В Казанском районе живут люди разных национальностей и разных вероисповеданий. И все же людей, считающих себя православными, большинство. Поэтому и религиозные праздники с участием православной церкви отмечаются здесь с размахом.
Отмечали 19 января даже в самые тяжелые годы гонения на Церковь. Не было, конечно, таких массовых погружений в прорубь для очищения от грехов, как в нынешние времена, но о самом празднике Крещения Господня не забывали никогда.
И дело не в том, что люди связывали с ним крещенские морозы, а именно в том, что многим из нас не хватало той святости, которую русский народ пронес через века. Порой даже под запретами, но наши дедушки и бабушки рассказывали о таинствах Церкви, тайком крестили внуков, надеясь, что Господь защитит их в будущем от различных невзгод.
Мы не всегда даже понимали смысл их действий, бывало, и посмеивались, но особо не возражали против участия в религиозных обрядах. Только сейчас приходит осознание того, что старики не просто пытались приобщить нас к церковной жизни – они сохраняли веру и традиции, которыми жили большинство россиян многие и многие годы.
Период с Рождества Христова и до Крещения называется Богоявлением. Считается, что именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. «В Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении из отверстых небес Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был слышен голос Бога Отца, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!».
Отмечается Крещение в Казанском широко. Именно об этом рассказано в материале журналиста Екатерины Терлеевой, представленном ниже.
В крещенской воде отражается жизнь
Крещение – это с исконных пор любимый нашим народом праздник. И понятно, почему: в этот день происходят настоящие чудеса. Раз в году священниками православной Церкви повсюду в мире совершается Великий чин освящения вод, и по вере людей Господь преображает простую речную или озерную воду в великую святыню. Она потом может храниться весь год без порчи и приобретения посторонних запахов. Но замечено, что лишь в тех домах, где искренне верят в Бога, живут в мире, где не принято материться и богохульничать (впрочем, это почти одно и то же) хранимая в закрытых сосудах святая вода не портится и сохраняет чудесные свойства на протяжении года, а то и больше.
Правда, за время тотального безбожия в нашей стране многие люди утеряли понимание сути происходящего с водой чуда, и как теперь только ни объясняют его причин! Кто-то говорит, что всему виной особенная энергия из космоса, излучающаяся именно в этот день, кто-то – что кресты, погружаемые в иордань – сплошь серебряные и этим «оздоравливают» всю массу вод… и тому подобное. Лишь бы не верить древней и простой истории, как Спаситель вошел когда-то в воды реки Иордан и освятил все водное естество, что и повторяется каждый год в знак Господней любви и милости к нам, многогрешным. А для кого-то – как знак присутствия Божьей силы и благодати в таких привычных, но жизненно важных земных вещах, как вода.
Но… да, утеряны многие исконные традиции, и сегодня не все знают, различается ли «крещенская» и «богоявленская» вода, нужно ли непременно окунаться в ледовую купель на Крещение и смываются ли от этого грехи. А приникнуть к источнику благодати жаждет каждый.
Вот и в этом году участники крещенского крестного хода, направляющегося после праздничного богослужения из казанского храма Святителя Николая к закованной в лед Алабуге, с улыбками наблюдали, как особо рьяные земляки, завидев крестоходцев, бегут со своими бутылями назад к проруби, чтобы опростать наполненную уже под завязку тару. Кто же знал, что воду надо еще и освящать! Из космоса, чай, ночью уже «освятилась»!
На лед к вырубленному в нем кресту ответственные за правопорядок пускали не всех толпой во избежание ЧП, а сравнительно небольшими группами. Радует, что прихожан разделять не стали и пропустили вместе с настоятелем иереем Вадимом Овчинниковым, дьяком Ильей Семиковым и певчими отслужить требующийся в этом случае молитвенный чин, чтобы затем набрать святой воды в храм и вернуться в поредевшем крестном ходу обратно в храм, попутно окропляя встречных и поперечных.
В этом году к устройству крещенской иордани и купели вновь были привлечены члены хуторского казачьего общества «Казанское». Всякий, набиравший в этот день святую воду в аккуратной иордани или согревающийся горячим чаем из казачьего огромного самовара, был от души благодарен казачкам-энтузиастам, верным помощникам казанского настоятеля. Без участия казачества нынче не обходятся крупные церковные праздники в нашем околотке.
И, как обычно, на благо обеспечения порядка работали местные экстренные службы, начиная от полицейских и заканчивая медиками. Правда, слава Богу, крещенский праздник прошел без эксцессов, и теперь почитай в каждом доме в укромном месте таится бутылочка – да не с адским пойлом, причиной почти всех бед народных, а со святой водой, к которой надо приникать каждый день с молитвой: «Господи, да будет святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих… по беспредельному милосердию Твоему…».
Великий знаток русского народа и его духовной жизни Константин Петрович Победоносцев в своей пророческой книге «Московский сборник» писал: «Говорят, что обряд – неважное и второстепенное дело. Но есть обряды и обычаи, от которых отказаться – значит отречься от самого себя, потому что в них отражается жизнь духовная человека или всего народа, сказывается целая его душа. Отрицать, приравнивать ее к предрассудку – то же, что отрицать силу сродства, действующую в личных между людьми отношениях». И есть, и будут те, кто свысока относится к народной вере, например, в целебность крещенской воды или схождение благодатного огня перед Пасхой, считая это суеверием или устаревшим предрассудком. А народ верит и пожинает чудеса. Потому что чувствует, и чувство его неискоренимо: жив Господь и действует в мире.