Село Нижнеиргинское находится на самом юго-западе Свердловской области, в Красноуфимском районе, граничит с Пермским краем. Многое оно повидало на своем веку. Испытало гонения царя и церкви на раскольников. Встречало хлебом и солью Е. Пугачева. Разделившись на враждебные лагеря, билось в годы гражданской войны. Помогало фронту в Великую Отечественную. История села насчитывает почти 300 лет.
Но есть факты о том, что этот край обитаем в более ранние времена, что его заселяли местные племена, которые вели также оживленную торговлю. Об этом говорит П.С. Попов в «Хозяйственном описании Пермской губернии»: «В 1851 году в южной части губернии, именно в Красноуфимском уезде, близ деревни Шестаковой и берега реки Иргина, вырыт был клад, состоящий из серебряного кувшина, разных вещей и более чем 20 монет Сассанидских, Византийских и Индо-Бактрианских V, VI и начала VII века нашей эры. Древнейшая из этих монет – Сасанидская — половина V столетия, новейшая — Императора Ираклия и сына его Ираклия — Константина 613—614 годов».
Известный археолог П.С. Савельев справедливо заметил, что едва ли можно приписать слепому случаю нахождению на берегах Камы и Иргины таких монет, которые принадлежали одной и той же эпохе, от половины V до начала VII века. Притом чеканены они в различных краях, именно в Восточной Римской империи, Персии и Северной Индии, тогда как в других местах России они нигде не оказались.
Не менее важное значение в археологическом отношении имеют разные металлические вещи, находимые в городищах, по преимуществу по берегам Камы, Иргины, Уфы и в ближних расстояниях.
В маленьком уральском селе Нижнеиргинское скопилось сразу несколько уникальных достопримечательностей. Во-первых, в этом селе есть единственный в России памятник отмене крепостного права. Он стоит на Козлиной горе. Сохранился пожарный колокол, которому свыше 100 лет. Село (а не Тула) является родиной русского самовара. По сохранившимся архивным документам, серийное производство самовара было налажено в Нижнеиргинском уже в 1738 году. Село славилось когда-то и своей иконописной школой. Теперь на Урале наряду с невьянской иконой появилась и нижнеиргинская. Не каждое село может этим похвастаться. Почему же село с дивной историей, с некогда крупным железоделательным заводом, сейчас никому неизвестно. В свое время его сильно наказал Емельян Пугачев — предводитель крестьянского восстания.
По воспоминаниям восстановлено, что в июле 1774 года «народного царя-батюшку» встречали хлебом и солью. Церковь отслужила молебен. В знак уважения Емельяну даже обмыли в пруду сапоги. Но на следующий день мужик показал свой нрав. Он приказал спустить из пруда воду, которая требовалась для технологического процесса. Жители долго умоляли о пощаде. Уговоры не помогли. После этого в нормальную колею завод входил несколько лет.
А самое главное, на мой взгляд, людям села Нижнеиргинского удалось сохранить до наших дней художественные промыслы. Здесь и поныне плетут лапти, катают валенки, бьют на шерстобитке шерсть, плетут из лозы, делают деревянную мебель и т.д. А еще здесь есть уникальный ансамбль «Огонек», к которому приезжают исследователи из Екатеринбурга и других областей. Пенсионерки, входящие в состав ансамбля, сохранили не только традиционные костюмы старообрядцев, но песни (слова, мотив).
Всю уникальность села можно увидеть своими глазами. Народ здесь живет гостеприимный. Ждем в гости!