Пермский край – один из самых многонациональных в России. Об этом говорит перепись населения, проведенная в 2002 году. В соответствии с ней здесь проживает 2819,4 тыс. человек. Поэтому, если вы путешествуете по этому краю, то сможете попасть на какой-нибудь национальный праздник.
Вот, например, в Очерском районе проживают русские, которые пришли на эти земли к XVIII веку для строительства железоделательных заводов и добычи руды. А местное население этих территорий – удмурты, коми-пермяки, татары и башкиры. Интересно, что многие праздники народов, проживающих на одной территории, похожи, более того, некоторые из них были даже заимствованы.
Как и православные русские, удмурты ориентировались на календарные праздники, которые отражали естественное изменение природы в течение года. Так, главным праздником года был Великий день или Быдзёымнал. Он совпадал с православной Пасхой.
Его начало приходилось на Вербное воскресенье и символизировало приветствие пробуждающейся природы. Это был праздник, после которого начинали работу на земле. Многие обряды были связаны с тем, чтобы злые духи не испортили важный этап посевных работ, которые шли после этого праздника. Жители деревни обходили дома с ивовыми прутьями, колотили по заборам и дверям, как бы символически выгоняя нечисть.
В некоторых деревнях Очерского района этот обряд до сих пор проводят дети и молодежь, которые получают от хозяев сладости или сдобу.
Сам праздник Великий день начинали с субботы на воскресенье. В семье готовили пироги, а главным блюдом были крашеные яйца – символ новой жизни. Проводы Пасхи проходили через неделю. Их финальным аккордом были обряды, в которых важную роль играли женщины.
К циклу весенних обрядов относились проводы льда и снега, а также обряды, связанные с посевами.
Когда вскрывалась река, молодежь сталкивала палками с берегов остатки льда. Берег оголялся и на нем проводили игры и пляски. Когда подходил день первого посева, хозяин молился, чтобы высшие силы помогли ему получить хороший урожай. Выехав на поле, крестьянин расстилал на нем белую скатерть, выкладывал на нее яйцо и шаньгу. Это символизировало просьбу, чтобы урожай был таким же полным, как яйцо, таким же сытным, как шаньга. Яйцо и шаньга оставлялись на ночь и, если их не съедали птицы или звери, то закапывались в землю.
В советское время многие обряды, связанные с весенними и летними молитвами, были заменены. На их место пришли праздники, заимствованные у башкир и татар.