Попробуем коротко посвятить вас в таинственный и интересный мир Пермского звериного стиля, жизнь и мифы предков, живших на нашей земле тысячи лет назад…
В общем понимании, Пермский звериный стиль — это культовое литье, бронзовые объемные и плоские изображения зверей, духов и богов. На Пермской Земле расцвет звериного стиля приходится на VII-XI вв. н.э.
Современники Майя, авторы пермских изображений, создали свои культы с пантеоном божеств, духов, ритуалами, о которых почти ничего неизвестно. Однако, родственные создателям пермского звериного стиля уральские, сибирские народы сохранили обрядовую ритуальную культуру до наших дней. На основе традиционной культуры ханты, манси, селькупов можно попробовать разгадать загадку бронзовых фигур.
Сложно точно сказать, откуда произошел звериный стиль. Как ни странно, но на его происхождение повлияли скифы, сарматы, угры и другие народы, жившие на далеких, далеких землях от нас. Все дело в том, что Урал был периферией скифо-сарматского мира. А поскольку многие народы вели кочевой образ жизни, их следы можно встретить в самых неожиданных местах. Например, народы Урала активно вели торговлю с Волжской Булгарией, древней Русью, Византией, Скандинавией и Сибирью
Что означают эти изображения?
В бронзе были воплощены родовые и домашние духи, духи мест, атакже общий для народа пантеон божеств. Духи вместе с изображениями сопровождали человека повсюду: дома, на охоте, в лесу, в святилищах и на пути в иной мир. Их металлические воплощения крепились с элементам одежды, украшали предметы быта, вплетались в косы женщинам и девушкам, к поясам, присутствовали на священных местах, участвовали в ритуалах и обрядах.
У каждого изображения, каждого животного и духа была своя сила, свои особенности. Функции вещей были схожи, все они были призваны помочь человеку или не вредить людям.
Медведь
Культ медведя был широко распространен на Урале. Традиция медвежьих праздников дошла до наших времен в культуре ханты и манси. Медведь был сыном божества верхнего мира. Спустившись на землю, к людям, медведь нарушил запреты богов и погиб. Убитый людьми, зверь возродится снова, а его дух после медвежьего праздника отправится на небо, к отцу.
Медведь спустился с небес, побывал на земле, а потом попал в нижний мир мертвых. Поэтому медведь может быть изображен над человеком, как сын божества, или под ящером, в мире мертвых.
Изображения мдведя есть на навершиях кинжалов, браслетах, культовых ложках, пряжках, поясных накладках и т.д. Существует множество пластин, где медведь играет роль персонажа в мифологических сюжетах.
Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца Сущствовала священная клятва на лапе медведя. Можно сказать, на медвежьей лапе была построена юриспруденция древней культуры. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных.
Обычно пряжки с медведем служили в качеств оберега охотника. В данном случае изображение медведя могло выполнять защитную функцию: «От ударов злых сил заслоняющий дух» — один из эпитетов медведя у северных хантов. Другой эпитет «изобилие зверей дарующий дух» позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника.
Считалось, что медведь, как хозяин и повелитель лесного хозяйства, обладает свойствами всех лесных животных, знает их повадки и определяет успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями — это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и человека.
Нас часто просят сделать тиснение именно медведя: на ремень, портмоне. Медведь — он и символ Урала, и лесной батя, и жеанный трофей для охотника, и да, еще он есть на гербе Перми. Его уважают и боятся с детства. А носить его изображение — это особая привилегия с древних времен.
Птицы
Птицы играли огромную роль в жизни создателей пермского звериного стиля. Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая нырнула по приказу бога и достала со дна горсть первой суши — землю.
Птицы с личиной на груди — это первопредки народа создателей звериного стиля. Существовали птицы с одной головой и с тремя — вестницы богов, летающие в трех мирах (надземный, земной и подземный миры).
Божество-хозяин
Посредник между людьми и высшими богами. Повелитель зверей и птиц. Одно из основных божеств, обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Нередко в амулетах есть указание на его возраст — ребенок. Это видно по фигуре, лицу, по изображению тела «столбиком» словно сразу после рождения.
Манси называли это божество Светлым мальчиком, ханты Мось-хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики. У этого бога было множество имен. Ас-тый-ики почитался в образе семи младенцев, у хантов XIX века считалось, что его родная земля где-то за Уралом (в Предуралье).
Альви с детства отличался необычайным умом и силой, разбил сначала деревянную, затем медную и железную колыбель. Давал умные советы отцу, небесному богу. Едва выйдя из колыбели совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). Стал покровителем людей-лосей.
Всегда окружен небесными лосями.
Ханты говорили: есть много богов с ногами и крыльями, но только Альви «способен удлинить душу маленькой девочки (мальчика)». Способен продлить жизнь человека, послать ему удачу в делах.
Альви приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой и т.д. В цикле изображений «святое семейство» показан ребенком с четой небесных богов, своими родителями.
Сила его столь велика, что актеру, изображавшему Альви на праздниках угров, завязывали одну руку. Считалось, что если Альви будет в танце махать двумя руками, то разнесет Вселенную.
В металлопластике пермского звериного стиля часто изображается с родителями, в распространенном сюжете «святое семейство».
Богини
Сложные композиции космогонического характера. Демонстрируют веру создателей пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь-матерей. Большинство пластин найдено в районе Чердыни.
Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — лик солнечной богини или орел, или души-птицы, или лосиные головы, далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными, за тем граница невидимого подземного мира — конь, медвежата, лоси или гибрид-ящер.
Культ богинь в пермском зверином стиле имеет более древнее происхождение, чем культ человеколосей-птиц. Древнейшие богини на ящере найдены на гляденовском костище, за несколько веков до эпохи расцвета пермского звериного стиля.
Особый вид пластин — богини с солярным знаком — кругом на лбу.
Одна из богинь — божество трех миров с тремя головами и орлами над ними. На каждой из голов видны солярные знаки.
У хантов существовал ритуал поклонения богине солнца — Санкэ. После принесения на рассвете в жертву животного (коровы) с первыми лучами солнца жрец рисовал собравшимся кровью круги на лбу. Трехголовая богиня обладает признаками богини солнца, и в то же время атрибутами богини огня. Огонь горит в трех мирах, и эта трехголовая богиня единственная существует в трех мирах сразу. Она напоминает арийского бога огня Агни с тремя головами и солярным знаком. Есть в ней черты и древнейшего божества хантов — Тарэн, богини войны и безумия.
Всадники
Всадники в виде антропоморфной фигуры на каком-либо животном были распространены еще в гляденовской культуре — предшественнице ломоватовской. Так в Историческом музее в Москве находится несколько фигур всадников на коне и бронзовый всадник — божество на волке. В эпоху расцвета пермского звериного стиля сюжет усложняется: появляются всадники на гибридах-ящерах, богини на коне и на лосе.
На лосе — небесном звере — божество движется по небосводу и наблюдает за порядком в мире.
Божество на ящере следит за порядком в круговороте душ при контакте с Нижним миром. Ящер представляет собой Нижний мир, глотающий головы-души и извергающий их для нового рождения.
Существует и космограмма, показывающая устройство мира в представлении создателей звериного стиля. Герой находится на двух ящерах, стоящих один на другом. Один из ящеров — рыба, плывет в мировой воде, а на рыбе — собака, которая держит на себе средний человеческий мир. Эта схема повторяет иранские мифы о мироустройстве, где земля держится на быке, а он, в свою очередь, стоит на огромной рыбе.
Гибриды
Исследователи ломоватовской культуры и пермского звериного стиля называют их ящерами. Обычно представляют собой комбинацию водных и наземных существ. Например, щуку с лапами выдры, собаку с хвостом бобра, загадочного мамонта с рогами (бьярмы считали мамонта подводным животным). Эти гибриды охраняли вход в подземный мир. Существует другая группа гибридов — комбинация воздушных и земных существ. Это крылатые человеколоси, покровители людей-лосей, полубоги. Есть еще помощники шаманов — крылатые собаки. Собаки могут видеть чуять незримых для человеческих глаз духов. Потерев такую бронзовую собаку-птицу, шаман тоже обретал магическое зрение.
Третья группа — навершия предметов: кинжалов, ножей, посоха и ручки котлов в виде животных. Характерны для предшественников ломоватовской культуры — ананьинских племен. Ранняя история Пермского звериного стиля.
Люди-птицы
Создатели пермского звериного стиля верили, что души во сне и после смерти могут превращаться в птиц. До культа человеколосей, вероятно, существовал древнейший культ людей-птиц.
Металлопластика подтверждает это предположение. Сочетание двух родовых групп или даже двух этносов с культами человеколосей и людей-птиц могло привести к сложному культу третьего порядка: людей-лосей-птиц.
Человеколоси
«Люди-лоси-птицы» — самый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля.
Происхождение сложного комбинированного образа третьего порядка можно проследить по самим изображениями. Существуют изображения второго порядка: люди-лоси и люди-птицы. Образ человека с птичьим клювом и лосиной головой над человеческим лицом произошел, возможно, от слияния двух родовых групп и соответствующих культов.
Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.
Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.
Особого внимания стоят ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает много таких существ: фавны, сатиры, лешие и другие языческие божества происхождением из локальных культов. Последующие эпохи, например, христианство трактует этих полуживотных существ как нечисть и превращает в чертей. Однако, только пермский человеколось сочетает в себе элементы персонажей, которые последующее христианство развело в разные стороны: крылья ангела-хранителя и копыта черта. И черт, и ангел-хранитель занимаются душой человека, но в разных сферах, а пермский языческий человеколось один: может спасти, а может и наказать.
Как и весь пермский звериный стиль, этот образ занимает особое место в мировой культуре. Образ человеколося — «визитная карточка» пермского звериного стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.
Заключение
Тысячи пластин звериного стиля, обнаруженные в земле Пермского края, представляют огромный архив средневековой финно-угорской цивилизации. Коллекции звериного стиля — одна из интереснейших страниц истории континента. Это огромная бронзовая галерея создана в эпоху, когда сказки были былью, когда боги сходили к людям в звериных обличьях. Загадки и мифы эпохи звериного стиля еще ждут своих исследователей и новых открытий.
Надеемся, вам понравился наш экскурс в историю. Пишите нам, задавайте вопросы. Будем рады пообщаться на эту тему.
*Партнерский материал
Автор: Кожевенная мастерская «Пермский период»
За фото-материалы и текст спасибо Борису Эренбургу, его трудам и его книге «Загадки и мифы звериного стиля», а также сайтам: https://uralistica.com, https://www.perm-animal-style.ru/
интересно,а куда делось закамское серебро,которое славяне-русские грабили столетиями
Хорошо, что такие статьи появляются, плохо, что автор много сочиняет, или пользуется не самыми достоверными источниками. Правда такова, что мы ничего не знаем о семантике ПЗВ, и можем только строить догадки, ищя аналогии у современных нам народов. Но последнее — не самый достоверный источник.