Время
Опустошенные дыханием времени руины церквей. Разрушенные, вросшие выщербленным кирпичом в пожухлую траву, со скорбно покосившимися куполами и сизым вороньем на решетчатой ограде, но сохранившие своё былое величие и стать. Христианская вера, органично вплетенная этим суровым краем в языческие артефакты, твердая, как кора местных кедров и бесконечно терпеливая в изломанных страданиями ликах деревянных богов, побудила живший здесь народ воздвигнуть в каждом маломальском оплоте монументы в свою славу.
Уже давно стерлись с карт названия городищ и урочищ, осквернены проповедниками и заброшены вековые капища вогулов, зарос сосняком и болотами Бабиновский тракт, но стоят, стоят под холодным уральским небом стены этих реликтовых храмов, охраняя погребенные под ними языческие святилища.
Суровый край, опоясанный с запада верховьями Камы, а с востока — Уральским хребтом, издревле привлекал странствующий люд: в непроходимых лесах Пармы спасались от набегов монголов, добывали пушнину, мыли алмазы и соль, пасли стада оленей на альпийских лугах старых гор.
Однако главным значением этой территории всегда оставался транзит — многочисленные полноводные реки и уникальное расположение на границе Европы и Азии обеспечило ей ключевую роль в освоении Сибири. Именно здесь примерно с V века прошел Вишеро-Лозьвинский путь, а в конце XVI века пробита Бабиновская дорога, соединившая Соль Камскую с Верхотурьем. По этой дороге еще два века в Сибирь шли, гремя кандалами, каторжане, текли потоки крестьян в поисках лучшей доли, доставлялась почта, ехала наука и авантюристы.
Христианство, волнами накатывающее на языческие традиции, с XIV века огнем и мечом разбавило славянами исконных финно-угоров и насадило православие. Позднее, уже сами православные епархии оружием богоугодно поделили на этих землях влияние Москвы и Новгорода.
Под влиянием торговых путей неоднократно менялась и столица Перми Великой: до 1472 ею была Чердынь, с 1472 по 1535 — Покча, с 1535 по 1613 — Чердынь, а с 1636 года, до включения Петром I Перми Великой в состав Сибирской губернии (1708) — Соликамск.
Что касается названия, то как и положено, единообразия в этом вопросе нет. В произношении, непривычные к местному говору, постоянно заменяют мягкую на твердую «Р», а в происхождении наука мечется между финским Perämаа — «задняя сторона» и коми-зырянским Perjema — «отнятая, взятая, унаследованная земля».
В движении
Майские праздники в этом году явственно намекали на поддержку внутреннего туризма и с этими аргументами трудно было не согласиться. Учитывая прогноз погоды и пожелания общественности, решено было выдвинуться на север Пермского края для обследования Чердыни и ее окрестностей.
Ехать до нее от Перми чуть более трех сотен километров и этот маршрут имеет смысл разбавить обедом в том же Соликамске. Вторую часть первого дня резонно провести в прогулках по Чердыни, а на второй день выехать в сторону Ныроба, захватывая по пути интересные локации. К вечеру этого же дня вернуться в Соликамск, где и заночевать. Утренняя прогулка по родному для меня Соликамску и возвращение в Пермь — план третьего дня.
Чердынь
Появившаяся в VIII-IX веках как укрепленное городище, Чердынь неоднократно переживала свои взлеты и падения. Поселение около устья ручья (а именно так переводится с коми-пермяцкого «чер-дынь») в XIV веке стало столицей Перми Великой и зенит значимости Чердыни пришелся на XV век. На город в эту эпоху постоянно осуществлялись набеги то татар, то вогулов — он неоднократно горел и возрождался.
Находясь на перекрестье торговых и водных путей, у Чердыни не было другой судьбы как стать транзитным городом с богатой религиозной культурой. Чем больше через город везли мехов, соли, серебра, тем больше храмов возносилось над этой пропитанной «зверинным культом» и мрачных «пермских богов» землей.
Воскресенский собор
Воскресенский собор — главный смысловой и архитектурный аттрактор и, одновременно — самая высокая точка Чердыни. Изначально достроенный в конце XVIII века, в начале XX века храм пришлось капитально реконструировать — этот облик и сохранился до наших дней.
Церковь Иоанна Богослова
Иоанно-Богословский монастырь — старейшая обитель Прикамья и после основания в 1462 году к XVI веку стал духовным центром Пермского княжества. После возвышения Соликамска в качестве центра Перми Великой, храм постепенно утратил влияние.
Троицкий холм
Место истоков Чердыни — Троицкий холм, на котором когда-то стояло Чердынское городище, с XV века деревянная крепость. Сейчас на просторной вершине этого холма находится деревянная церковь Ильи Пророка, а на краю — реконструированная башня старой крепости — Спасская.
Кольчуг
В 19 километрах от Чердыни есть село Кольчуг в две сотни душ, основной достопримечательностью которого является крайне обветшалая церковь Спаса Нерукотворного Образа. И с каждым моим посещением этого села дела у церкви все плачевнее — в этом году у церкви провалилась кровля и купол основного здания рухнул вниз.
Бондюг
До конца не очень длинного майского дня оставалось еще немного времени и мы решили потратить его на посещение достаточно большого села неподалеку — Бондюг. В нем также центральной доминантой является разрушающийся храм — церковь Воздвижения Креста Господня.
Погода утром следующего дня была полной противоположностью дня предшествующего. От майского солнца и первой зелени не осталось и следа — земля была белоснежной, а белые хлопья снега густым пологом повисли в воздухе. Сегодня мы планировали добраться до Ныроба, захватывая по пути все наиболее интересные артефакты этого края, а к вечеру вернуться в Соликамск.
Покча
Покча встретила нас необычными резными фасадами домов и раскисшими улицами под пасмурным небом. Одно из старейших сел Пермского края известно в узких кругах краеведов тем, что на рубеже 15-16 веков в течение чуть более 60 лет оно было столицей Великопермского княжества.
Находясь в границах влияния татар и вогулов, Покча неоднократно становилась ареной сражений при набегах, горела и строилась. Торговые пути, проходящие через Чердынь и Покчу, в XVII веке сделали Покчу центром баржестроения на Верхней Каме.
Главной достопримечательностью Покчи является церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы, построенная в 17856 году на месте двух деревянных церквей XVI века. Церковь реконструировали в 1910 году, добавив высокую колокольню, но в сороковых годах прошлого века храм был закрыт и его как и другие церкви советского периода постигла печальная судьба медленного угасания.
На выезде из Покчи в сторону Ныроба можно полюбопытствовать еще на одну достопримечательность — родник Мертвой воды. Местная легенда гласит, что на этом месте в XV веке злые пришлые люди казнили покчинского князя с женой и пятью детьми и, о чудо!, на следующий день из земли забили семь ключей. В виду пониженной кислотности вода родника имеет противовоспалительные свойства. Местные хозяйки умело используют антисептическую воду источника для засолки огурцов.
Вильгорт
Новая деревня — а именно так с коми-пермяцкого переводится название села, на самом деле совсем не ново — оно впервые упоминается в качестве погоста с 1579 года. Советское прошлое в истории села оставило упоминание найденном здесь в 1927 году кладе из серебряных украшений с явно новгородским происхождением.
Как и в других поселениях, явной доминантой Вильгорта является стоящая на горе Свято-Троицкая церковь 1779 года постройки. В отличие от большинства других находящихся в руинах, эта церковь сохранилась прекрасно.
Камгорт
Название небольшого села в полторы сотни человек происходит от зырянского «дом, домовладение, хозяйство». Упоминания о Камгорте как деревни в составе Перми Великой находятся в переписи населения 1579 года.
Село примечательно Введенской церковью, построенной в 1915 году. Однако во многих источниках год постройки указан как 1873 — скорее всего это год строительства деревянной одноименной церкви в которой в 1913 году венчался ссыльный крестьянин Харьковской губернии Климент Ворошилов на подольской еврейке Гитля Дувид-Гершова Горбман.
Искор
Необычное название этого села ожидаемо имеет коми-пермяцкие корни — «каменное городище, городище на камне». Село, начиная с первых упоминаний в 1472 года, постоянно кто-то штурмовал — русские войска за присоединение к Московскому государству, ногайские татары — за грабежом, английские интервенты и белогвардейцы — за идею. Во всех случаях победили русские.
В самом селе посмотреть можно опять же на церковь — Рождественскую (1793-1803; 1899). В этот раз попасть в нее не получилось — ворота были на замке, окна заколочены. А жаль — в прошлый мой визит в 2016 году удалось полюбоваться на роспись стен.
В пяти километрах от села есть еще одна очень интересная достопримечательность, точнее их две: Искорское городище и Широкая и Узкая улочки. В этот раз проехать до них из-за снега по грудь возможности не было, поэтому могу адресовать по ссылке на другую мою заметку.
Ныроб
Ныроб встретил нас мерзкой погодой и мрачными заборами исправительных колоний. Вообще, с оптимизмом у Ныроба сразу не задалось. Помимо того, что это самый северный поселок Пермского края, практически с самого основания Ныроб — это одна большая ссыльная колония. У местных на этот счет есть даже присказка: «Здесь заканчивается не только география, но и биография».
Будучи основанным в 1579 году, в 1601 году Ныроб стал уже знаменит тем, что сюда царь Борис Годунов сослал дядю будущего царя Михаила Федоровича — боярина Михаила Никитича Романова. Узник сидел в сырой земляной яме — неудивительно, что в таких условиях его здоровья хватило совсем ненамного и менее чем через год он представился. Сейчас на месте ямы где он содержался, установлена каменная часовня.
Неподалеку от часовни стоят две церкви — Никольская и Богоявленская. Последняя расположена на месте могилы Романова — в ней хранились его двухпудовые кандалы, которые до передачи их в краеведческий музей Чердыни, являлись главной местной святыней для поклонения верующих.
Гулять под мокрым снегом было не очень комфортно и мы выдвинулись в обратный путь, решив по пути захватить еще одно интересное место — Пянтег.
Пянтег
Довольно крупное село на левом берегу Камы примечательно самой старой деревянной постройкой Урала — Богоявленской церковью. Сложно поверить, но этой небольшой шестигранной деревянной церквушке 2017 году пошла пятая сотня лет.
В Пянтеге также есть каменная церковь Ильи Пророка — к сожалению, она находится в значительно более ветхом состоянии, хотя и построена на 150 лет позднее.
Соликамск
Соликамск — третий по численности населения и один из самых древних городов Пермского края, которому в 2030 году исполнится 600 лет. Говоря про Соликамск, можно долго перечислять его уникальные эпитеты: соляная столица России, столица Перми Великой, транзитно-торговый центр между Москвой и Пекином, мощный промышленный кластер Урала, туристический хаб севера Пермского края, центр православной культуры края. Трубы, церкви, терриконы.
Волею судьбы я отдал этому городу пять лет моей сознательной жизни и всегда с большим удовольствием возвращаюсь сюда: здесь живут мои друзья, бывшие коллеги, товарищи по спорту.
Меня несказанно радуют позитивные изменения, которые постоянно происходят в городе благодаря усилиям живущих здесь людей: строятся и реконструируются дороги и здания, улучшается инфраструктура досуга горожан, формируется туристическая среда. В этом году закончено строительство набережной вдоль реки Усолки, уже ставшей популярным местом досуга горожан: здесь можно погулять, позаниматься спортом, поучаствовать в культурных мероприятиях, провести время с детьми, дойти до Демидовского ботанического сада.
Я искренне люблю этот суровый город.
На изучение Соликамска, если вы в нем впервые, можно смело потратить пару дней.
На этом все. Оставайтесь на линии.
Слава роботам.