Город Чёрмоз находится в Пермском крае, как многие города на Урале, город появился благодаря заводу. В 1761 году Н. Г. Строганов возводит медеплавильный завод, который позже становится чугунолитейным и железоделательным. Социальная жизнь в маленьком городе развивалась. Со временем стали появляться образовательные учреждения. Какой была система образования в дореволюционной России и как выглядели первые школы в Чёрмозе – об этом в данной статье.
Важную роль в занятии достойного места в жизни в дореволюционное время, как и сейчас, играло получение образования. Но система образования в царской России имела множество существенных недостатков, в основном являвшихся следствием сохранявшихся феодальных пережитков. Образование сохраняло сословный характер, и для большинства населения страны не только высшее, но даже среднее образование было недоступно.
К 1917 году в Чёрмозе насчитывалось 5 учебных заведений начального образования: двухклассное мужское министерское (находящееся в ведении Министерства народного просвещения Российской империи) училище, двухклассное женское министерское училище, одноклассное мужское министерское училище (его также называли земской мужской школой), одноклассная женская церковно-приходская школа и татарская (мусульманская) школа. В то время школьное обучение обычно начиналось с 8 лет и продолжалось: в одноклассном училище четыре года, а в двухклассном – пять лет. В церковно-приходской школе учились три года. После окончания начальных училищ большинство мальчиков в Чёрмозе в возрасте 12–13 лет поступали работать учениками на завод, а девочки оставались дома, готовясь выйти замуж и стать домохозяйками.
Средние учебные заведения (гражданские: классические гимназии и реальные училища, а также церковные: духовные семинарии) в дореволюционное время имелись только в губернских и некоторых уездных городах. Поступали в гимназии и реальные училища в 10 лет с предварительной сдачей вступительного экзамена и учились соответственно 8 (чаще 9, включая приготовительный класс) и 6 (в некоторых 7 – с дополнительным специальным классом для подготовки к поступлению в технические вузы) лет. В семинариях учились преимущественно дети церковнослужителей.
В дореволюционной России отсутствовала преемственность между начальной и средней ступенью общего образования. Чтобы поступить в гимназию или реальное училище, где, помимо всех прочих предметов, изучали еще и иностранные языки (классические или древние (латинский и греческий) в гимназии; современные французский и немецкий в гимназии и реальном училище), нужно было готовиться у репетиторов.
Г. А. Вологдин вспоминал, что когда готовил к поступлению в гимназию (в середине 1880-х годов) дочь проживавшего в Чёрмозе председателя Соликамского уездного присутствия по крестьянским делам, мирового посредника 2-го участка П. В. Падалка, тот платил за три урока в неделю 25 руб. жалованья. И еще каждый раз
Г. А. Вологдину подавали лошадь для доставки его к ученице и обратно домой.
Помимо этого, нужно еще было платить за учебу. Например, обучение в гимназии в России стоило от 40 до 70 руб. в год, но при этом разрешалось освобождать от оплаты до 10 % успешно учащихся; в реальном училище – от 10 до 25 руб. в год. Еще нужно платить за проживание (за квартиру) в городе. Для поступления в гимназии, кроме того, имелся определенный сословный ценз. Предпочтение отдавалось детям дворян и городских сословий (почетных граждан, купцов и мещан), а детям мастеровых и крестьян, даже при наличии знаний и денег, поступить туда было сложнее.
Поэтому обучалась в средних учебных заведениях лишь сравнительно небольшая часть детей из Чёрмоза. Для подавляющего большинства детей мастеровых (рабочих) и части служащих путь к среднему и уж тем более к высшему образованию в то время был закрыт. Между тем получить преимущества, например, при поступлении на государственную службу, или поступить в высшие учебные заведения (университеты, институты и высшие курсы), либо приобрести среднее профессиональное образование (например, в Кунгурском техническом училище) можно было лишь после окончания гимназии или реального училища. А получение высшего и даже среднего профессионального образования в то время давало возможность занять высокооплачиваемую должность, т. е. открывало перспективу социального роста.
Вузы в те времена находились в столичных (Санкт-Петербург и Москва) и некоторых губернских городах. В Перми первый вуз (университет) был открыт только в октябре 1916 года, до этого выходцы из Чёрмоза учились в университетах и институтах в Казани, Москве, Санкт-Петербурге и даже Киеве.
Но существовал в России вид начального учебного заведения, окончание которого облегчало задачу получения среднего образования. Это были городские училища, введенные в 1872 году (в 1912 году их переименовали в высшие начальные училища). Обучение в них продолжалось 6 лет, поступали в возрасте не ранее 7 лет, платили за учебу от 8 до 18 руб. в год. Учебная программа включала в себя больше предметов, и изучение их было глубже, чем в двухклассных начальных училищах. Дети, успешно прошедшие курс первых четырех лет городского училища (11–13-летнего возраста) могли поступать без экзамена в первый класс гимназий и реальных училищ (по другой имеющейся информации – окончившие училище поступали сразу в третий класс гимназии).
Осенью 1908 года городское училище было преобразовано двухклассное сельское училище в соседнем торговом селе Ильинском, находившемся в составе Пермского уезда Пермской губернии. С этого времени дети некоторых служащих Главного правления и заводоуправления из Чёрмоза направлялись родителями на обучение в это училище, чтобы в последующем поступить в средние учебные заведения.
Татьяна Павловна Размахнина (в замужестве Варгина), дочь помощника управителя Чёрмозского горного округа, смотрителя (начальника) мартеновского цеха завода Павла Фавстовича Размахнина, унаследовала от отца страстную любовь к музыке и театру. Накануне революции она училась в Ильинском училище и сохранила о том времени восторженные воспоминания: «Вы не представляете, какое это было тогда красивое село, богатые дома, приветливые люди. Сколько там было интеллигенции. Сколько я наслушалась музыки – ежедневно музицировали».
Нужно сказать, что еще в крепостное и пореформенное время между жителями завода Чёрмоз и села Ильинского имелись связи, устанавливались и поддерживались родственные и дружеские отношения, но это чаще касалось дворовых (в крепостное время), позднее, в пореформенное время, – служащих и купцов (торговцев) обоих населенных пунктов.
А в Чёрмозе также пытались решить вопрос об открытии в заводе высшего начального училища и даже гимназии, уже получили разрешение на строительство здания, но тут помешала начавшаяся 1 августа 1914 года Первая мировая война. И удалось открыть училище только после Февральской революции, в сентябре 1917 года. Для высшего начального училища в июне 1917 года начали строить отдельное здание, сданное уже в январе 1923 года, которое в настоящее время занимает Чермозская средняя школа (первоначальная часть здания школы).
Здание высшего начального училища (средней школы). Фото из личного архива В. Г. Борисова
Нина Георгиевна Чиркова, ветеран педагогического труда, вспоминает: «Наконец-то было создано в Чёрмозе высшее начальное училище. Работа строилась по группам и предметам. На базе 2-классных училищ было организовано четыре группы (так в то время называли классы). Старшую четвертую группу укомплектовали из учащихся, которые уже учились в Ильинском высшем начальном училище, а остальные группы укомплектовались из учащихся двухклассных училищ Чёрмоза».
Улица Ломоносова. Здесь находятся многие общественные здания, например, средней школы, дома культуры, библиотеки, почты, храма Рождества Богородицы, администрации
Слева – современное здание Чёрмозской средней школы
Автор статьи: Васёв Сергей Алексеевич
Другие статьи по истории и достопримечательностям г. Чермоз можно почитать здесь:
г. Чермоз дореволюционный. ч.1. Металлургический завод. https://nashural.ru/mesta//permskij-kraj/chyormoz-dorevolyutsionnyj-ch-1-chermozskij-metallurgicheskij-zavod/
г. Чермоз дореволюционный. ч.2. Первые купцы и первые магазины города. https://nashural.ru/?p=73243&preview=true
Чермоз дореволюционный. Ч. 4. История появления театра и библиотеки. https://nashural.ru/mesta//permskij-kraj/chyormoz-dorevolyutsionnyj-ch-4-poyavlenie-v-gorode-teatra-i-biblioteki/
Чермоз дореволюционный. Ч. 5. Уральский Санкт-Петербург. https://nashural.ru/mesta//permskij-kraj/chermoz-dorevolyutsionnyj-ch-4-uralskij-sankt-peterburg/
Фото в заголовке в зеркальном отображении. Правильно так.