В конце XIX – начале XX в. в Пермской Епархии насчитывалось 19 монастырей, 474 церкви, распределенные по 27 благочинным округам. В Чердынском уезде в 1884 году было 30 каменных и 12 деревянных церквей, 3 каменных и 112 деревянных часовен, число приходов – 35, благочинных округов – 2, священнослужителей – 208. Во второй благочинный округ Чердынского уезда входили 14 приходов: в селах Чураки, Сирино, Уролка, Коса, Пятигоры, Монастырь, Гайны, Юксеево, Кочево, Юм, Усть-Зула, Юрла, Чажегово и Большая Коча.

В каждой волости была своя церковь. В Юмской – Христорождественская, в Усть-Зулинской – Сретенская. В селе Юрла, первоначально называвшемся Емь-Лопвинским, были две церкви: деревянная и каменная. Судя по самым ранним метрическим книгам, деревянный храм во имя Пресвятой Богородицы, в память Ее Рождества, был построен в 1765 году. В 1773 году к приходу этой церкви относилось 35 деревень и село Емь-Лопвинское (Юрла).

В 1879 году была заложена каменная Богоявленская церковь. Известный историк И.Я. Кривощеков в своем знаменитом «Словаре» писал: «Может быть, это единственное сооружение в целой России, так как каменный храм сооружен на деревянном фундаменте и стоит еще довольно прочно до настоящего времени, несмотря на свое 130 – летнее существование. Оригинальность постройки храма поразительная. Чем вызвана постройка храма на таком фундаменте, объяснить трудно». Основой фундамента была лиственница. Подобных церквей в России было немного – всего 3-4. Богослужения проводились по воскресеньям и в праздничные религиозные дни, причем, в деревянной – в холодное время года, а в каменной – весной, летом и осенью.

Один из старожилов села Юрла, Ваньков Иван Ефимович, писал: «В Юрле были две православные церкви. Одна из них деревянная. Вторая церковь была каменная. Архитектура здания была очень красивой. Стояла она между памятником и управлением сельского хозяйства, в створе улицы Партизанская. Высота церкви с колокольней превышала 26 метров. На колокольне было подвешено 13 колоколов. Большой колокол весил более 104 пудов. Колокольный звон в тихую погоду был слышен за 15 километров. Каждое воскресенье и в праздничные дни производился колокольный звон. Один колокол использовали как набатный. От него до земли была спущена веревка и подвязана к дереву. Обе церкви были обнесены красивой штакетной изгородью, полукругом были обсажены деревьями рябины, черемухи, кедра.

При церкви на общественных началах имелся хор в количестве 12-15 человек из числа местных жителей и интеллигенции. Хор сопровождал богослужения. С помощью колокольного звона, свечного освещения в церкви и большого хора производилось привлечение населения и молодежи в церковь. Учеников школ каждое воскресенье в зимний период обязывали посещать церковь и прослушивать богослужения. Ученики собирались в школе и строем шли в церковь. Ниже каменной церкви против здания волостного правления (сейчас здесь размещается районный суд) был установлен столб высотой 18 метров, на котором был подвешен карбидный фонарь для освещения улиц села в осенне-зимний период. Вечером свет зажигался, а утром гасился. Каменную церковь сломали в тридцатых годах. Колокола пошли на металлолом, а остальные материалы и кирпич использовали на местные нужды».

К событиям большой важности для жителей Юрлинского района следует отнести посещение Преосвященнейшим Петром, епископом Пермским и Соликамским 1 сентября 1897 года прихода Юрлинской Богоявленской церкви, где он совершил божественную литургию, и 2 сентября — прихода Юмской Христорождественской церкви.

Весомый вклад в искоренение пьянства среди населения Юрлинской волости в конце 19 – начале 20 века внесли священнослужители Юрлинской церкви, создав при приходе церкви общество трезвости. Священнослужитель И. Мелехин из Юрлы о пагубных последствиях пьянства писал в статье «Открытие общества трезвости в с. Юрлинском Чердынского уезда», опубликованной в Пермских епархиальных ведомостях за 1895 год: «Некоторые деревни, прежде богатые, от пьянства совершенно обеднели. Нравственный уровень народной жизни падает по мере развития этого порока. Между тем, рядом же живущий крестьянин, свободный от этой пагубной страсти, живет добрым порядком, отличается сравнительным богатством и вполне доволен своею жизнью.

…Ввиду устранения таких укоризн на чад православной церкви, а вместе с тем и ввиду неустанных забот правительства об искоренении пьянства, у пастыря нашего прихода зародилась мысль открыть в Юрле общество трезвости на самых строгих началах …, чтобы члены как сами воздерживались от употребления спиртных напитков, так и других никого и никогда не угощали вином, чтобы таким образом семейства этих членов служили примером самой трезвой христианской жизни.

Первыми в книгу записались члены волостного правления, волостного суда и местной полиции, которые много содействовали и содействуют проведению среди крестьян мысли о развитии и укреплении общества, записались многие и из прихожан, притом такие, которые ранее предавались чрезмерному винопитию. К настоящему времени число членов из крестьян простирается свыше 50 человек».

Помимо работы, касающейся духовной деятельности, священнослужители (как правило, священники), вели в земских и церковно-приходских школах обучение детей Закону Божию. Так, в 1875 году за успешное преподавание Закона Божия, усердие и полезную общественную деятельность Чердынская уездная земская управа вошла с ходатайством перед епархиальным архиереем о награждении священника Юрлинской церкви Иоанна Бабина почетной наградой.

Трагической была судьба священнослужителей Юрлинской, Юмской и Усть-Зулинской церквей в период Советской власти. Священники села Юм Федор Антипин и Николай Мациевский были расстреляны красными 11 января (по старому стилю) 1919 года. 8 декабря 1918 года расстрелян диакон села Юрлы Аркадий Решетников.

Несмотря на гонения со стороны Советской власти, в первые годы ее существования церкви в селах Юрла, Юм, Усть-Зула продолжали действовать. В Юрлинской церкви несли службу священники Павел Веселов, затем Федор Бахматов, в Юмской – Александр Бирюков, Иван Шерстобитов, в Усть-Зулинской – Иван Соларев, Александр Коротаев.

Благодаря активной антирелигиозной пропаганде, проводимой органами власти на местах во второй половине 20-х, начале 30-х годов прошлого столетия, число прихожан в церквях заметно сократилось. Чтоб провести собрание верующих, требовалось особое разрешение властей. Часто церковные советы получали отказы в проведении крестных ходов. Церкви облагались непосильным налогом. Так, 7 июля 1930 года налоговый инспектор по Юрлинскому району Светлаков в своем сообщении в административную часть Юрлинского райисполкома писал, что за Юрлинской церковью числится недоимка: налог со строения 256 руб. 20 коп. и за попом Кузнецовым Г.П. — 111 руб.

Одной из форм воздействия на инакомыслящих граждан в те годы было лишение их избирательных прав. В 1926-1927 годах были лишены избирательных прав при выборах в Советы 19 служителей церквей Юрлинского района. В их числе священник Юрлинской церкви Веселов П.М. и его жена, служители той же церкви Бахматов Ф.В., Белобородова А.С., Леханова А.Н., Конин И.С., 8 священнослужителей Юмской и 5 – Усть-Зулинской церквей.

В итоге, в 1930 году были закрыты Юмская и Усть-Зулинская церкви, бездействовали обе Юрлинские церкви. В том же году повсеместно в деревнях района представители власти проводят собрания граждан по закрытию Юрлинской Богоявленской (каменной) церкви. В противовес этому, 13 июля 1930 года на общем собрании верующих, где присутствовало 600 человек, было принято решение об образовании Юрлинской общины православных верующих. 25 июля 1930 года на общем собрании прихожан Рождество-Богородицкой церкви, на котором присутствовало 280 представителей пяти сельсоветов, было решено открыть старую деревянную церковь, что касается каменного храма, то от последнего отказаться и передать его общественным организациям района, ходатайствовать перед соответствующими органами о передаче духовного инвентаря (икон, крестов и т.д.), а также колоколов в ведение старой церкви. 19 июля 1932 года Богоявленская церковь была закрыта на основании решения Юрлинского райисполкома от 22-23 марта 1932 года.

Массовые сталинские репрессии 30-х годов коснулись и священнослужителей. Швецов Даниил Николаевич, работавший священником в Юрлинской Рождество-Богородицкой церкви с 12 октября 1934 года, в 1936 году народным судом Юрлинского района был приговорен к шести месяцам принудительных работ, а 13 октября 1937 года по обвинению в участии в контр-революционной повстанческой организации, шпионаже и терроризме был приговорен к 10 годам лишения свободы. 20 октября 1937 года Юсьвинским районным отделом НКВД был арестован, а затем приговорен к расстрелу священник Купросской церкви Бахматов Федор Васильевич, бывший священнослужитель Юрлинской церкви.

11 февраля 1939 года постановлением Президиума Юрлинского райисполкома № 1364 было принято решение о закрытии и Рождество-Богородицкой церкви. В здании были размещены райпарткабинет и библиотека райкома партии. Затем в ней длительное время размещался районный Дом пионеров, а с 22 апреля 1980 года по апрель 1993 года – районный музей. Более полувека на территории Юрлинского района не было слышно звона церковных колоколов.

3 декабря 1992 года состоялось собрание православных верующих села Юрла, на котором был принят Устав о деятельности религиозной общины, избран приходской Совет. 19 марта 1993 года малый совет Юрлинского районного Совета народных депутатов принял решение № 240 о передаче общине зданий бывшей церкви в бесплатное пользование. Вскоре Пермское епархиальное управление направило в Юрлинскую церковь, названную Богоявленской, священнослужителя – отца Владимира. Непродолжительное время в ней работали отец Алексий (Кашин) и другие священники, а с февраля 2000 года в церкви села Юрлы несут службу отец Евгений (Евгений Александрович Сысолетин) и матушка Елена. С их приходом не только изменился внутренний и внешний вид церкви, но и самого села. Из года в год растет число прихожан и число обрядов, совершаемых в церкви.

 Юрлинская церковь на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments