Подгора – условное название района, существовавшего в Чёрмозе до 1956 года. Строительство Камской ГЭС, как известно, привело к затоплению ряда территорий. Среди них оказалась и Подгора, которая после завершения строительства гидроэлектростанции была уничтожена.
Поток воды скрыл отдельную частицу истории города в целом и тысячи маленьких историй людей, проживающих в этом районе. Сами чёрмозяне называют эту часть города Уральской Атлантидой.
До злосчастного 1956 года Чёрмоз делился на четыре района – Подгора, Гора, Запильня и Увал. Они не имели официального административного статуса, а использовались местными жителями для удобного обозначения местонахождения.
Район Подгора получил свое название благодаря местоположению – он находился на правом низменном берегу реки Чёрмоз. В противовес этому району выступал район, именовавшийся Гора – он и сейчас располагается на левом возвышенном берегу реки. Сюда жители Подгоры могли попасть по трем мостам – один из них был сооружен на плотине, поддерживающей уровень воды в пруду, и имел пешеходный путь и транспортную магистраль; второй находился на территории завода и использовался для производственных нужд. Наиболее популярным в народе был третий мост, прозванный в народе «лавы» – он позволял жителям обеих сторон наикратчайшим путем попасть на противоположный берег, например на работу, а подгорским еще и до пристани на Каме и к перевозу на закамские покосы. Лавы, представляющие собой плавучий мост, состояли из связанных между собой плотов из бревен, поверх которых был уложен настил из толстых досок. В период половодья, когда баржи к заводу заходили по реке Чёрмоз, один из концов моста откреплялся, после чего мост устанавливали вдоль одного из берегов.
Главной улицей Подгоры была Калинина. Она делила район на две части и являлась сухопутной связью Чёрмоза с «большим миром», переходя в Ильинский тракт. Местные жители официальным названием не пользовались – никто не говорил «я живу на улице Калинина», все говорили – живу на «Большой дороге» (именно так улицу Калинина окрестили чёрмозяне).
Западную часть Подгоры окаймлял городской пруд, который местные разделили на четыре условных участка – «Глубокий пруд», «Большой полой», «Малый полой» и «Ласта».
Глубокий пруд получил свое название по самым очевидным причинам – эта часть городского водоема была самой глубокой: буквально в пяти метрах от берега глубина доходила до двух метров, что позволяло прудовым пароходам с легкостью подходить к самому берегу. Здесь же оставляли плоты из бревен, которые планировалось в дальнейшем отправить на лесопилку для переработки. Их наличие привлекало на Глубокий пруд рыбаков всего поселения – с плотов отлично клевал лещ, язь, крупная сорога и неплохие окуни с ершами. Не меньшим спросом эта часть акватории пользовалась и у купальщиков. Хотя любимым местом отдыха оставался другой участок пруда – Большой полой с его песчаным пляжем и песчаным дном. В теплые солнечные дни поплескаться в теплой воде (в Глубоком пруду из-за большой глубины вода не успевала прогреваться) стекался весь подгорский народ. Еще одной точкой притяжения Большого полоя была рёлка – насосный песчаный остров из крупного песка, отделяющий этот участок пруда от большой воды.
Особенно часто рёлку посещали осенью, после уборки урожая, – здесь подгорские праздновали окончание сельскохозяйственных работ. Разводили большой костер, усаживались вокруг него и «травили байки». Как только костер прогорал до углей, в него закапывали картофелины. А пока картошка пеклась, продолжали рассказывать истории. Обычно посиделки затягивались до ночи, и подгорские, засучив штанины, пробирались по мелководью на берег уже в полной темноте.
Малый полой, или, как его еще называли местные жители, «лягушатник», особым спросом не пользовался – мало кому понравится бултыхаться на мелководье, да и илистое дно особого удовольствия не приносило. Изредка сюда наведывались любители открыть сезон купания пораньше – в конце мая, когда другую сторону пруда еще сковывал лед, здесь вода успевала прогреться до сносной температуры. Ластой местные жители прозвали плавучий остров в южной части пруда. В зарослях ивы, осоки и камыша, покрывавших остров, в период весеннего половодья нерестилась щука, язь и другая рыба. Здесь же гнездились утки, кулики и другая дичь.
Переселение из затопленной Подгоры началось в 1951 году – подгорские дома переносили в места старой застройки других районов поселения. Размещать их приходилось между уже имеющимися домами, отмеряя земельные участки по 6 соток. Часть подгорских домов была перенесена на территорию новых районов Чёрмоза.
Вместе с Подгорой водами Камского моря накрыло и Чёрмозский железоделательный завод, который кормил город более двух сотен лет. С тех пор и остальные районы города начали умирать – заводчане разъехались по всему Советскому Союзу в поисках лучшей жизни и достойного заработка, оставив город в основном на стариков, которые уже не могли или не хотели покидать свою малую Родину.
Подгора на кате
GPS-координаты: 58.766029, 56.135676
Хорошая история. Написано интересно, немного не хватило продолжения после затопления.