«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, ГОВОРЮ?»
И, ТРЯХНУВ волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
Д. Кедрин
Если вы были когда-нибудь в архитектурно-этнографическом музее Хохловка, то помните, как внезапно заканчивается утомительная дорога и вдруг возникает почти сказочный оазис прекрасной уральской природы на живописном берегу Камского водохранилища! Такой историко-архитектурный ансамбль — единственный на Урале и знаменит тем, что сюда со всего Прикамья перевезены древние памятники деревянной архитектуры конца XVII — начала XX века.
Да не просто перевезены, а реставрированы, значит, продлена жизнь великолепным творениям народных умельцев.
Здесь купцы обращались с молитвой к Богу о ниспослании блага и отвращении зла. На купеческие пожертвования и была построена в начале XVIII века церковь Преображения (в переводе с коми-пермяцкого языка «Ени-дор» означает Божий край, Божье место; эти топонимические данные говорят о том, что церковь была построена на месте языческого святилища). Это редкий памятник деревянного зодчества, и свидетельствует он о богатой фантазии и искусной изобретательности русских мастеров.
Они-то и создают впечатление устойчивости и равновесия высокой клинчатой кровли при небольшой ширине сруба.
Церковь совершенно лишена каких-либо украшений, но сами формы, группировка отдельных частей, живописный силуэт придают ей большую выразительность, кажется, памятник впитал в себя часть окружающего ландшафта. Главы церкви покрыты лемехом — деревянной черепицей. Сложно представить, что это творение было сделано одним лишь топором. С северной и западной сторон церковь охватывает крутая галерея, опирающаяся на выпуски бревен. Постройка вознесена на высокий подклет — хозяйственный этаж, где, по словам старожилов, еще в прошлом веке хранили пушнину. На втором этаже проходило богослужение. Поднявшись на высокое крыльцо, крестьянин попадал сначала в трапезную, которая играла в жизни села важную роль. Здесь прихожане ожидали начало службы, решали мирские дела, устраивали пиры по престольным праздникам.
Интересен интерьер здания. Великолепный портал ведет из трапезной в храмовую часть. Потолок из толстых плах, добротные скамьи вдоль стен, резные косяки алтарной преграды — все говорит о незаурядном вкусе строителей. Красоте пропорций, простоте и мудрости конструктивных решений безвестных народных мастеров можно удивляться до бесконечности.
И невольно вспоминаются слова русского поэта С. Есенина: «Все от древа — вот религия мысли нашего народа».