Пермский край богат на достопримечательности. Бывает, открываешь карту и видишь, что по одной дороге расположены несколько городов, которые можно объехать за один день. В каждом из них любознательный турист найдет свои жемчужины: удивительные музеи, природные объекты или мастерские ремесленников. В этой статье речь пойдет об истории деревни Кукеты, которая находится в 30 минутах езды от города Верещагино (административного центра городского округа).
Деревня Кукеты расположена на правом берегу реки Рассохи, которая берѐт начало в населѐнном пункте Ключи. Рассоха впадает в реку Нытву, а Нытва в Каму. Доподлинно пока не известна дата возникновения поселений по реке Рассохе, но по сведениям 1869 года узнали, что «Кукетская деревня при реке Рассохе имеет 43 двора, жителей мужского 125, женского пола 128. Здесь нет ни церквей, ни часовни, ни торжков, ни базаров, нет даже мельницы».
Название деревни произошло по фамилии первого жителя – Кукетов. В деревне в настоящее время зарегистрировано более 300 человек. В начале XX века кукетская семья состояла в среднем из 5.7 человека. На одно хозяйство приходилось 12.5 га земли. В каждом хозяйстве было по 2 лошади, 2 коровы, 2 избы. В это время в деревне не было медицинского работника, телефонной связи, почты, ветеринарного пункта.
Первая начальная школа в деревне открылась в начале XX века, то есть более 100 лет. Она размещалась в доме крестьянина Чупина, предположительно в начале деревни, то есть напротив дома Чебыкиных. В 1930 году открылась семилетняя школа, в которой в годы Великой Отечественной войны разместился детский дом из Ленинграда. Новое современное здание средней школы введено в эксплуатацию в 1988 году.
Сельская библиотека носит имя Ф. Ф. Павленкова. Открыта она была на средства
Ф. Ф. Павленкова – книгоиздателя в 1909 году.
В деревне есть пруд, где дети летом купаются, а рыбаки ловят рыбу.
Около школы в сквере находятся два памятника. Первый посвящён погибшим в годы Гражданской войны. По разным источникам, он посвящѐн двум бойцам Путиловского полка (Ледников и Верховских). Само захоронение находится в поле на самом высоком месте за деревней Кукеты. Поле называется Майданек. Долго искали
происхождение данного названия. В словаре нашли слово майдан, что обозначает – площадь. Вспомнили рассказы односельчан, что перед войной после захоронения бойцов на этом поле около места захоронения 1 мая проходили митинги, как на площади. Памятник установлен в 1967 году. В этот период в сквере находился сельский клуб, который открылся после войны в здании часовни. Второй памятник посвящѐн односельчанам, погибшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны. Список из 114 человек.
Краеведческий кружок в Кукетской СОШ был создан 17 лет назад. Проводили встречи с жителями, записывали их рассказы о довоенном, военном времени, оказывали посильную помощь ветеранам. Собрали первые предметы крестьянского быта во время экскурсий и походов и оформили небольшую выставку в классе. Так было заложено начало нашего музея. Администрация Кукетского сельского совета выделила небольшую комнату, которую мы использовали под собранные экспонаты.
В настоящее время оборудована комната в бывшем школьном интернате. Школьный музей представляет крестьянскую избу. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. В нашей местности преобладали глинобитные печи, которые занимали примерно четверть избы. Печь «били» из специальной глины деревянными большими молотками – токмаками. Запасы этой глины имеются недалеко от деревни Соболята. Её ставили на фундамент из брёвен – на опечек. Как правильно «бить» печь, в настоящее время знал Черемных Павел Иванович. От расположения печи зависел крестьянский интерьер. Если печь находилась справа от входа, то изба называлась «изба пряхи», а если слева, то «изба непряха». По диагонали от печи располагался красный угол, здесь висели иконы. В переднем углу находился обеденный стол. По стенам, примыкающим к переднему углу избы, шли плотно прикрепленные и вырубленные лавки, параллельно лавкам выше окон, делали полки-грядки, на которых хранили посуду и домашнюю утварь. Мебели почти никакой не было в доме. Пространство от устья печи до передней стены служило женской половиной – называлась она куть, а в наших деревнях середь. Здесь хозяйка готовила пищу, хранила все принадлежности для стряпни, отдыхала после работы. Он образовывал в крестьянской избе маленькую комнату.
Около печи стоят кухонные инструменты, на лавке – корчаги, квашенка, на стене висит наблюдник – полки для посуды. Посуду мы нашли в брошенных домах, которые ранее принадлежали Азанову Трифону Ивановичу, Азановой Анне Тихоновне, Азановой Александре Фоментьевне, Чупину Михаилу. Русские крестьяне Среднего Урала пользовались в основном деревянной, плетѐной и керамической посудой собственного изготовления. Металлическая, стеклянная и фаянсовая посуда с конца ХIХ в. вошла только в обиход зажиточных крестьян. Деревянную посуду выделывали старинными способами. Из берёзовых наростов – капов – вырезали чашки, ковши, блюда, солоницы, ложки. Обязательным предметом на обеденном столе была солоница. По традиции, обусловленной развитым охотничьим промыслом, в Чердынском, Соликамском, Верхотурском уездах солоницы вырезали в виде утки, реже – лебедя. Кроме практического назначения, солоница-утка выполняла охранительную функцию: птица на столе воспринималась как покровительница семейного очага и символ благополучия.
Бочки, кадки, лагуны, ушаты, вѐдра, квашѐнки, лохани, подойницы, маслобойки собирались из узких дощечек и закреплялись снаружи черѐмуховыми обручами. Их делали с вставным дном, на ножках, с крышками и носиками для слива. Широко использовали берестяную и плетѐную посуду – туеса, коробицы, пестери, корноватки, корзины, горлатки, ставцы. Форма туесов была одинаковой, различались они только способом соединения наружного слоя бересты: соединяли в замок при помощи вырезов или сшивали корнем.
Керамическую посуду местные гончары выделывали на ручном или ножном гончарном круге, обжигали в русской печи или горне. Повсеместно был разнообразен ассортимент поливных и обварных кринок, корчаг, горшков, чашек, масленок, бутылок, латок. Для многих видов посуды характерны широкий верх (в диаметре), отсутствие узкой горловины, линейный и волнистый орнамент. Старые сосуды оплетали берестой и ещѐ долго использовали для хранения продуктов.
Статья написана в рамках районного историко-краеведческого конкурса исследовательских работ учащихся. Организатор конкурса Верещагинский районный музейно-культурный центр.
Авторы статьи: Артёмова Ульяна, Базарбаева Дарья, 8 класс, Кукетская СОШ
Руководитель Жданова Ф. И.
А как же рассказ про Ведерники? которые находятся в 4км от Кукет
ещё очень интересно про дома которые стояли раньше на ЖД станций Кукеты