Екатеринбург — это научный, образовательный и культурный центр Урала. Его разностороннему развитию способствовали многие жители города. В этой статье речь пойдет о городском театре, который появился при поддержке В. А. Глинки.

Театральная жизнь вошла в быт жителей Екатеринбурга с появлением в городе театральной труппы под руководством Петра Алексеевича Соколова. Для них главный горный начальник Хребта Уральского генерал Владимир Андреевич Глинка выделил одно из помещений (цейхгауз) при заводском госпитале (ныне ул.Воеводина,5,  бывшая ул.Госпитальная) , поддержав при этом артистов и материально.

До прибытия в Екатеринбург соколовский театр несколько лет гастролировал по многим российским городам , в числе которых были Воронеж , Тамбов , Саратов , Симбирск , в Казани труппа задержалась аж на 9 лет. Но в 1842 году случился пожар , поглотив здание театра со всеми костюмами и декорациями.
Антрепренер Соколов со своими артистами-погорельцами перебрались в Уфу, затем в Пермь и , наконец , «бросили якорь» в столице «золотого Эльдорадо» тех лет — Екатеринбурге , где особо богатые купцы и золотопромышленники гуляли свадьбы по целому году и мыли шампанским своих лошадей от случая к случаю.

И вот , с легкой и деятельной руки генерала Глинки, екатеринбуржцы получили постоянный профессиональный театр. 5(17) ноября 1843 года состоялось первое представление — водевиль «Ножка» и опера «Женщина — лунатик». Опера 18 века включала в себя как певческие , так и разговорные партии . Аншлаг от премьерных постановок в Екатеринбурге был полный , а на всю зиму следующего 1844 года благодарные зрители забронировали места в зале по приобретенным абонементам.

Помимо самых востребованных и многочисленных водевилей в репертуаре театра Соколова имелись комедии и оперы: пьеса Загоскина «Господин Богатонов или провинциал в столице» ; «Ревизор» Гоголя , «Кетли или возвращение в Швейцарию», «Сомнамбула» Беллини , «Мнимый невидимка».
Драм поставили лишь три : «Русский человек добро помнит» Н. Полевого , «Тереза , женевская сирота» и «Семейство Старичковых«.
Также устраивались бенефисы.

Удовлетворенные игрой артистов зрители начали собирать подписи в пользу строительства отдельного здания для театра. Эту инициативу в полной мере поддержал Владимир Андреевич Глинка и лично выбрал место для Храма Мельпомены. И уже к 10 мая 1845 года проект здания был готов , автором которого стал дипломированный архитектор Петербургской Академии художеств Карл Густович Турский.
Меценатами строительства выступили состоятельные купцы , крупные суммы денег пожертвовали золотопромышленники Рязанов , Коробков , Казанцев.

фото: Фото: Юлия Субботина / IMC Источник: itsmycity.ru

В 1847 году каменный театр , возведенный в стиле позднего классицизма украшал угол Главного и Вознесенского проспектов( ныне ул.Ленина, 43 и ул.Карла Либкнехта). Он был наделен множеством колонн , портиками , венецианскими полукруглыми окнами, лепниной в виде растительного орнамента и мифологических грифов.
Первыми постановками стали : комедия «Приемыш» и водевиль«Дезертир». Театральные афиши последующих лет гласили : «Драматическое представление в пяти действиях в стихах и прозе «Уголино» соч. Н.Полевого, сюжет взят из повести «Ад», соч. Данте; «Разгул жизни», «Кинжал-обличитель», «Башня голода», «Женатые повесы» с подзаголовком «дядюшка ищет, а племянник рыщет».

Костяк соколовский труппы составляли крепостные актеры. Примадонной являлась супруга самого антрепренера Евдокия Алексеевна Иванова (1810 — 1905 годы жизни). Она была одной из пяти девушек — крепостных, выписанных Соколовым по договору из домашнего театра Спасского — Лутовиново, принадлежащего матери писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
Евдокия знала грамоту, основы рукоделия и окончила театральную школу при домашнем театре, где обучали танцевальному, певческому и актерскому искусству.

Петр Алексеевич Соколов с 1814 года, начала своей творческой деятельности, служил артистом в труппах И.Ф.Штейна и О.И. Калиновского в Харькове и Воронеже, играл городничего в «Ревизоре», Фамусова в «Горе от ума», Пустославцева в «Льве Гурыче Синичкине». Затем сам занялся антрепренерством. Кроме крепостных актеров у него иногда работали приглашенные актеры московского Малого театра , одними из которых были Пров Михайлович Садовский и знаменитый Михаил Семенович Щепкин.

В начале 1850-х годов Соколов со своей женой — опытной к этому времени оперной и драматической актрисой Евдокией Ивановой покинули Екатеринбургский театр и уехали в Сибирь.
В Тобольске приблизительно в 1865 году Евдокия Алексеевна овдовела, после чего несколько лет скиталась по сибирским частным театрам, пока не прибилась к труппе иркутского антрепренера Петра Михайловича Медведева. Он же, будучи по рождению москвичом, обучался в Императорском московском театральном училище, создал много драматических спектаклей и первую русскую оперную труппу.
В 1872 — 1874 годы Медведев стал руководителем Орловского театра , а с 1889-го и до конца своих дней (1906 год) он был актером Петербургского Александринского театра.

А Евдокия Иванова — Соколова в 1870-е годы вернулась на сцену Екатеринбургского театра , где радовала зрителей своим талантом до 1899 года , прожив 95 лет.
Среди ее поклонников был и Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк , в его пьесе «Золотопромышленники» у Ивановой имелась роль.

В театре формировались крепкие династические кланы. К чужакам относились очень ревностно. Афиши десятилетиями пестрели одними и теми же фамилиями артистов — родственников.
Самые известные актерские династии 19 века на Урале : Романовские, Головинские, Михайловы, Дмитриевы. Здесь также блистали дарованием В.Н.Давыдов ,    Н.А.Самойлов —  Мичурин , Е.А.Лепковский.
Репертуар театральных постановок был разнообразный: мелодрамы , комедии , оперы , оперетты, драмы.
Но во второй половине 19 века труппа играла спектакли в Екатеринбурге лишь осенью и зимой , весной ее ждали Ирбитские помостки , летом Пермские.

В конце 19 здание театра подверглось реконструкции , на южном фасаде заложили открытую колоннаду кирпичными простенками , врезав в них удлиненные окна.
Здесь прошел первый сеанс кино.
В 1912 году в Пенатах первого Екатеринбургского театра поселился кинематограф. В 1914-м появилось название «Колизей», после 1917 года переименованое в «Октябрь».
В 1979-м кинотеатр был реконструирован изнутри под «стереокино».
В 2002 году здание получило имя «КиноМакс . Позже снова «Колизей».

Автор статьи: Лариса Соболева

Источник: Неизвестный Екатеринбург

 

 

 

 

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments