Город Кудымкар и его окрестности славятся своим культурным и историческим наследием, оставшимся от коренного населения – коми-пермяков. В наши дни, несмотря на то что город является столицей Коми-Пермяцкого АО, здесь достаточно много русского населения, что порождает причудливое смешение русской и коми-пермяцкой культур.
Одним из примеров подобного переплетения культур являются святые источники Кудымкарского района.
Святой источник Кувинского пруда
Если спрашивать местных жителей, куда сходить в первую очередь в Кудымкаре, то источник близ Кувинского пруда будет в этом списке одним из первых. Оформлен он в традициях коми-пермяцкой культуры – в виде головы медведя.
Медведь, которого коми-пермяки называют Ош, занимает особое место в народном фольклоре. Например, существует легенда, согласно которой именно Медведь ответственен за появление рельефа на земле. Считается, что изначально земная поверхность была гладкой, но потом пришел Ош и расцарапал землю так, что появились горы и ущелья. В мифологии коми-пермяков есть и трогательная легенда об Оше, рассказывающая о сотворении животного мира верховным богом Еном – именно он вдохнул жизнь в глиняные прообразы животных. На следующий день Ен вылепил для всех хвосты разной формы и длины и дал животным на примерку. Ош так долго выбирал для себя хвост, что все хвосты успели расхватать, и он остался ни с чем. Ош очень расстроился. Тогда Ен выскреб последнюю глину, застрявшую между пальцами, и вылепил для Оша хвост – поэтому он и получился маленьким, но толстым.
Также Оша ассоциировали с миром мертвых – шкуру медведей часто использовали в похоронных ритуалах, на полотнах его изображали в качестве стража загробного мира, а черный медведь считался предвестником смерти. В целом же в коми-пермяцкой мифологии Ош мог быть как отрицательным, так и положительным героем.
Оформлен источник хоть и в коми-пермяцких традициях, но святым его делают представители русской православной культуры – каждый год его освящает местный священник.
Здесь же находится памятник археологии – Кудымкарское городище, с которого, по легенде, и началась история Кудымкара.
Родник деревни Кекур
В 5 километрах от города Кудымкара находится деревня Кекур, в которой бьет второй святой источник Кудымкарского района.
Согласно поверьям, чтобы вода в роднике стала целебной, необходимо преподнести источнику подарок – это может быть еда, ленточка или монетка, которые можно оставить у источника. Однако не стоит злоупотреблять подарками – в большом количестве они лишь превратятся в мусор, испортив окружающую природу и сам источник. Интересной особенностью родника является то, что он не замерзает даже в самый лютый мороз.
Родник Пронин ключ
Расположен Пронин ключ недалеко от села Самково. Известность среди пермяков источник получил во многом благодаря местной легенде, рассказывающей о жившем когда-то в этих местах мужике по имени Проня.
Был Проня жаден до денег, поэтому большую часть жизни потратил на поиски различных кладов. Однажды узнал он о местах, где точно клад серебра лежать должен был. Несколько лет копал он землю в оврагах да низинах, пока однажды из ямки, им выкопанной, не забил ключ чистой и холодной воды. Хотел клад найти, а получилось, что дело доброе сделал. С тех пор носит ключ имя неудачливого кладоискателя – Проня-ключ или Пронин ключ. Не так давно исследователи провели анализ воды из источника – оказалось, что в воде большое количество серебра. Получается, что нашел все же Проня клад свой.
Раньше у родника устраивали языческие праздники, посвященные воде и лесу, а сейчас у родника собирается народ в Троицкую неделю.
Сегодня вода в источнике считается целебной, поэтому родник стал достаточно популярен у туристов и местного населения. Территория вокруг источника ухожена, есть мостки, деревянный желоб, чтобы воду из родника было удобнее набирать. Всю местную инфраструктуру, как в старину, старались сделать без гвоздей и скоб.