Каждое утро я проезжаю мимо Дома Грибушина, что на улице Ленина (бывшей Покровской). В этот один из самых красивых старинных особняков Перми невозможно не влюбиться. Главными особенностями дома являются «маскароны» — рельефные изображения женских лиц, изящные лепные гирлянды, вазоны и многократно повторяющаяся линия, похожая на росчерк пера. Специалисты считают, что именно этот дом изображён в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» как «дом с фигурами».

И вот передо мной сейчас лежит проект церкви на Кутиме. Что может связывать роскошный особняк в Перми Дом Грибушина и Кутимский завод? Попробую ответить.

На подлиннике проекта церкви Кутимского завода в левом верхнем углу стоит печать, свидетельствующая о том, что проект был разработан в конце девятнадцатого века строительно-техническим бюро Александра Бонавентуровича Турчевича — одним из самых плодотворных архитекторов Пермской губернии, создавшим около 150 архитектурных сооружений на Урале.

Многие здания, построенные по проектам этого талантливого человека, и по сей день украшают столицу Прикамья и по праву стоят в ряду самых заметных памятников градостроительства. Достаточно назвать только дома Мешкова, пароходчика Любимова.

Александр Бонавентурович Турчевич появился на свет 26 февраля 1855 года. Будущий архитектор родился в дворянской семье с польскими корнями. Окончив в Киеве гимназию, он поступил в Московское Строгановское училище, но его не окончил, поскольку мечтал быть актером.

Александр Бонавентурович Турчевич

В Пермь Александр Турчевич приехал в начале 1880-х годов. Первую половину десятилетия он был антрепренёром в Пермском городском театре (ныне это Пермский театр оперы и балета). На сцене выступал под псевдонимом Александр Глумов, а в 1884 году А. Б. Турчевич уже руководил постановкой драмы «Горе от ума».

Но однажды все изменилось. Александр Бонавентурович экстерном сдал экзамен на право производства строительных работ и стал принимать заказы на проектирование зданий. В 1888 году им было основано в Перми «Строительно-техническое бюро А. Б. Турчевича» с целью разработки проектов и смет на строительство зданий различного назначения — от крупных культовых и общественных построек, богатых особняков до небольших купеческих домов. Бюро Турчевича размещалось в собственном двухэтажном доме, построенном в 1892 году на углу улиц Верхотурской (ныне улица Островского) и Екатерининской.

Архитектор создавал проекты не только домов местной знати. Он также выполнял заказы на строительство церквей и общественных домов. Работы архитектора можно увидеть в Перми, Кунгуре, Верхотурье и Екатеринбурге.

И, видимо, в это время Турчевичем и был создан проект церкви Кутимского завода. О масштабности архитекторской задумки нам могут сейчас рассказать только старинные чертежи: согласно расчетам передний фасад церкви должен был быть длиной 17, 7 метра, в продольном разрезе длина составляла 21,34 метра. Церковь должна была быть с колокольней.

По всей видимости, проект строительства не был реализован, потому что ни в одном из источников эта церковь не упоминается. И нам остается лишь любоваться красотой церкви на Кутиме только на бумаге.

Примечательно, что несмотря на большой объем выполняемых работ, штат бюро Турчевича был невелик. Он состоял всего из четырех человек: самого Турчевича и трех техников-чертежников: И. И. Мартемьянова, П. К. Сунгурова, Ф. Е. Морозова. Бюро Турчевича доверяли самые ответственные объекты, а штампы с его фамилией на чертежах в то дореволюционное время означали только знак качества и надежность. Деятельность строительно-технического бюро продолжалась немногим более 20 лет.

Одним из последних творений талантливого пермского архитектора был проект Верхотурского Крестовоздвиженского храма. Признанием мастерства и уважения архитектора может служить и такой факт: именно архитектурно-техническому бюро Турчевича купец И. И. Любимов заказал проектирование заводского поселка при содовом заводе города Дедюхина, ставшего впоследствии Березниками.

Умер Александр Бонавентурович Турчевич 30 декабря 1909 года, похоронен в Перми на Новом кладбище.

Автор: Олеся Лоскутова
Фото из открытых источников

Исходный текст: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1486483535069732&id=100011242994770

Другие статьи этого автора:
Вишера, или Дело хлебного короля и сожженная мельница

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments