Представляем точку маршрута по истории Екатеринбурга «Санкт-Екатеринбург» в мобильном приложении «КУДА» — Дореволюционные промышленные выставки в России и мире. Каслинский чугунный павильон.
Дореволюционные промышленные выставки в России и мире. Каслинский чугунный павильон
В последней четверти XIX века производственная площадка Екатеринбургского завода – то самое место, которые сейчас горожане называют «Плотинкой», а на карте города оно фигурирует как «Исторический сквер» — пустовало.
Заводские железоделательные и металлообрабатывающие фабрики перестали работать в 1808 году, уступив место монетному производству, в 1876 году закрылся и Екатеринбургский монетный двор. Огромная территория в самом центре города стояла практически без использования.
Урало-Сибирская научно-промышленная выставка
Именно здесь по инициативе легендарного Уральского общества любителей естествознания при активном содействии городских и губернских властей в 1887 году было запланировано проведение грандиозной для того времени Урало-Сибирской научно-промышленной выставки. Это было что-то подобное ВДНХ того времени.
На выставке планировалось не только представить технические достижения российских предприятий, но и уделить большое внимание истории и природе Урала и Сибири. Из 11 отделов выставки четыре были посвящены естественной истории, археологии и этнографии края.
Торжественное открытие выставки состоялось 14 июня 1887 года в присутствии высочайших гостей: великих князей Михаила Николаевича и Сергея Михайловича Романовых. Президентом был назначен Александр Миславский – почетный гражданин Екатеринбурга, знаменитый хирург и физиолог.
Выставка проработала в Екатеринбурге всё лето – три месяца, с 14 июня по 15 сентября. Она расположилась в неиспользуемых помещениях закрытого к тому времени Монетного двора, а также в специально выстроенных павильонах. Это самый центр сегодняшнего Исторического сквера, по обе стороны реки ниже водосброса. Через реку перебросили несколько пешеходных мостиков, установили скамейки, обустроили беседки, рестораны.
Вход был платным, однако это не стало препятствием: за три месяца работы ее посетило более 80 тысяч человек (при том, что население Екатеринбурга того времени составляло около 35 тысячи жителей). На выставке работало множество торговых точек: лавок, балаганов, магазинчиков – с промышленными и кустарными товарами. Всё это позволило окупить часть расходов на организацию выставки.
Промышленные предприятия Урала и Сибири, а также других регионов России были представлены в павильонах горнозаводской, ремесленной и кустарной промышленности, сельского хозяйства, лесоводства, садоводства, огородничества, охоты и рыболовства.
Экспоненты и экспонаты
Крупнейшими экспонентами стали Каслинский чугунолитейный завод, Камско-Воткинский завод, компания «Галле & Дитрих», машиностроительный завод братьев Коробейниковых, колокололитейное заведение Оловяшникова, московский парфюмер Келлер и многие другие – всего более 4000 экспонентов из 32 губерний Российской империи.
Особое внимание устроители выставки уделяли ее просветительской стороне. В «Правилах о входе на выставку» предусматривались бесплатные билеты для делегатов от волостей, направленных земствами, делегатов ученых обществ, групп учащихся в сопровождении преподавателя.
На выставке экспонировались диковинки, пользовавшиеся особой популярностью среди посетителей: «киргизская кибитка» (т. е. казахская юрта), традиционные жилища манси, ненцев и башкир — причем с живыми людьми внутри наподобие «человеческого зоопарка».
В рамках художественного отдела была открыта Передвижная выставка Академии художеств: более 200 полотен и скульптур. Благодаря выставке уральцы познакомились с подлинными произведениями Перова, Айвазовского, Шишкина, Верещагина и других знаменитых художников.
Ярким напоминанием об экспонатах Урало-Сибирской научно-промышленной выставки сегодня являются фигуры, украшающие пешеходную часть проспекта Ленина, – то есть установленные на той самой «Плотинке».
Это современное осмысление самого распространенного в XIX веке выставочного экспоната уральских металлургических заводов – стилизованный пучок металлического проката, железных брусьев, завязанных узлом. Действительно, металл уральских горных заводов славился своим высоким качеством – полосы проката благодаря их гибкости и упругости можно было завязать в узел даже в холодном виде.
А ещё в Екатеринбурге существует легенда, что эти фигуры – узлы железных канатов, которыми наш город привязан к небу.
Каслинский чугунный павильон
Столь же яркой демонстрацией мастерства уральских металлургов и гордостью горнозаводской промышленности в конце XIX века стал невероятной красоты Каслинский чугунный павильон, изготовленный специально для Всемирной Парижской выставки 1900 года.
Вернёмся к нашему павильону. Ажурный павильон прямоугольной формы высотой около пяти метров был доставлен в Париж в разобранном виде, во время работы выставки в нем разместилось около 1,5 тысяч лучших образцов литых изделий из чугуна: скульптуры, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, а также письменные приборы.
Вход украшала скульптура «Россия», олицетворявшая женщину-воина в древнерусских доспехах с мечом в руке.
Павильон получил гран-при Парижской выставки «Хрустальный глобус» и Большую золотую медаль выставки в классе «Приготовление металлических изделий» в отделе горного дела и металлургии.
Президент Франции Эмиль Лубе, посетивший выставку в 1900 году, выразил желание приобрести павильон со всеми экспонатами, включая скульптуру «Россия», за 2 миллиона рублей (на современные цены – около 5 млрд рублей).
Управляющий кыштымскими заводами Карпинский согласился на условия покупателя, но отказался продать символизировавшую русскую державу скульптуру со словами: «Россия не продается!»
Сделка не состоялась, и после окончания выставки павильон разобрали на детали и отправили обратно на Урал.
По возвращении в Касли некоторые детали чугунного павильона переплавили. Одна из его стенок в 1927 году была отправлена в Свердловск и экспонировалась в Свердловской картинной галерее. На волне популярности каслинского чугунного литья в 1958 году недостающие элементы павильона восстановили по фотографиям.
Сегодня Каслинский чугунный павильон вместе с той самой статуей «Россия» выставлен здесь, на Плотинке, в здании Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Музей изобразительных искусств
В основе, расположенного в Историческом сквере, здания по адресу: Воеводина, 5 – одно из старейших сохранившихся зданий Екатеринбурга. Построенное в 1730-х – начале 1740-х годов как госпиталь Екатеринбургского железоделательного завода, здание неоднократно меняло предназначение и почти непрерывно перестраивалось.
Помимо госпиталя в нем в разное время размещалась монетная экспедиция, аптека, пробирная лаборатория, заводская тюрьма. Именно в этом здании в 1843 году в Екатеринбурге состоялось первое театральное представление.
Во второй половине XIX века тут расположилась городская богадельня (дом престарелых) и Николаевская домовая церковь.
В 1972 году, в ходе празднования 250-летия города, бывшая территория Екатеринбургского железоделательного завода и Монетного двора была реконструирована. Здесь разбит Исторический сквер, при этом большая часть обветшавших заводских зданий снесена, однако помещения по адресу Воеводина, 5 были сохранены – после реконструкции здесь открылся Музей изобразительных искусств, ядром которого и стал Каслинский чугунный павильон.
Идея и финансовая поддержка: Екатерининское общество
Текст: Андрей Ермоленко
Фотограф: Александр Ежъ Осипов
Как добраться
Адрес: Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Екатеринбург, улица Воеводина, 5.
Остановка общественного транспорта «Храм Большой Златоуст». Автобусы № 24, 25, 60, 70, 86. Троллейбусы № 26, 35, 37.
GPS-координаты:
56.835213, 60.603380
Карта
В приложении «КУДА» отмечены точки маршрута с GPS-координатами, описаниями и фотографиями. Важно, что там загружены офлайн-карты, которые работают даже без интернета.