Бискужа – это деревня, которая находится в 6 км от города Кувандыка. С тюркского языка ее название переводится как «пятеро хозяев». Она была создана несколькими семьями мордовских крестьян, которые приехали из Бугурусланского уезда и арендовали земли у местных башкир.
К концу ХIХ века здесь насчитывалось около 120 дворов, в которых проживало около 500 человек. Жители деревни занимались мукомольным делом, животноводством, птицеводством. Интересно, что нет как такового мордовского языка. Поэтому местные поселенцы разговаривали на разных диалектах: эрзянском и мокше. Плюс ко всему, диалекты делились на семь говоров. Как же жители одной деревни могли понимать друг друга? А объединяющим началом для них были традиции. До XVI века мокша и эрзя исповедовали язычество и у них насчитывалось более сотни богов. Почти каждое явление или предмет были связаны со своим божеством.
Например, в лесу жила богиня Вирява, солнцем управляла богиня Чиава, а за каждым домом следила богиня Кудава. Большая часть божеств были женскими, что говорит о матриархатном сознании мордвы. В семьях считалось, что женщина – глава дома. Этот факт подтверждают поговорки, дошедшие до современности: «Муж говорит, жена думает» или «Не верь мужу, спроси у жены».
Удивительные обряды с новорожденными сохранились в этой деревне по сей день. Так, после того, как малышу дадут окрепнуть пару суток, его продают беднякам. Это делают родственники с той целью, чтобы потом сама мать его выкупила. Считается, что это запутает злых духов, и те не смогут «испортить» его.
Особые обряды у мордвы были связаны с захоронением. Так, первого человека хоронили на новом кладбище стоя, с посохом в руках. Считалось, что он станет хозяином погоста и ему все усопшие будут подчиняться.
В XVII веке мокша и эрзя постепенно переходят в христианство, но часть обычаев у них все-таки остаются, правда, в трансформированном виде.