История почитания иконы
По преданию, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: согласно некоторым сведениям, исцелились двое слепых, участвовавших в процессии. В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года в Казанском соборе.
Будущий патриарх Гермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» Еще один чудотворный список» с иконы был привезён из Казани в Москву в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году, видимо, ополчением из Казани,. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».
До постройки казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы. Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском.
«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче»[5]. Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.
В 1657 году патриарх Никон дарит Свято-Троицкому Маркову мужскому монастырю (Витебск, Беларусь) его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.
В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой в России; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям. В конце XX века получили распространение мифы, связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй, и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.
Строительство храма
Закладка храма была осуществлена 14 ноября 2001 года. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский в сослужении духовенства на территории Уральского института бизнеса отслужил молебен во время, которого был заложен камень в основание будущего храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Лето. Строительство продолжалось, воздвигли стены храма, где-то метра на два, затем строители ушли на другой объект, стали затягивать стройку, да и платить нам было не чем, так как на строительство храма мы принципиально от деятельности института ничего не брали. Да и продолжать было невозможно — мы не имели разрешения на строительство. И начались мои мытарства по согласованию проекта храма, которые затянулись на три с половиной года, все это время храм стоял с выстроенными стенами в два метра высотой. Бывает очень трудно согласовать какие-то параметры с существующими нормативами – например, вокруг храма должен быть проход шесть метров, а как его выдержать, если все вокруг застроено.
Наступает ноябрь 2007 года. Мы с протоиереем Александром Рыковым попросили Владыку Викентия отслужить литургию в нашем храме на Праздник Казанской иконы Божией Матери. Отец Александр Рыков тогда работал у нас в институте проректором по воспитательной работе и читал студентам курс «Основы православной культуры». Он составил список всего необходимого для службы. Мы начали делать иконостас из ДВП. Сделали иконостас, я купил набор икон на врата, сделали подставку. Престол временный привезли из Троицкого собора. Итак, было 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, было очень холодно — мороз градусов двадцать, а у нас крыши на храме нет – вместо крыши натянули пленку. Я поехал на Шарташский рынок и всем протодиаконам и Владыке купил такие аккуратненькие коротенькие валеночки и шерстяные носки, в них и проводили службу. Было очень волнительно, но и торжественно, конечно. Такая первая литургия осталась у меня в памяти на всю мою оставшуюся жизнь.
Странные у меня возникают чувства, как будто все хорошее было в прошлом, вспоминается с теплотой. Все прошло и больше не вернуть. Был какой-то духовный и организационный подъем. Менялась обстановка, мы обустраивались. Результаты наших стремлений ощущались на глазах. Там документы оформили, там кирпич привезли – все двигалось вперед. В нашем храме Архиепископ Викентий провел три литургии, две в недостроенном и последнюю 15 июня 2011 года, в день моего рождения. Тогда провели не только литургию, но и освятили храм. Конечно, самыми сильными были первая литургия и последняя, когда был освящен наш храм. 15 июня 2011 года литургия оказалась и на самом деле последней, которую возглавлял Архиепископ Викентий, вскоре вышел указ Синода — Архиепископа Викентия перевести в Ташкент и присвоить звание митрополита. Как проводилось освящение храма, это уже следующая песня, об этом я расскажу позже. А тогда нам было необходимо достроить храм, обустроить его, и многое, многое другое сделать.
На другое лето необходимо было воздвигнуть купол. Купол — металлический с покрытием, его взялась сделать одна Челябинская организация взялась сделать Челябинская организация. Купол сварили из металла, и сборным листом как позолоченным покрыли. Пригласили Владыку на освящение купола. Договорились о спонсорской помощи на подъемный кран. Кран пригнали, но по высоте он был не слишком высок и не хватало размаха стрелы. Было много предложений снять крест, а поднять купол, а затем закрепить крест. Но это еще создало бы проблему — как установить и закрепить крест. Вариантов было много, но все же решили осуществлять подъем, обмотав крест телогрейками и матрасами, чтобы его не погнуть. На подготовку и подъем ушло восемь с половиной часов. Был момент, что сантиметров 5-10 не хватит, чтобы занести купол и поставить на стакан. Но с Божьей помощью все получилось, купол поставили и засиял он на солнце с крестом, завершив архитектурный ансамбль храма.
Мы, а нас было не много: я, мой секретарь – Сухарева Наталья Викторовна; Владимир Ильич Кузякин — заведующий кафедрой информатики, профессор, скончавшийся этой же осенью; Виктор Иванович Первов — проректор по хозяйственной части; операторы — Анатолй Иванович и Людмила Алексеевна Севастьяновы; Рафаил Галиевич Мусин — преподаватель физкультуры; Панина Людмила Павловна – ответственный секретарь приемной комиссии; Маслянкин Виктор Алексеевич – доцент, преподаватель кафедры Экономики; преподаватель русского языка — Бобырева Тамара Сергеевна со своей семьей; Липатникова Валентина Ивановна – доцент, преподаватель кафедры Гуманитарных дисциплин.
Вот и все участники исторического процесса. На следующее лето отштукатурили и выкрасили храм, но внутри храма мы столкнулись с недоработкой проекта. Недоработан был купол, предполагалось делать его из ДВП, а был указан только радиус, это конечно, была существенная ошибка проекта, которую необходимо было устранить.
К этому времени мы уже покрыли храм крышей, что не надо было делать, пока не будут сделаны купола, своды в храме. Возникла проблема сводов, как их делать? Не помню, как я вышел на строителя – конструктора Алексея. Он разработал проект, мы на Нижнеисетском заводе заказали балки, которые необходимо было выгнуть. Заказ выполнялся два месяца, когда привезли металлоконструкции, начали их устанавливать. Балки, изогнутые вверху приваривались и нижними концами упирались в ниши, которые были продолблены в стенах. Затем через метр к балкам были приварены уголки и кругляк диаметром 12 мм через каждые 20 см вдоль и поперек. Была сделана такая своеобразная металлическая решетка 20 см на 20 см. с ее наружной стороны прикреплялась наружная сетка, а со стороны внутренности храма — круглая сетка, и делался цементный наброс. Затем эти своды и весь храм был отштукатурен специальной силикатной штукатуркой. Вначале — крупной, затем накладывалась пластмассовая сеточка и штукатурилась уже фирменной штукатуркой. Храм получился белоснежный. Заранее был заказан бело-голубой , фарфоровый иконостас, который устанавливали два месяца. Пол в храме тоже решили сделать голубым, вернее темно-синим, под цвет лазурита. Стены на уровне двух метров покрыли мрамором с синей ленточкой посередине. Мрамор пожертвовал нам грек Исаил.