В 2017 году, накануне  празднования Дня города, в Верещагинской прессе появились  приветствия от первых лиц, где горожан поздравляли с 75-летием города. Это вызвало неоднозначную оценку жителей. Разгорелись споры о возрасте города.  В данной статье автор прослеживает историю города (станции), как населенного пункта.

В 1894 году Министерство путей сообщения Российской империи принимает решение о строительстве  Пермь-Котласской железной дороги. По первоначальному проекту была предусмотрена трасса, состоящая из девяти станций (дистанций): Пермь — Шабуничи — Нытва — Очер — Кленовка — Дебесы — Балезино — Глазов — Вятка — Котлас. Управление второй дистанции планировалось расположить в Очере, где намечалось построить крупную станцию, вокзал и депо. Но на последних (от Вятки) двухстах верстах проект был радикально изменен.

В трактовке Мельчакова В. Г. и по историческим запискам Паздникова Н. Ф.  об истории Оханского уезда,  изменение проекта произошло в результате консервативности администрации Очерского завода и ее нежелания отдать земли графа Строганова под дорогу.  Это привело к тому, что магистраль от Перми, после дистанции Шабуничи, была направлена на север и пошла по дешевым «казенным землям» Губановской общины.

Другое правдоподобное объяснение этому проектному «казусу» дал директор музея Пермского отделения дороги Г. А. Литовченко. Крюк в несколько десятков верст получился при уточнении проекта. Именно по современной линии трассы проходит водораздел рек Обвы, Нытвы и Очера.  Контур будущей магистрали был определен.

Но почему станцию заложили именно на этом, не самом подходящем месте? Объяснение нужно искать в технических параметрах паровозов тех лет. Максимальный пробег локомотива без дополнительной заправки топливом и водой составлял не более 100–120 верст. Далее происходила смена локомотивной бригады и, при необходимости, ещё и локомотива. Именно на таком расстоянии и была заложена первая от Перми крупная станция с паровозным депо, положившая начало будущему городу Верещагино.

Новая станция возникла не совсем на пустом месте. «В районе стройки… находилась безлесная болотистая возвышенность между соседствующими деревнями Верхнее и Нижнее Губаново. Чуть в стороне, у западного ее склона, была деревушка — Сергеевка.  Рабочие называли  эту возвышенность Лысая Гора»  (Мельчаков В. Г. «Верещагино: История города и района» — Пермский областной творческий центр, 1994, с. 17).

В соответствии с первоначальным проектом строящейся станции было присвоено официальное название «Очёрская». В 1903 году  по названию волостного центра села Вознесенск, расположенного в 10 верстах к северу, станцию переименовали в Вознесенскую.

Пристанционный поселок стали называть Александровский, по имени православного храма Александра Невского. Наименование «посёлок Александровский» упоминалось в списке населённых мест Оханского уезда за 1907 год.   Фаина Вячеславовна Зверева приводит выдержку из книги Г. А. Литовченко «Защищая работающих» (Пермь, 2005) о результатах выборов «11 января 1918 года в Учредительное собрание на станции Верещагино и посёлке Александровском, неразрывно связанным с этой станцией». О существовании посёлка Александровский упоминается в справочнике по истории административно-территориального деления Пермской области – часть 1 (1917–1938), изданном Государственным архивом Пермской области в 1997 году. Здесь можно найти сведения о Протоколе пленарного заседания съезда Советов, состоявшегося 28.03.1918 года в посёлке Александровском при станции Верещагино, о перенесении центра Оханского уезда на ст. Верещагино (ГАПО Ф. р-301. Оп. 1. Д. 27. Л. 124 об-126об.).

В апреле 1916 года за станцией окончательно утвердилось название Верещагино. История тех лет связала судьбу станции Вознесенская с именем известного русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). В феврале 1904 года В. В. Верещагин ехал на Дальний Восток. На станции Вознесенская его служебный вагон был отцеплен для ремонта, и художник провел здесь более суток. Он сделал много зарисовок с натуры солдат, мобилизованных на войну, и несколько эскизов на местные темы… Они должны были послужить для создания будущих картин. Но этим замыслам не суждено было осуществиться. Трагическая гибель В. В. Верещагина при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» 13 апреля 1904 года болью отозвалась в сердцах русских людей. Весной 1914 года, в 10-ю годовщину этого печального события, вознесенские рабочие и служащие обратились с ходатайством о присвоении станции имени художника. Через год на это последовало высочайшее разрешение, и с 18 апреля 1916 года наша станция и поселок при ней называются Верещагино. Официально это название закреплено в приказе Министерства путей сообщения № 354 от 8 декабря 1915 года. «О переименовании с 18 апреля 1916 года станции «Вознесенская» Пермской железной дороги в станцию «Верещагино». Станция и поселок стали единым административным центром (МПС. Пермская железная дорога. Приказ от 8.12.1915. ГАПО. ф. 556, оп. 1, д. 130).

В 1920-е годы к названию Верещагино пытались прицепить приставку Красное (как вариант Красно-Верещагино)  (Карта западных округов Уральской области, 1926 г.). На Карте Уральской области в «Уральской советской энциклопедии» (по состоянию на 01.01.1933) — станция вновь обозначена просто как Верещагино. Сведения о переименовании посёлка имеются в телеграмме  от  01.04.1918 г. «…Пермскому губисполкому с постановлениями 1 госъезда Совдепов Оханского уезда о переводе центра уезда в поселок Александровский при ст. Верещагино; о переименовании уезда в Красно-Верещагинский…»(ГАПО Ф. р-301. Оп. 1. Д. 28. Л. 28).

В 1898 году было выстроено здание деревянного вокзала. Эту дату считают основанием станции. Первый поезд через станцию Очерскую проследовал 1 января 1899 года. 27 января 1899 года был сдан в эксплуатацию Камский железнодорожный мост. Движение поездов по всей линии дороги было открыто
1 февраля 1899 года (товарное движение – 15 июня 1899 года, а пассажирское –
с 1 января 1900 года).

К 1902 году закончено строительство паровозного депо. Вокруг вокзала и депо стал разрастаться поселок. Первые его улицы — Вокзальная, перпендикулярно железной дороге, и Торговая — параллельно. В 1902 году  открыта одноклассная школа, которая считается первым учебным заведением Верещагино. В 1906 построена церковь Александра Невского.  В 1913 году возведено новое каменное здание вокзала. Рядом
с вокзалом с восточной стороны вдоль железнодорожной линии было выстроено несколько добротных типовых деревянных зданий. Большинство из них просуществовало до начала XXI века.  Частная застройка велась вдоль двух основных улиц  — Вокзальной и Торговой. С западной стороны станции до революции находились в основном только склады топлива и товарная площадка. В 1913 году по губернской переписи на станции Верещагино значилось 347 домов и 1646 жителей.

В конце 1923 года в связи с образованием огромной Уральской области, в состав которой вошла бывшая Пермская губерния, вводится новое территориальное деление на районы. Одним из районных центров становится и Верещагино (в состав Верещагинского района тогда вошла территория современных Очерского и Карагайского районов).

27 августа 1928 года Верещагино получило статус поселка городского типа. По существовавшему в то время регламенту к поселкам городского типа относились поселки с населением более 3 тыс. человек, не менее 85 процентов которого заняты в промышленности или на транспорте. По оценке 1931 года, население Верещагино составляло 6 тыс. человек. В 1931 году в Верещагино открывается школа ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) для подготовки высококвалифицированных специалистов-железнодорожников.

К концу 1930-х годов границы поселка в восточной части проходили в районе гостиницы (сейчас жилой дом), с севера по улице Карла Маркса до Заготзерно, с юга по той же улице до будущего железнодорожного училища (сейчас коррекционная школа). С западной стороны поселок заканчивался за новой школой № 14 (сейчас
шк. № 121)
.  Согласно переписи 1939 года в Верещагино проживали тогда 12,6 тыс. человек.

Тяжелейшие военные годы ознаменовались для верещагинцев важнейшим событием — 19 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок получил статус города. Статус города мог быть присвоен населенным пунктам, имеющим не менее 12 тыс. жителей, 85 % которых должны быть рабочими промышленных предприятий или транспорта. По непроверенным данным, население Верещагино к этому времени превысило 20 тыс. человек (за счёт эвакуированного населения).

Город – это населенный пункт (опр. по словарям). Временем основания населённого пункта считают момент поселения на данном месте первых жителей. Статус и названия населенного пункта – это формальные признаки. Они могут многократно меняться. Что и произошло в истории Верещагино.

На основании изложенных исторических фактов, подтвержденных архивными данными, исторически обосновано, что поселение, ставшее впоследствии городом, заложено в 1898 году благодаря строительству железной дороги. Поэтому закономерно считать датой рождения города как населенного пункта – 1898 год.

 

  Автор статьи: Волегова С. Г., методист Верещагинского музейно-культурного центра

МБУК «Верещагинский музейно-культурный центр», т. +7 (34254) 3-53-75

https://vk.com/club86493805

 

Координаты для GPS-навигатора

58.07821481220619, 54.655860431152306

Верещагино на карте

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments