Детская железная дорога – учебно-воспитательное учреждение для детей школьного возраста на железнодорожном транспорте, способствующее развитию технического творчества и железнодорожного моделизма, интереса к железнодорожным специальностям. Для джд специально прокладывают узкоколейный рельсовый путь (ширина колеи 750 мм) протяжённостью обычно 1,5-5 км, предоставляют подвижной состав (1-2 тепловоза и 4-5 пасс. вагонов), оборудуют дорогу устройствами СЦБ и связи, строят небольшое вокзальное здание, депо, стрелочные посты, а также создают учебные кабинеты, лаборатории и мастерские для проведения занятий с юными железнодорожниками.
Подготовкой юных железнодорожников ведётся по трёхгодичным программам. Изучаются (в осн. в зимний период) теоретические основы железнодорожной техники, технологии перевозок, правила, необходимые для выполнения должностных обязанностей определённых профессий. В летний период, во время каникул, школьники под руководством инструкторов-педагогов из числа опытных железнодорожников проходят учебно-производственную практику по организации перевозочного процесса в качестве машиниста локомотива и его помощника, диспетчера, дежурных по станции и стрелочному посту, проводника и осмотрщика вагонов, кассира, ревизора-контролёра, монтёра пути, дежурных по переезду и перрону и др.
Первая джд открыта в Тбилиси в 1935 году. В 1990 в СССР функционировало 50 джд общей протяженностью около 150 км, действовало свыше 3 тысяч кружков в которых занималось свыше 50 тысяч учащихся. За лето по джд проходило 15 тысяч пассажирских поездов, в которых перевозилось свыше 2 млн. пассажиров.
История Свердловской детской железной дороги
Вопрос о создании детской железной дороги в Свердловске был поднят по инициативе городской комсомольской организации города и ветеранами железнодорожного транспорта в конце 1958-го года. Идея строительства широко обсуждался на страницах советской печати и собраниях рабочих. Со времен идея создания Детской Железной Дороги получила финансовую поддержку партии.
Проект Детской Железной Дороги разрабатывали специалисты института Уралгипротранс уже в 1958-м году. Осенью того же года в живописном лесном массиве Центрального Парка Культуры и Отдыха имени Маяковского началось строительство Детской Железной Дороги.
Одновременно со строительством дорожный дом пионеров начал подготовку юных железнодорожников. Эту работу взяли на себя ветераны труда, во главе с П.А. Перепёлкиным. Школьники изучали железнодорожные специальности, а практику летом 1959 года проходили у своих товарищей на Южно-Уральской детской железной дороге и на Алапаевской узкоколейной железной дороге. В течение 1959-1960 гг. было проведено много субботников и воскресников на строительстве дороги, учащиеся Свердловских школ и комсомольцев промышленных и строительных организаций города активно участвовали в планировке пути, выполняли земляные работы, занимались озеленением территории.
28 апреля 1959 года на станцию Свердловск – Сортировочный поступил первый тепловоз для детской железной дороги серии ТУ2-092 построенный на Калужском машиностроительном заводе. Он прибыл из Кустаная в адрес дорожного Дома техники.
И вот 4 июля 1960 года вышел приказ Начальника Свердловской железной дороги об открытии и обслуживании нового объекта железнодорожного транспорта, который впредь стали именовать Малой Свердловской железной дорогой.
К моменту открытия детской железной дороги на ней было 2 станции: Центральная и Пионерская, а так же два остановочных пункта: Водная, ставшая в 70-м году Солнечной, и Пост, ставший в 70-м году Юбилейной. Длина дороги составила 2,5 км. Время в пути 27 минут.
Железная дорога была торжественно открыта 9 июля 1960 года. Первым машинистом, который повёл поезд по Малой Свердловской, стал ученик 9 класса 39-й школы Виктор Дубровский.
Газета «Путёвка» от 12 июля 1960, №83 (5049) описывает открытие Малой Свердловской так (автор текста Г. ДМИТРИЕВ):
9 июля Суббота. Но какое праздничное оживление царило в этот день в Центральном парке культуры и отдыха имени Маяковского в Свердловске. Здесь открылась Малая Свердловская железная дорога…
… У перрона вокзала станции Центральная – состав цельнометаллических вагонов полученных из Польской Народной Республики, на каждом из которых поблёскивает на солнце Герб Советского Союза и под ним буквы: «Сверд». В вестибюле вокзала и на перроне снуют взад-вперёд в форменном обмундировании юные железнодорожники – не по годам серьёзные и озабоченные в этот час. Можно понять их волнение: ведь им предстоит стать хозяевами настоящей, хотя и малой, железной дороги.
… 12 часов. Начинается митинг. Секретарь Свердловского горкома партии т.Морщаков поздравляет юных граждан города с открытием детской дороги.
— Берегите, дети, свою дорогу, — взволновано говорит ветеран транспорта П.А. Перепёлкин.
Председатель Совета юных железнодорожников Светлана Панекина произносит торжественно:
— Мы обещаем хорошо работать! Благодарим Коммунистическую партию и Советское правительство за заботу о детях.
Аплодисменты тонут в резком шуме взлетающих в небо ракет, участники митинга спешат на посадку. Светлана Панекина разрезает красную ленту перед поездом. Загорается зелёный огонь светофора – путь свободен! Виктор Дубровский, ученик 9 класса 39-й школы, приводит в движение тепловоз ТУ2-092. За левым крылом машины – его помощник Анатолий Козлов.
Под звуки духового оркестра первый поезд №121 тронулся в путь.
В первом вагоне стихийно возникает песня:
Наш тепловоз лети
вперёд.
в коммуне – остановка…
— Граждане пассажиры, поезд подходит к станции Водная, — объявляет юный проводник Юра Симонов. Минутная стоянка – и дальше в путь. В открытые окна вагонов вдруг влетает «Ур-ра-а!.» Это приветствуют первый поезд ребятишки из парка.
— Смотрите, всё по-настоящему! – с восхищением говорят первые пассажиры.
Да, всё по-настоящему! Малая Свердловская тысячам ребят откроет дорогу в большую жизнь!
Так начиналась трудовая жизнь Малой Свердловской железной дороги.
9 мая 1961 года вышел приказ Свердловского горкома ВЛКСМ “О ПРИСВОЕНИИ МАЛОЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ДОРОГЕ ИМЕНИ НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО”. Так же в 1961 году на детской железной дороге организован кружок железнодорожного моделизма, который действует и по сей день.
С 1962 года ДЖД является неоднократным участником ВДНХ СССР, более 80 юных техников награждены медалями «Юный участник ВДНХ СССР». К 1979 пионерский поезд совершил «кругосветное путешествие», пройдя более 50.000 км и перевезя 1.000.000 пассажиров.
В 70-х годах на Детскую железную Дорогу с узкоколейки Таллин — Вяйке поступил тепловоз ТУ2-141. В 2000-м году на дорогу с закрывшейся Тула — Лихвинской узкоколейной железной дороги передан тепловоз ТУ2-236.
До 2010 года основным типом вагонов который перевозил пассажиров по Детской железной Дороге были 8 Польских цельнометаллических вагонов завода PAFAWAG построенных в 1960 году.
В 2010 году на Детской Железной Дороге были заменены рельсы, уложены железобетонные шпалы. На станции Центральная был заменён пульт управления движением. На протяжении всего пути следования поезда работают новые светофоры и автоблокировка. На ст. Юбилейная построена новая платформа. На станции Пионерская установлен новый пульт управления. Отремонтировано депо для локомотивов, построен новый тупиковый путь. Все стрелочные переводы стали централизованными.
Поступил в эксплуатацию новый подвижной состав – тепловоз ТУ7А и три новых вагона Камбарского машиностроительного завода. Старые вагоны и тепловоз ТУ2-236 были отремонтированы и покрашены. Первый Тепловоз СвДЖД ТУ2-092 в 2010 году был отправлен на станцию Свердловск — Сортировочный для прохождения капитального ремонта, но отправка в ремонт осуществилась только в мае 2016 года, в 2017 после ремонта, тепловоз вернули на детскую железную дорогу.
В 2012 году на ДЖД поступил тепловоз ТУ10-013 Камбарского машиностроительного завода, а летом 2013 года три новых вагона серии ВП-750 того же завода.
После реконструкции 2016 года на детской железной дороги было обновлено путевое хозяйство, создано депо, возведена эстакада и четырехэтажное здание вокзального комплекса.
В новом здании вокзала третий этаж полностью отведен под нужды пассажиров станции «Екатеринбург — детский». Там есть зал ожидания, билетные кассы, медицинский кабинет и служебные помещения, такие, как кабинет дежурного по станции, поездного диспетчера и другие. Поезда прибывают по эстакаде на платформу, с которой сразу можно попасть на третий этаж.
Стоит отметить, что в помещениях вокзального комплекса создана безбарьерная среда для инвалидов — отдельный вход для инвалидов, удобные лифты, пандусы, специально оборудованные туалетные комнаты. А с 2017 года на детской железной дороге также появился специальный вагон для перевозки маломобильных граждан и пассажиров с колясками.
Помимо помещений для пассажиров, в обновленном здании есть кабинеты для занятий юных железнодорожников. Классы оснащены современными интерактивными средствами обучения. В частности, там установлены тренажерные комплексы, максимально реалистично моделирующие процесс ведения поезда. В реализации проекта были задействованы серьезные силы и средства. Длина дороги увеличилась до 3,1 километра.
Церемония открытия обновлённой Свердловской детской железной дороги состоялась 13 сентября 2016 года в ЦПКиО им. Маяковского.
9 ноября 2017 года в рамках дней Свердловской железной дороги в законодательном собрании Свердловской области на детской железной дороге было открыто новое вагонно-локомотивное депо.
В июне 2013 года было принято решение о создании Музея узкоколейных железных дорог на Свердловской детской железной дороге.
Размещение Музея УЖД в комплексе зданий и сооружений на Свердловской детской железной дороге позволит создать уникальный музейный комплекс и организовать круглогодичные туристско-экскурсионные перевозки. Для жителей и гостей Екатеринбурга музей станет одним из популярных мест отдыха. На сегодняшний день уже собрано и находится на реставрации около 70 экспонатов. Главной изюминкой будет являться то, что почти все экспонаты будут действующими, в экспозиции будет около 10 паровозов различных серий и заводов, в том числе паровоз серии 157С из парка Энгельса.
Первым действующим экспонатом музея стал немецкий паровоз построенный в 1931 году на заводе Orenstien&Koppel, он был привезён из Германии в 2014 году. Сегодня этот паровоз можно увидеть в работе в летнее время, каждые выходные в субботу и воскресенье он совершает по 3 рейса. Таким образом у жителей и гостей города есть возможность проехаться в поезде под управлением настоящего действующего узкоколейного паровоза.
Историческая справка
Детская железная дорога – задумка исключительно советская, идея о строительстве таких дорог пришла в середине 30-х годов 20-го века. Идея рождалась в городских Дворцах пионеров и ТЮЗах, когда руководители кружков и пионеры выдвигали идеи о строительстве таких дорог руководителям городов, начальникам и работникам железных дорог. Первая детская железная дорога в Мире была открыта в Тбилиси (Тифлисе) 24 июня 1935 года, дорога длинной 400 метро имела две станции «Пионерскую» и «Радостную», паровоз и 3 вагона. Дорогу обслуживали дети, в строительстве дороги так же были задействованы они (нет, не по указанию, а по собственному желанию) ведь им так хотелось иметь хоть и маленькую, но свою детскую железную дорогу, где они смогли бы оттачивать навыки железнодорожных профессий, от проводника и стрелочника до дежурного по станции и машиниста.
После первого летнего сезона юные железнодорожники Тифлиса поехали на приём в Москву к наркому путей сообщения Лазарю Моисеевичу Кагановичу, где попросили удлинить дорогу и рассказали о том, как они отработали первый летний сезон. 8 октября 1935 года в газете «Пионерская правда» вышла статья, на первой странице газеты расположился шарж из 22 первых юных железнодорожников, которые строили свою дорогу и обслуживали её в летний сезон, и название статьи «Тифлисские пионеры предлагают – построить в красной столице детскую железную дорогу» эта статья дала старт массовому строительству детских железных дорог по всему советскому союзу. Москвичи не остались в стороне и открыли свою дорогу двумя годам позже – 2 мая 1937 года. 1 августа 1936 года в городе Красноярске была открыта первая детская железная дорога России (первой она стала после развала Советского Союза). Первая детская железная дорога Украины — «Малая Сталинская» железная дорога, была открыта 6 июня 1936 года в городе Днепропетровске. Всего до Великой Отечественной Войны было построено более 15 детских железных дорог. Во время ВОВ многие детские железные дороги оказались на оккупированных территориях и, к сожалению, были разрушены, оборудование – паровозы и вагоны немцы увозили собой, но следующие за ними части Красной армии быстро забирали у них трофеи и возвращали обратно на детские железные дороги, такая истории случилась с Днепропетровской ДЖД на которую части красной армии успели вернуть вагоны которые увезли немцы. В отличие от других детских дорог, сильно пострадавших в годы войны и не возрождённых после Победы, Днепропетровскую ДЖД ждала иная судьба. Восстановлению дороги придавалось особое значение. Его можно смело назвать важной политической акцией с очень большим пропагандистским эффектом. Открытие ДЖД должно было стать видимым примером возвращения города к мирной жизни, способствовать поднятие духа, как у мирного населения, так и у фронтовиков. Именно поэтому реконструкция дороги велась наравне с восстановлением жизненно важных объектов города. 29 октября 1944 года на Днепропетровской детской железной дороге было возобновлено регулярное пассажирское движение. Многие ДЖД были разобраны во время войны, рельсы пускались на метал или использовались в других местах, а подвижной состав отправляли на заводы и узкоколейки.
Послевоенное восстановление страны так же отразилось и на детских железных дорогах, они как символ победы начали возникать в городах героях Ленинграде и Сталинграде, а так же по всему Советскому Союзу. Ко времени распада СССР количество действующих «малых» железных дорог достигло 52. К сожалению после развала не все страны смогли тянуть на себе такой важный социальный груз, да и к тому же затратный. Во многих союзных республиках на сегодняшний день детских железных дорог не осталось. На территории Украины сегодня действует 9 ДЖД, на территории России 25, за последние 10 лет в России построено 3 новых детских железных дорог в Новосибирске, Кемерово и Казани, и новая трасса в Санкт-Петербурге. В Белоруссии работает 1 детская железная дорога в столице – Минске. К сожалению судьба не пощадила первую в Мире Детскую Железную Дорогу находящуюся в Тбилиси – после развала дорога долгое время не работала а после реконструкции 1999 года к сожалению стала обычным парковым аттракцион обслуживающаяся взрослыми.
Телефоны: 7 (343) 358-58-88, 7 (343) 358-58-89
Группа ВКонтакте (неофициальная!): https://vk.com/msvzd
Статья на сайте ДЖД СССР: https://www.dzd-ussr.ru/towns/ekburg/