сторон.
Мы неоднократно писали о судьбе деревянных скульптур на портале «Наш Урал и весь мир», особенно было жаль упавшего охотника, Кудым-Оша, фольклорного героя общечеловеческого масштаба: охотник и его 7 сыновей стреляли в солнце до тех пор, пока от солнца не оторвался кусок. Так Кудым — Ош подарил огонь людям.
По слухам городские власти поручили заботу об арт-объектах ЦПКиО.
Безграмотные журналисты продолжают называть деревянные скульптуры идолами.
«Скульптурная группа состоит из 17 статуй, которые образуют композицию под названием «Освобождение человека». Ранее обсуждалcя также вариант передачи идолов Екатеринбургскому музею ИЗО и размещения их на площадке перед центром «Эрмитаж-Урал». Против последнего варианта выступала часть православной городской общественности.»
Одни пишут и называют исторический памятник идолами, другие делают репосты, кто для хайпа, кто от безграмотности, третьи, очень активные, начинают идолов, которые не идолы, проклинать, ПЦ выносит решение уничтожить произведения искусства, только потому, что неграмотный журналист назвал их идолами.
Текст и фотографии: Марина Чеботаева