Во второй половине 19 века крестьянин Шайтанской волости А.И. Злобин в расщелине Адуйского камня нашёл диковинную медную вещицу: человекообразную фигуру с элементами человека и зверя, рядом находились медная фигура птицы со сломанным крылом и разбитое на три части круглое каменное навершие булавы.
Что я услышала в Режевском музее:
«Адуйский идол, длиной 35 см, является самым большим из найденных на Урале древовидных полуобъёмных культовых фигур. Идол был отлит из меди в раннем железном веке (3-5 в.в. до нашей эры) скорее всего предназначался для проведения культовых обрядов, возможно связанных с погребальной магией.
Три пальца идола — это признак того, что это фигура духа. У идола – человеческая личина, от которой верх отходят лучи-волосы, аналог Верхнего мира. Он опоясан пятью валиками. Пояс в мифологии всех древних народов имел сакральное значение: пояс — это хранитель мощи, жизненных сил, души. Случайно ли, что у идола 5 поясов? Установлено, что в мире угров мужчины обладали пятью душами, а женщины четырьмя. Пояс — это середина человеческой фигуры, в данном случае, возможно, пять поясов говорят об обитании человека-мужчины, как аналог обитания живых людей и их душ в Среднем в мире.
В нижней части пластины мы видим фигуру хищного зверя с раскрытой пастью – олицетворение Нижнего мира. Сложно интерпретировать фигуру змеи, которая высовывается из волос- лучей. Можно предположить, что змея, ползущая вверх — это способ передачи информации, связующее звено трёх миров по вертикали.
Этот антропоморфный персонаж мог быть духом конкретного лица, Шамана или Старейшина племени. Об этом говорят обломки навершия булавы, котрые нашли рядом с идолом. Булава была всегда символом власти. Справа, на туловище идола отлито изображение ползущего вверх зверя с открытой пастью, скорее всего волка.
В исторических памятниках Режа (орнаментированные куски керамики) и в адуйском идоле предстает перед нами общая картина религиозных представлений древних уральцев, еще не знающий христианства.
Археолог Е.М. Берс в свое время так описывала находку:
«1. Медного в 35 см высотой антропоморфного идола, соединяющего в себе элементы человека и дерева, с двумя короткими руками, оканчивающимися тремя пальцами, с обозначенным лицом, с волосами в виде древесной кроны и с поперечными кольцами из пяти параллельных валиков на туловище; ноги у идола отсутствовали; нижний конец его был утолщен; на левой стороне на туловище (на стволе) имеется изображение ползущего вверх зверя; задняя поверхность фигуры гладкая и прямая.
2. Птицевидное изображение из меди длиной 7.4 см с крыльями в виде ласт и с раздвоенным хвостом (одно крыло обломано).
3. Три обломка от шлифованного шара из зеленого камня с высверленным отверстием диметром около 8 см.» В 1930-е гг. аналогичный идол был найден археологом А.А. Берс в районе станции Исеть.
Адуйский идол отлит из меди в раннем железном веке (V11-III вв. до н.э.) мастерами-литейщиками иткульской археологической культуры. Находки поступили в музей ( сейчас эти находки хранятся в Свердловском областном краеведческом музее) в конце XIX в. от члена УОЛЕ Н.К. Оржешко-Острейко.
Адуйский идол — один из наиболее впечатляющих экспонатов археологической коллекции музея, которая находится в зале, реконструирующем ту эпоху. Обязательно зайдите в этот зал музея!
В 1958 году на Адуйском камне водил археологические работы В.Н. Чернецов. Культурный слой был обнаружен в расщелинах в 5 местах камня. Так что, если доберетесь до Адуйского камня, а путь не близкий, внимательно приглядитесь к расщелинам, вдруг и вам повезет.
Адуйский камень – это живописная 40-метровая скала на берегу реки Адуй.
Как добраться до Адуйского камня?
Добраться до Адуйского камня можно от железнодорожной станции Крутиха (направление пригородных поездов на Реж, Егоршино, Алапаевск). Поскольку от станции до камня примерно 22 километра в одну сторону, то расчитывайте силы, в общем-то можно доехать почти до скал и на автомобиле повышенной проходимости.
Более подробная дорога до Адуйского камня описана здесь: Копи Семениха. Самоцветы и дедушка Ленин. Режевской район
Также возможно попасть на Адуйский камень со стороны села Октябрьское (расстояние в два раза короче), но придется переходить вброд реку Реж, а весной в половодье и после проливных дождей это невозможно.
Фотографии Адуйского камня с сайта:
https://www.mytravelbook.org/objects/aduiskii_kamen/
Фотографии музея — с сайта музея.