Сибирский тракт — это уникальный памятник российской истории XVIII века.
Сибирский тракт
В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Возникла необходимость в создании транспортного коридора, соединяющего Москву с Сибирью, и правительство принялось за строительство Сибирского тракта.
Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.
Общая длина Сибирского тракта составляла, по некоторым подсчетам, почти 11 тысяч километров. В те времена он был самой главной дорогой в России.
Строительство тракта
В нашем Нижнесергинском районе тракт начали прокладывать в 1723 году, когда Командир Уральских и Сибирских заводов В.И. Геннин распорядился продолжить дорогу от Бисерти через урочище «Гробово Поле» (ныне село Первомайское) прямо на деревню Подволошную, минуя Уткинскую Слободу, и далее через Уктусский завод к строящемуся Екатеринбургскому заводу. А дорога стала наименоваться кунгурской, поскольку вела из Кунгура.
Поначалу дорога представляла собой череду верстовых столбов. Проезжая часть была выслана хворостом и засыпана землей. В болотистых местах клали деревянные настилы — гати. С годами дорога улучшалась. Чтобы путники не плутали в снег и непогоду, императрица Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы на расстоянии почти трех метров друг от друга. Кроме того, светлая кора березы была хорошим ориентиром для ямщиков в ночное время. По приказу Александра I были утверждены правила обустройства тракта. Согласно требованиям, предполагалось использовать под устройство тракта полосу шириной в 30 сажен (порядка 60 метров). Под проезжую часть отводилось 10 сажен (около 22 метров), по 5 сажен (10 метров) с каждой стороны надлежало использовать для обустройства сточных канав и зеленых насаждений.
Как использовался?
Днем и ночью, круглый год по тракту непрерывной цепью тянулись обозы. Из Казани везли в Китай кожу, из Сибири с подчиненных народностей в виде подати приходили масло и меха, пушнина и серебро, редкая рыба, кедровые орехи, гусиное мясо. В Сибирь везли муку, крупу, толокно, ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали также Франция, Англия, Голландия. С 1735 года по нему стала осуществляться доставка важных грузов. Чтобы груз доходила быстрее, в специальной инструкции для курьеров обговаривалось: «Нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться». По дороге ездили и правительственные почтовые курьеры. У них на упряжи висели валдайские колокольчики, дававшие высшую привилегию на тракте. Как только послышится звон, смотритель почтовой станции должен держать наготове тройку лошадей на замену, потому как почтовый чиновник нигде надолго не имел права останавливаться.
«Великий кандальный путь»
Тракт также называли в народе «великим кандальным путем», потому что за столетия существования Сибирского тракта по нему прошло и проехало 1,5 млн заключенных, их гнали в Сибирь и на Сахалин. Каторжан заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели группами по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек. В день колонны проходили по 20-30 километров. Кандалы заковывались прямо на арестанте. Снимать их не разрешалось. В бане, например, одежда продергивалась в зазоры между телом и железом, а чтобы вещи не рвались, под стальные манжеты вставлялись специальные кожаные прокладки.
Пешее передвижение по тракту было очень изнурительным. Когда по тракту шли «кандальники» и «колодники», звон их кандалов был слышен за несколько километров. Стражники сдавали очередную партию арестованных по счету. Если арестант по дороге умирал, то его клали на телегу и везли до этапа, чтобы сдать по списку. Так и появилось в нашем районе урочище с названием «Гробово Поле». А недалеко от него гора «Расковалова». С этой горы и стекают Малая и Большая Расковалихи. Малая речка вливается в Большую Расковалиху. По одной из легенд в районе пересечения Сибирского тракта с Большой Расковалихой находилась кузница, где и расковывали ссыльных людей. Уставшим каторжникам без еды, практически в безлюдной, незнакомой местности сбегать было бессмысленно.
В 1822 году был издан «Устав об этапах». Через каждые 60 верст были построены этапные остроги для отдыха. При каждом остроге работал кузнец — для снятия кандалов и заковывания в них. Передвижение арестантов уже было регламентировано.
Не исключено, что кандалы хранящееся в Нижнесергинском музее найдены в районе «Большой Расковалихи».
«Царский мост»
Здесь же сохранился участок Сибирского тракта и каменный мост через Большую Расковалиху, построенный около 200 лет назад. В народе его называют «Царским мостом». А называют потому, что из царских особ по этому мосту проезжали: 29 сентября (по старому стилю) 1824 года царь Александр Первый. Тогда, по словам управляющего пермским имением Строгановых Льва Ослоповского, дороги в селениях и по тракту в пределах Билимбаевской дачи были «в совершенстве». В 1837 году царевич, наследник престола Александр Николаевич, в 1845 году герцог Максимилиан Лейхтербергский, муж дочери Николая I. Проходили конечно же и декабристы, приговоренных к каторге. В 1826-1827 годах они прошли несколькими партиями. Для них условия были суровыми, в кандалах и пешком.
Достаточно лестно о тракте отозвался в 1829 году немецкий ученый Александр Гумбольдт. Он заявил, что тракт на промежутке от Перми до Екатеринбурга «лучше английских». И действительно, глядя на этот старый, очень красивый мост, построенный из плитняка, удивляешься с каким запасом прочности он был построен. Без какого-либо ремонта, несмотря на то, что в советское время по нему проехали десятки тысяч автомобилей мост и в настоящее время находится в хорошем состоянии. Рядом построен современный мост. Но водители гусеничной техники чтобы не повредить новый мост, безбоязненно проезжают по старому мосту. Да, действительно «Царский мост». Дополнительно об истории Сибирского тракта можно почитать здесь:
Сибирский тракт: история знаменитого маршрута
Как добраться?
По Новомосковскому тракту едем на Пермь, мимо Ревды, примерно через 16 км от поворота на Ревду, будет стоять указатель на «Крылосово». Поворачиваем направо и едем по указателю. Через 4 километра, почти прямого участка, упремся в Т-образный перекресток. Поворачиваем налево, в сторону села Первомайского. Примерно через два километра увидим указатель с названием реки.