Суксун — рабочий заводской поселок. Датой его основания считается 1651 год. В переводе с тюркских наречий название означает «холодная вода». Эта самая вода в 18 веке при строительстве медеплавильного завода становится прудом. А в 1729 году на речке Суксун запускает новое производство Акинфий Демидов. Таким образом, Суксун становиться заводом, в последствии центром Суксунского Горного округа, а вся его история связана с развитием медеплавильного и железоделательного производства.
В годы великой Отечественной войны уже в ту пору на наш механический завод эвакуируется Витебская очковая фабрика и завод становиться военным, № 17. Он выпускает защитные очки для летчиков и танкистов ЗП 1 Патриот.

Было это в самом разгаре Великой Отечественной войны, когда уже был открыт второй фронт. Летел в небе военный самолет, да и упал на Суксунский пруд. Незабываемое событие было для суксунских жителей! Особенно для пацанов. Суксун — глубокий тыл, о таких самолетах и знать не знали, и видеть не видели, и вот — увидели во всей красе! Одними из свидетелей того падения самолета были мой дядя Иван Токарев и его друг Миша Серебренников. Ярко и интересно рассказывал Михаил Дмитриевич Серебернников нам про это событие. Мой-то дядя ничего не мог мне рассказать, так как погиб в Германии в 1953 году. Что же это такое было?


Оказывается, самолет летел на Калининский фронт, пилоты перегоняли его по ленд-лизу. В годы войны для таких перегонов существовало два воздушных маршрута. Один брал начало на Аляске, пересекал Чукотку, Сибирь, Уральские Горы, именовался он «Алсибом». Через Берингов пролив до чукотского города Уэлен машины пилотировали американские летчики, а далее — советские. Такие перелеты усложнялись многим: плохая радиосвязь, шквальные ветры, неточные карты, перегрузы самолетов, и т.д. И вот на суксунском пруду этот самолет в результате аварии совершил вынужденную посадку, наперво скинув бак с горючим в районе деревни Опалихино.
Михаил Дмитриевич рассказывал: «Мы с Ванькой Токаревым стояли у завода. Слышим, в небе самолеты гудят. Первый раз увидели их с огнями, вечер уже был. Шли они косяком, на Верх — Суксунскую гору, как мы ездим в Кунгур, а один поотстал. Вдруг, он начал снижаться на Опалихино, развернулся и выныривает к советенской ложбинке. Не успел опереться на лыжи, плюхнулся на наш пруд, пробуравил снег до самого льда, да и уткнулся носом метров за пять до «поляковского обрыва. Мы рванули посмотреть, что там случилось. Вначале народу было тут немного, все же на работах, потом прибежали остальные». В последствии прибежали милиционеры, стали допрашивать очевидцев, что и как было.
Из самолета вышло три человека, и спросили у пацанов название населенного пункта и где тут находится местное начальство, а после уже начался почин самолета и круглосуточное дежурство около него. Долгие месяцы вахту возле упавшего самолета несли суксунские женщины. Ходили вокруг его в валенках и тулупах, потому что самолет долго пришлось чинить, чтобы он, расправив крылья, вновь взлетел. Никто не знает точно какой марки был тот самолет, но, по свидетельству еще одного очевидца Сумина Михаила, это скорее всего был бомбардировщик В25 Митчелл. Как известно первоначально для всех типов самолетов В25 не хватало технических описаний, инструкций. В результате неправильно выбранного полета, бывали случаи перегрева мотора, что приводило к вынужденным посадкам. Случались и другие повреждения.
По статистическим подсчетам по ленд-лизу в СССР поступили 15 481 американский самолет, 3384 — британских. По маршруту «Алсиб» (это значит — в небе над Суксуном) было переброшено 7925 машин.


Очевидец тех событий Сумин Михаил Самуилович рассказывал, что когда самолет залезли рассматривать любопытные мальчуганы, то один из них случайно нажал какой-то рычаг и самолет дал выстрел в сторону Верх-Суксуна. Все присели, а бабы заревели, подумали, что и здесь началась уже война. Пацану эта оплошность простилась, поскольку папа его был милиционер. К весне военный самолет удалось починить. В Суксуне появились авиатехники, они и чинили самолет. На парашютах спустили трех лопастные винты, а некоторые детали для ремонта вытачивали на Суксунском заводе. И вот к весне машина была почти готова к взлету.
Для взлета самолета нужна была взлетная полоса. Но лед к весне на пруду в верховьях был хрупкий из-за того, что воду за зиму вырабатывал завод. Пилоты думали, как сделать взлетную полосу: решили расчистить пруд от снега. На пруд выехал Виктор Семенов на гусеничном тракторе с открытым верхом, трактор заводился ломом, вручную. Впереди его повесили колесо с «раздвигой» (щит для сгребания снега), обитой железом. От заводской плотины до Верх-Суксуна пруд был расчищен от снега. Но оказалось, что по скользкому и неровному льду разгоняться самолету было очень опасно. Надо учесть, что вес такого самолета был более 16 тонн. И опять жители принялись за работу. Решили навозить на взлетную полосу снега, утрамбовать его и выровнять. Из ближних колхозов приехали возчики на санях и несколько дней возили на пруд снег. Лошади скользили по льду как на коньках, и не хотели работать. Оробевшим лошадям надевали на копыта тряпичные обмотки. Жители и школьники также помогали укладывать и трамбовать снег. Летчики перед взлетом опробовали моторы, от рева которых тряслись оконные стекла в окрестных домах, и еще раз заставил вздрогнуть жителей. Затем тракторами за канат подтянули самолет к заводской плотине, чтобы задать ему старт. И самолет, взревев, наконец-то взлетел!
Но…как было рассказано потом жителям, до областного центра – города Молотова (ныне Пермь), он все-таки не долетел. Вновь случилась какая-то неполадка. Командир приказал стрелку-радисту прыгать с парашютом, а пилот и штурман попытались сесть, но не получилось. Жители Суксуна очень опечалились от такой новости, поскольку уже сроднились с экипажем.

А у пацана Славки Садкова, которому сейчас уже за 80 лет, от самолета того на память осталась лыжа, которую он долго хранил, как память.
Лендлизовские самолеты, как рассказывали фронтовики, были не надежными, но преимуществом их были крупнокалиберные пушки, которые могли делать четыре выстрела одновременно. Конечно, их берегли, но свои советские самолеты ценили больше. Известно, что в общей сложности, что до мест боев не долетела целая заграничная эскадрилья, 150 «ленлизовских» самолетов.

очевидец падения самолета — Сумин Михаил Самуилович.

Научный сотрудник Суксунского историко-краеведческого музея
Наталья Токарева

Интересно? Расскажи друзьям!
Мне нравится жить, работать, общаться с самыми разными людьми, выстраивать отношения, строить планы. У меня есть замечательная работа: мы занимаемся очисткой сточных вод и делаем воду на этой Планете чище. Ещё мне нравится быть директором: это не только развитие бизнеса, но и развитие людей. Я люблю улучшать жизнь вокруг себя. У меня есть замечательное хобби: проект "Двигаем Урал в России и в мире!" Сегодня он состоит из 15 книг на русском, английском, немецком и китайском языках. Будет еще минимум пара книг. Кому интересно - присоединяйтесь!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments