Отправляясь в Российскую глубинку, всегда надо быть готовым к приятным сюрпризам. Свидетельством этому может стать поездка в село Ивановка Ялуторовского района Тюменской области.
Гостям здесь обязательно предложат побывать в музее, расположенном в местной школе в центре поселения. Музей, экспозиция которого собиралась несколькими поколениями учеников и учителей, представляет в том числе и научный интерес, о чем свидетельствует внимание к нему со стороны ученых из Тюмени. Они высоко оценили работу школьных музейщиков.
И этот пример не единичный в Тюменской области. Если задаться целью и посетить другие подобные музеи, то можно набрать материал на хорошую работу по истории и развитию области. А часть экспонатов окажутся просто уникальными и достойными находиться в лучших музеях больших городов.
Вот только нужно ли это для развития музейного дела? Наверное, лучше оставить все как есть, чтобы не ослабить интерес сельских краеведов к своим изысканиям. Им всегда приятно не только своим трудом добывать артефакты, но и демонстрировать экспонаты гостям музея.
В Ивановке музей больше, чем музей!
Именно так, перефразировав хрестоматийные строки Евгения Евтушенко, можно емко охарактеризовать внешне непритязательный музей, разместившийся в трех комнатах ивановской средней школы. Здесь, выражаясь высоким штилем, находится центр памяти, исторический стержень старинного коми-зырянского села на самом севере Ялуторовского района.
Знакомя нас с экспонатами накануне нового учебного года, педагог Зинаида Ларионова несколько раз с чувством досады повторила:
– Очень жаль, что сегодня в школе нет Людмилы Федоровны Ворсиной, основательницы музея. Она бы провела для вас удивительную экскурсию. В истории села «белых пятен» для нее почти не осталось. Да и Надежда Ивановна Пунегова, учитель начальных классов и замечательный фотограф, тоже могла бы много рассказать…
Но и безо всякой экскурсии видно, что здесь любовно собраны и бережно хранятся уникальные экспонаты, которые отражают основные этапы развития Ивановки. Знакомство с селом и школой надо начинать с музея. Кстати, у него нынче круглая дата: десять лет назад выдано свидетельство о регистрации и определен профиль – историко-краеведческий. Конечно, придирчивый специалист музейного дела найдет в экспозиции какие-то изъяны, вполне закономерные для подобных учреждений самодеятельного типа, но согласится с главным: каждый предлагаемый предмет имеет историческую ценность как немой свидетель эпохи.
Едва переступив порог, сразу окунаешься в мир древности, требующий сосредоточенности и вдумчивой тишины. И по достоинству оцениваешь замысел экспозиционера, который в первую очередь знакомит посетителя с личностью летописца села – Василия Ефимовича Попова. Работая главным экономистом совхоза «Восход», он смог воссоздать историю населенных пунктов, входивших в состав хозяйства, и выпустил бесценную книгу «Восходовцы», напечатанную на пишущей машинке. Большую ценность несет и статистический сборник «Экономика колхоза «Красный Октябрь» за 1936–1969 гг. В витрине можно увидеть и саму пишущую машинку, за которой творил Василий Ефимович. А рядом – повествование еще об одном известном жителе села Андрее Тимофеевиче Ганове, майоре запаса, служившем в Эстонии.
Тема Великой Отечественной войны представлена медалями П. А. Утюмова, солдатским котелком и ложкой Н. П. Чугаева, наградами и портретами других известных земляков. Нельзя без душевного волнения читать письмо Е. М. Попова, заканчивающееся словами: «Я не знаю, попаду нет на фронт, военное дело уже призабыл, так как прошло 24 года как винтовку в руки брал, поэтому нужна подготовка». Написаны эти строки 14 марта 1943-го, а 7 августа житель села, по сути уже непризывного возраста, погиб под Курском.
В атмосферу тыловой деревни переносит нас журнал седьмого класса ивановской школы за 1942/43 учебный год. В этом документе фамилии 18 учащихся, начиная с коренных ивановцев – Болотовых, и список учителей. М. Т. Мерзлякова преподавала русский язык и литературу, чтение, физкультуру, В. П. Сигорский – алгебру, черчение, геометрию, А. И. Криницын – физику, зоологию, сельское хозяйство, химию, И. А. Новиков – историю, географию, конституцию СССР, А. Я. Фризен – немецкий язык, А. И. Шешуков – военное дело.
Взгляд невольно задерживается на пожелтевших фотографиях советской поры 1920–1930 годов, на которых запечатлены участники окружных съездов директоров маслозаводов, мастеров маслоделия, месячных курсов переподготовки учителей начальных классов при Ялуторовском педагогическом техникуме.
Богат экспонатами этнографический комплекс. Здесь много деревянных, вышедших из оборота предметов домашнего обихода – корыт, кадок, ступ, жерновов, рубелей, трепал и других. Так и хочется сходить по грибы-ягоды с берестяными туесами или посидеть за кроснами и выткать затейливый половик. Таит до сих пор загадку металлическая шкатулка, похожая на походный сейф. Найдена она на берегу Тобола. В таких ларцах купцы, отправляясь в дальний путь, хранили денежную наличность либо другие ценности.
Подробно рассказана история самой школы. В этом разделе, в частности, можно познакомиться с прописями ученицы 2-го класса Лиды Раевской, кубками, вымпелами, дипломами и прочими достижениями школьных спортсменов, творчеством выпускников – Сергея Шешукова и Нины Гришиной, которые прославляют Ивановку в стихах и прозе.
В музее проходят уроки зырянского языка. Обучением как раз и занимается Людмила Ворсина, с которой нам не довелось встретиться в этот день. Но учебную тетрадку мне посчастливилось подержать в своих руках и немного приобщиться к языковой культуре коми-зырян. «Деревня», оказывается, по-зырянски называется «сикт», «дом» –- «керка», «хлеб» – «нянь», «баня» – «пывсян». Еще проще «мама» – «мам», «папа» – «тять», «бать».
Уникальность деревенского музея прослеживается в эпитетах и оценках, изложенных в Книге отзывов. С некоторыми из них я тоже хочу вас познакомить.
«Тюменский государственный университет благодарит Ивановский музей за замечательную экскурсию. Интересно и красиво. Продолжайте в том же духе!».
«Музей уникальный! Спасибо за сохраненную культуру! Коллекции этнографии музея являются отражением самобытной материальной и духовной культуры коми-зырян, выходцев – исторически – из Яренского уезда. Очень важно, что с историей народа нас знакомят носители этой древней традиционной культуры. Здесь живет истинная культура коми-зырян. С глубокой признательностью Н. А. Балюк, профессор Тюменского госуниверситета».
«Мы, выпускники 1972 года, первый раз побывали в музее группой. Очень понравилось… Малую родину надо помнить. И в этом помогают такие музеи, как этот».
К этим словам трудно что-либо добавить. Разве что напомнить простую истину: подлинную народную культуру надо особенно беречь в эпоху обезличенного и бездушного интернета, искусственного стирания языковых граней.
Кстати, здесь, в глубинке, бывают и иностранцы. В Книге отзывов я с некоторым удивлением увидел благодарственную запись представителей африканского государства Мали. Погружая в атмосферу самобытной культуры этнографические экспедиции, которые время от времени наведываются в Ивановку из областного центра, маленький музей делает большое государственное дело.
Автор: Павел БЕЛОГЛАЗОВ
Источник: Ялуторовская жизнь