Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь – железная дорога, соединяющая крупнейшие города России от Москвы до Владивостока.
В 1904 году в американском журнале «Scientific American» Великий сибирский путь назвали главным техническим достижением XIX и XX века.
По сей день проекты расширения Транссибирской магистрали поражают воображение человека… Кто знает, может в ближайшем будущем она соединит зарубежные города и дойдет до Китая, Индии, Закавказья, а возможно, что и в Африку!
Факты из истории Транссибирской магистрали
История железнодорожного пути насчитывает более 130 лет. Проект, инициированный еще императором Александром III, поистине стал одним из грандиозных в мире и внёс огромный вклад в развитие нашего государства.
Датой начала возведения Великого сибирского пути принято считать 31 мая 1891 года. Строительство началось со станции Миасс: именно здесь начали строить самый первый участок Транссибирской магистрали.
По первоначальному плану железная дорога должна была соединить Оренбургскую губернию с Челябинском и затем пройти в Курган и Омск до Иркутской губернии. Одновременно начал реализовываться второй участок: от Владивостока до Хабаровска. Общая запланированная протяженность дороги составляла 2862 км.
Тяжёлые условия
Работы по сооружению железнодорожных путей проходили в непростых условиях вечной мерзлоты, в безлюдной местности посреди непроходимых таежных лесов, чьи просторы пересекались могучими реками и ледяными озерами.
Строительные материалы поставляли в условиях практически полного бездорожья. Многие конструкции перевозили по воде на суднах, которые не раз были затоплены.
Несмотря на все трудности, ежегодно рабочие прокладывали по 500-600 км железнодорожных путей в год.
Цена Транссибирской магистрали
Изначально проект строительства железной дороги оценили в 350 млн золотых рублей. В процессе работ стало ясно: это суммы недостаточно. Затраты росли из-за особенностей климатических условий, которые не раз подбрасывали труженикам незапланированные испытания. Например, летом на местах строительства Амурской железной дороги случались потопы, из-за чего приходилось строить мосты, тоннели и откачивать воду.
Затраты старались сократить всеми возможными способами: увеличивали расстояние между шпалами, уменьшали слой насыпи, закупали более дешевые строительные материалы, а рабочим предоставляли самые примитивные орудия труда: кирки, лопаты и топоры…
Строительство Транссибирского железнодорожного пути завершилось к 1916 году. Конечная цена всех затрат составила 1,5 млрд золотых рублей.
Транссибирская железная дорога в настоящее время
В настоящее время длина Транссибирской магистрали составляет 9289 километров. Железная дорога охватывает 8 часовых поясов, проходит через 5 федеральных округов. Маршрут лежит через 20 субъектов России: 11 областей, 5 краёв, 2 республики и 1 автономную область. В совокупности – это 87 городов.
Главные города Транссибирской магистрали:
- Дальний Восток: Владивосток, Уссурийск, Лесозаводск, Вяземский, Хабаровск, Биробиджан, Белогорск,
- Забайкалье: Чита, Петров-Забайкальский, Улан-Удэ
Самый высокий участок Транссибирской железной дороги проходит на высоте 1070 метров над уровнем моря в Забайкалье, в Яблоневых горах.
- Восточная Сибирь: Слюдянка, Иркутск, Иланский, Канск, Красноярск, Ачинск, Боготол
- Западная Сибирь: Мариинск, Анжеро-Судженск, Тайга, Юрга, Новосибирск, Барабинск, Омск
- Урал и Зауралье: Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Пермь, Верещагино
- Европейская Россия: Киров, Шарья, Буй Данилов, Ярославль
- Москва и Подмосковье
Транссибирская магистраль по сей день остается важнейшим транспортным звеном внутри страны. По железнодорожным путям перевозится около трети российского экспорта.
В добавок, железная дорога полюбилась многим российским туристам, ведь согласитесь: такой вид странствий наполнен особой романтикой и шармом! Путешествие на поезде позволяет не наблюдать за видами из окон купе, но и прикоснуться к истории…