Последние 5 лет я часто гуляю по парку Лесоводов. На входе в парк встречают роскошные арт-объекты, темное, дикое дерево которых живописно вписалось в неухоженный, заросший лес.
Невероятные фигуры, 2-2,5 м высотой вырезаны из цельного бревна и поражают количеством деталей и необъяснимостью сюжета…
Что? Почему это? Зачем?
Но ни разу скульптуры у меня не вызвали ассоциации с идолами: идолы проще и примитивнее.
Несколько лет назад скульптуры поставили на бетонные основания и снабдили надписями.
Всем гуляющим в парке стало понятно, что в лесопарке имени лесоводов России в Екатеринбурге находится композиция «Освобождение человека» из 17 деревянных скульптур, установленная в 1976 году.
Несколько дней назад жительница Екатеринбурга Надежда Севастьянова обнаружила, что одна из скульптур упала (охотник Кудым-Оша), потому что у нее сгнило и переломилось основание.
История создания скульптур
В 1970-е годы преподаватель Лесотехнического института Валентин Чернов задумал объединить в одном произведении два своих увлечения – историю Урала и резьбу по дереву.
Он обратился к первым историческим упоминаниям Рифейских гор (старинное название Уральских гор) и хотел через образы в дереве рассказать о древних народах, которые населяли территорию современного Урала.
В напарники Валентин Чернов пригласил коллегу Геннадия Повода и художника Валерия Гаврилова, которые также работали в Лесотехническом институте.
Идею поддержал директор Свердловского горлесхоза А.Н. Кильяков. Лесоводы не только предоставили материал, но и поручились опекать будущее произведение.
Для скульптур нашлось подходящее место рядом с Лесотехническим институтом — в молодом лесу в Парке им. лесоводов России, основанном в 1966 году.
В композицию «Освобождение человека» входят 17 деревянных скульптур (изначально их было 18).
Если внимательно рассматривать арт-объекты по порядку, то становится ясна композиция — от древних фольклорных представлений через греческую мифологию к истории, религии и современности.
Скульптуры никого не оставляют равнодушными — Валерий Гаврилов работал в стиле сюрреализма, иногда искусствоведы называют созданный им визуальный язык и манеру отдельной разновидностью сюрреализма — транс-реализмом.
Основная идея — заинтересовать зрителя древней историей Урала, которая не известна большинству современников.
Скульптуры стояли вдоль вымощенных каменных дорожек, и у каждой была пояснительная табличка.
Арт-объекты сделаны с удивительным вниманием к деталям, они покрыты символами и мелкими фигурами с лицевой и с обратной стороны.
На некоторых скульптурах когда-то были подписи авторов, названия и цитаты из классиков.
Судьба монументального произведения
Время беспощадно ко всему, к дереву, которое простояло под открытым небом почти полвека, тем более.
Несколько лет искусствоведы, представители музеев, общественные деятели бьют тревогу: скульптуры нужно спасать!
В 2021 году скульптуры должны были установить перед лекторием центра «Эрмитаж-Урал», но из-за протеста православной общественности от этой идеи пришлось отказаться.
Печально известная Оксана Иванова перепутала произведения искусства с культовыми идолами и подняла волну.
Честно сказать, я тогда радовалась, что скульптуры остались дома.
Но защита и реставрация им нужна.
Говорят, что место арт-объектам нашли в парке Маяковского, и сейчас идут поиски реставраторов, которые восстановят скульптуры.
Текст и фотографии: Марина Чеботаева