Железнодорожный парк был ранее поселковым садом имени Профинтерна. Открытие сада было назначено на двадцать второе июня 1941 года, которое так и не состоялось.
В 30-м году двадцатого столетия был открыт поселковый клуб Октябрьской революции. Поселковый сад создавался после открытия клуба КОР, в 1930–1935 годах. Местом для создания сада была выбрана территория водокачки с прудом. Пруд был создан в начале двадцатого века как резервуар воды для заправки паровозов. (КОР). Из воспоминаний Красносельских Елены Федоровны: «Мой папа рассказывал, что в 1932–1933 году жители города выходили на благоустройство сада и делали посадки деревьев». История поселкового сада имени Профинтерна неразрывно была связана с историей клуба, так как сад был прикреплен к клубу. Все работы и все мероприятия в саду организовывались работниками клуба. Из архива заседаний поселкового совета в 1938 году: «Поселковый сад расширить путем прирезки земли к существующим границам сада путем прирезки земель от граждан, чьи земли граничат с садом, а также свободной земли. Для благоустройства сада и санитарно-гигиенических мероприятий разрешить клубу 2000 рублей из средств поселкового совета, отпущенных на очистительные мероприятия. Поручить товарищу Деменевой восьмого июня собрать всех руководителей хозяйственных организаций и председателей кварталов по вопросу благоустройства поселкового сада».
Из протоколов заседаний поселкового совета видно, что каждый год выделялись средства на благоустройство сада. 22 июня 1941 должно было состояться открытие сада. Газета «Ленинский ударник» 22.06.1941 г. из статьи «Прекрасное место для отдыха»: «Хорошо отдохнуть и развлечься в саду, имеются все возможности. Любителям драматического искусства будет представлена возможность посмотреть пьесу «Анютины глазки». Будут также выступления кружков: хорового, струнного и акробатического. Наряду с этим во вновь оборудованном кинозале будет демонстрироваться звуковой художественный фильм «Асаль». Для любителей же всевозможных аттракционов здесь имеются: гигантские шаги, качели, карусель…» Автор статьи Вороненко Н. Но открытие сада не состоялось… Из воспоминаний очевидца: «Мы с мамой шли вниз от вокзала, навстречу нам спешили нарядные люди. Женщины плакали… С 1942 по 1943 год деньги на благоустройство сада не выделялись. О прохождении мероприятий в саду в эти годы в архивных документах не упоминается. Старожилы, которых мы опрашивали, об этом не помнят.
В 1944 году на заседании исполкома Верещагинского горсовета депутатов трудящихся от 12.05.1944 г. вновь принято решение о выделении средств на благоустройство и озеленение сада в размере 6000 тысяч рублей.
В документах 1945 года от 6 июня клуб Октябрьской революции уже значится железнодорожным клубом. Даты и акта передачи городского клуба имени Октябрьской революции железной дороге в архивных документах города мы не нашли. В 1945 году исполкомом Верещагинского горсовета депутатов трудящихся было отказано в предоставлении средств на благоустройство сада в виду их отсутствия.
В документах 1946 года нет упоминания ни о городском саде, ни о железнодорожном.
Таким образом, городской сад имени Профинтерна просуществовал до 1946 года.
С 1947-го во всех архивных документах значится железнодорожный сад и финансирование благоустройства сада производится из средств НГЧ железной дороги.
Из воспоминаний жителя города Пьянковой Евдокии Савельевны, работника НГЧ: «Работники клуба на лето переводились на работу в сад. Проводились ремонтные работы, обрезка деревьев; очищались асфальтированные дорожки в саду, запускался фонтан. Летом работали лодочная станция, танцплощадка, проводились концерты. На стадионе проводили соревнования. Сад был огорожен деревянным забором. Вход в сад был платным».
Из воспоминаний Солодниковой Софьи Леонидовны: «В 1956–1960 годах в саду проходили фестивали хоров. Приезжали хоры со всей Пермской области. Танцплощадка была сначала деревянной на деревянных сваях. А 1968 году построили асфальтированную площадку. Танцы проходили 4 дня в неделю: среда, пятница, суббота, воскресенье. Сцену построили в 1970 году».
Финансирование сада прекратилось в 1980 году (из воспоминаний Солодниковой Софьи Леонидовны). Несколько лет в саду проходили дни железнодорожников. Затем и их перенесли в Дом культуры железнодорожников.
В восьмидесятые-девяностые годы в саду проводили санитарные уборки от мусора школьники и педагоги железнодорожной школы № 121. Позже парк остался без ухода.
В 2009–2010 году проходил районный конкурс социальных проектов. Один проект выиграла частный предприниматель Конькова Надежда Арсентьевна. В результате проекта была проведена очистка сада от мусора, обрезка деревьев, построены детская площадка, установлены скамейки. Но финансирование работ больше не проводилось, и сад снова превратился в заброшенный уголок города.
В настоящее время жители города называют железнодорожный сад парком. Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим. Но кто из властей города обратит свое внимание на заброшенный парк?
Статья написана в рамках районного историко-краеведческого конкурса исследовательских работ учащихся. Организатор конкурса Верещагинский районный музейно-культурный центр https://vk.com/club86493805
Автор статьи: Углев Максим, 8 «б» класс МАОУ ВСОШ № 121
Руководитель Отинова Л. Г.
Шесть миллионов рублей в 1944 году??? Щедро.)