Борис Пастернак – поэт, Антон Чехов – писатель и драматург, Савва Морозов – предприниматель, меценат и благотворитель, Борис Збарский – биохимик, Всеволод Всеволожский – статский советник. Что же может связывать людей столь разных интересов, профессий и эпох? Ответ прост – Всеволодо-Вильва. Каждый из них в разное время бывал в поселке: у одних с этим местом связана огромная часть жизни, а другие заезжали на пару дней.
Всеволодо-Вильва
Всеволодо-Вильва – небольшой поселок в Александровском районе Пермского края. История его, как и многих других уральских населенных пунктов, началась со строительством здесь завода – железоделательного, который был построен в конце 1818 года благодаря Всеволоду Всеволожскому. Он, кстати, и дал имя поселку – название населенного пункта было образовано от имени Всеволод и реки Вильвы, протекающей неподалеку.
Однако у поселка есть и второе название – Шабурная. Оно связано с одной из интереснейших легенд здешних земель.
Поселок, который построил Робин Гуд
В народе ходит легенда о некогда жившем здесь человеке по имени Шабур. Лучше всего ее описал пермский краевед, журналист и путешественник Ян Кутур.
Говорят, что Шабур был подневольным работником на Луневских копях, а некоторые считают, что даже каторжником. Это был гордый и непокорный человек, что в подобных условиях было, скорее, проклятием, чем благословением. За крутой нрав Шабура часто наказывали. Первое время он терпел, честно выполняя свою работу, но в один день жизнь эта показалась ему невыносимой, и он сбежал.
Хотя некоторые предполагают, что побег не был связан с наказаниями – ему предшествовала романтическая история. Якобы, сбежал он не один, а с влюбившейся в него дочерью управляющего копями. Поселились они в глуши вильвинского леса, на горе напротив большой речной петли. Сегодня эту гору многие знают как Шабурную. Место оказалось более чем удачным – недалеко от горы бил родник, обеспечивающий влюбленных чистой водой, а обзор отсюда открывался на многие километры – если бы кто-то захотел вернуть беглецов, то подойти незамеченными им бы не удалось.
Со временем по окрестностям пошла молва о благородном разбойнике, который грабил богатых и помогал бедным. Местные того разбойника уважительно называли «дядей Шабуром». Так родилась легенда о всеволодо-вильвенском Робин Гуде.
Постепенно под горой Шабурной выросло селение, которому дали имя – Подшабурная. Оно, видимо, и стало прародителем Всеволодо-Вильвы.
Современная легенда о Шабуре
Романтический образ Шабура долгие годы будоражил воображение местных жителей, будоражит и сейчас. В дань этой легенде один из жителей Всеволодо-Вильвы – краевед, мифотворец и педагог Михаил Мокрецов, который активно работает над культурно-туристическим развитием поселка – создал свою интерпретацию этой легенды специально для младшего поколения.
Согласно его версии Шабур не был разбойником, пускай даже и благородным, а был он старцем-мудрецом, жившим по законам природы. Этими же законами руководствовался он, когда обращались к нему люди за помощью. Но люди, его окружающие, были коварны и эгоистичны, ради собственной выгоды разрушали они все, что было дорого Шабуру. Старец, не в силах терпеть этого, покинул родные земли. Сначала путь его лежал вдоль солнечной реки – Сурьи. Дойдя до слияния Сурьи с Полуденной Сурьей, Шабур повстречал Вею-ветра, который посоветовал идти старцу не на юг, а на восток. Там, у большой дороги, людям часто бывает необходима помощь.
Так Шабур попал к Бабиновской дороге. Здесь он нашел большую поляну под кедрами – махнул рукой, бросил шапку и решил остаться. Взмах тот и дал название деревне Махнева.
Постепенно обустроился старец на новом месте, у дороги построил избу и начал помогать путникам. Кого вылечит, кому с одеждой подсобит, кого накормит, а кому кров даст. Никакой платы, кроме искреннего «спасибо», старцу не нужно было. Однако встречались на его жизненном пути люди, которые не могли платить за помощь только словом – им Шабур предлагал уединиться на день в одной из Махневских пещер и отрешившись от забот, слепить из глины «веху». Так он называл фигурку размером с ладонь, в которую человек должен был вложить всю свою благодарность и добрые пожелания. Форма изделия при этом могла быть самая разнообразная – человек мог слепить первое, что придет на ум.
Позднее эти «вехи» старец вез на ближайший торг, где молча производил обмен. Со временем люди поняли, что фигурки, которыми торгует странный старик не простые – это обереги, способные защитить от любых бед. Однако сила «вехи» проявляется, только если обменять на фигурку нечто, что действительно дорого сердцу.
Так, подошел однажды к старцу босяк в рваной рубахе и отдал единственное, что у него было – железную иглу. Сразу после обмена повесил он «веху» на шею да так и ушел. А утром, когда умывался в ручье, веревочка оборвалась и упала «веха» в воду, тут же обернувшись золотым слитком. Прознал об этом один богач и помчался к старцу. Обменял он на глиняную фигурку ржавую иглу, которую перед выходом достал из кучи ненужного хлама.
Совершив обмен, богач тут же помчался к ближайшему водоему… А на утро рыбаки выловили сетями утопленника с валуном на шее.
Так и жил Шабур, обменивая добро на добро.