Сегодня гору Крестовую знает практически каждый лыжник и сноубордист – именно здесь находится один из популярнейших на Урале горнолыжных курортов. Высота горы чуть больше 470 метров, поэтому канатная дорога, забитая любителями активных видов спорта, – явление вполне обыденное. Однако сложно представить, что канатная дорога существовала здесь за сотню лет до открытия горнолыжного центра – правда, возила она не лыжников, а вагонетки с каменным углем.
История канатной дороги
История этого места – и горы, и ее окрестностей, включая сам город Губаху – началась в середине XVIII века, когда близ слияния рек Губашки и Косьвы нашли месторождение железной руды. Позже из руды Губахинского железного рудника будет выплавлен крест и установлен на вершину горы – с тех пор она стала известна как гора Крестовая.
Железная руда оказалась не единственным сокровищем горы Крестовой – позже исследователями было обнаружено месторождение каменного угля на склоне горы. Владельцами копей являлись князья Абамелек-Лазаревы. В склонах горы было пробурено шесть штолен, которыми отрабатывался крутопадающий пласт угля (Ивановский). Изначально уголь доставлялся к железнодорожной станции гужевым транспортом по разбитым дорогам. Этот способ обходился слишком дорого, что спровоцировало владельцев копей на строительство канатной дороги, идущей через реку Косьву к железной дороге.
Первые вагончики понесли уголь по новенькой проволочно-канатной дороге в октябре 1901 года. Свое начало дорога брала у штольни № 2 на высоте 61 метра над уровнем реки Косьвы, а конец – у железнодорожной дороги на высоте 16 метров над уровнем Косьвы. Имелась и промежуточная станция, откуда забирался уголь со штольни № 1. Вагонетки грузоподъемностью порядка 490 килограммов перемещались по новой дороге со скоростью 2 м/с, а общая производительность дороги составляла 100 вагонеток в час. В 1918 году шахта вместе с канатной дорогой переходит в собственность государства, а в 1927 году получает новое имя – шахта имени Первого Мая (она же Первомайская). В скором времени происходит модернизация канатной дороги – дерево в конструкции сменяют металл и бетон, что сказывается на производительности дороги в лучшую сторону. Из бетона строится новый погрузочный узел, куда начинает подаваться и уголь с шахты имени Калинина.
К сожалению, запасы угля на горе оказались меньших размеров, чем хотелось бы, – и в 1972 году шахты начинают закрываться. За ненадобностью демонтажу подверглась и канатная дорога, от которой на сегодняшний день остались лишь руины здания перегрузочной станции около железной дороги.
Что еще посмотреть
Канатная дорога находится на территории города-призрака Старой Губахи, также ставшей жертвой истощения земельных богатств горы Крестовой. Большая часть домов бывшего города раскрошилась до самого фундамента, однако остались и объекты в достаточно неплохом состоянии – например, местный Дворец культуры.
Если пройти через поселок Загубашка к реке Косьве, то можно выйти к самому длинному мосту Пермского края, откуда открывается отличный вид на гору Ладейную и декорации, оставшиеся после съемок фильма «Сердце Пармы». Отсюда можно прогуляться и на саму гору Ладейную, чтобы полюбоваться на промышленно-природные богатства Губахинских окрестностей с высоты.
Также можно прогуляться и по Новой Губахе, осмотрев ее достопримечательности.
Канатная дорога на карте
Координаты для GPS-навигатора
58.866141, 57.598917
Нет у нас Старой Губахи. Есть Верхняя Губаха, Нижняя Губаха, Новая Губаха!