Представляем точку маршрута по Оренбургу в мобильном приложении «КУДА» — Галерея «Оренбургский пуховый платок». Расскажем про предприятие «Оренбургские пуховницы» и Дом пуховой моды А. Советовой — знакомимся с пуховым промыслом — визитной карточкой региона.
Даже тот, кто едет в Оренбург впервые в своей жизни и вообще ничего не знает про город, все равно с ходу может назвать главный оренбургский сувенир – оренбургский пуховый платок. А все благодаря песне, созданной поэтом Виктором Боковым и композитором Георгием Пономаренко, которую так искренне и душевно исполняла великая Людмила Зыкина.
Галерея «Оренбургский пуховый платок»
Здесь вы погрузитесь в историю появления пуховых платков, узнаете о существующих трендах и будущем этого «чуда земли Оренбургской».
Галерея «Оренбургский пуховый платок» Оренбургского областного музея изобразительных искусств была создана в 2012 году для поддержания известности и популярности оренбургского пухового платка как символа Оренбургского региона.
В основу экспозиции была положена коллекция платков из фондов оренбургского музея ИЗО. Самый ранний из представленных в коллекции образцов относится к началу ХХ века. А наиболее полно в экспозиции представлены изделия второй половины ХХ века.
В 2023 году Галерея пережила капитальную реконструкцию. Пространство Галереи обновилось, стало более комфортным и современным. Галерея стала доступна для маломобильных посетителей. Сегодня в Галерее постоянно проходят выставки, мастер-классы, презентации и лекции.
Оренбургские пуховницы. Век XX и XXI
С распадом СССР пуховязальный промысел в Оренбуржье вошел в период тяжелого кризиса. Поголовье пуховых коз сокращалось. Спрос на оренбургские платки и паутинки стал падать среди обилия привозных изделий из мохера и кашемира. Традиции пуховязания постепенно слабели. Промысел грозил и вовсе исчезнуть с карты Оренбургской области.
Но в 2008 году было открыто ООО «Оренбургские пуховницы», которое занялось производством пуховых изделий ручной работы из местного уникального пуха коз губерлинской породы.
«Оренбургские пуховницы» – это предприятие с полным циклом производства: здесь на собственной ферме разводят настоящих оренбургских пуховых коз, чешут пух, перерабатывают его в пряжу, вручную вяжут изделия. Сама ферма находится в Кувандыкском городском округе. Там самый подходящий климат для образования у козы пуха.
А цех по производству пуха расположился в поселке Нежинка Оренбургского района. Там же недавно появился Дом пухового платка, где планируется к открытию школа пуховязания.
Семейное предприятие, на котором из поколения в поколение трудится оренбургская семья Абсалямовых, в 2022 году включило в себя и экоферму, где можно пообщаться с настоящими пуховыми козочками.
На экскурсии и мастер-классе можно проследить процесс эволюции платка и даже самостоятельно создать теплое пуховое сердечко из экологически чистого пуха Оренбуржья.
Платок – это модно!
В Оренбургской области для возрождения многовековых традиций пуховязания делается многое. В 2009 году появилась ежегодная октябрьская традиция праздновать «Дни Оренбургского пухового платка» — проводить выставки, флеш-мобы и конкурсы.
Самым красивым событием всегда становится акция, проводимая в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября.
Она так и называется: «В Покров День платок надень». В этот день мужчин призывают дарить, а женщин носить белоснежные платки.
13 октября 2013 года, в рамках фестиваля, был установлен мировой рекорд пуховязания – 699 вязальщиц (женщины, мужчины и даже дети) взялись за спицы и 5 минут одновременно вязали каждый свое изделие из козьего пуха.
Инициатором возрождения оренбургского пуховязального промысла только уже на новой основе можно назвать оренбургского дизайнера Анну Советову. Ее работы из оренбургского пухового платка объехали почти весь мир. Ажурный пуховый воротничок, сделанный руками модельера, Правительство Оренбургской области преподнесло в дар Валентине Матвиенко.
Анна, кстати – владелица собственного Дома пуховой моды. Это место, где аутентичному пуховому платку дают новую жизнь и облекают его в современные формы. Сама Анна и ее помощницы придумывают и создают эксклюзивные и неповторимые изделия, декорируя их оренбургской паутинкой. Сувениры, украшения, аксессуары, даже иконы в ризах из пухового платка…
Анна Советова – автор нескольких уникальных модных коллекций. Одна из первых – «Пуховая краса» — посвящалась сказочным и литературным персонажам. Тогда появились костюмы Хозяйки медной горы, Царевны Лебедь, Снегурочки.
На фестивале «Национальный костюм в современной моде» в 2014 году за эту коллекцию Анна получила высокую награду из рук самого Вячеслава Зайцева — «Серебряного феникса».
В 2017 году была создана дизайнерская коллекция, в разработке которой приял участие известный модельер Валентин Юдашкин. Коллекция была представлена на модных показах в Париже и Москве.
В 2019 году дизайнер презентовала этнопроект «Нити дружбы». Вместе с мастерицами своего Дома пуховой моды она изготовила полтора десятка костюмов народов и национальностей, населяющих Оренбуржье.
Все они были украшены элементами знаменитой оренбургской паутинки. А одна из последних коллекций Анны носит название «Платок и космос. Оренбургская история». Она объединила два абсолютно разных символа региона – традиционный пуховый платок и космическую эпопею Юрия Гагарина.
В Доме пуховой моды каждый гость Оренбурга обязательно найдет себе сувенир, который согреет душу.
Интересные факты
Несколько интересных фактов о знаменитом оренбургском платке, знанием которых вы сможете похвалиться в ходе своей поездки!
• В 2018 году экипаж корабля «Союз МС-11» взял в космическую экспедицию знаменитую оренбургскую паутинку.
• Самый большой оренбургский пуховый платок в цветах государственного флага был зафиксирован в Книге рекордов России на выставке «Россия» — 68,4 кв. м
Алёна Денисьевна и ее платки
О свойствах козьего пуха кочевники-скотоводы, обитавшие в азиатских степях, знали давно. На самом лютом морозе довольно легко одетые калмыки и казахи совершенно не мерзли, благодаря шерстяным вязаным поддевкам и шарфам, которые носили под верхней одеждой.
Эти вещи имели исключительно практическое назначение и были довольно грубыми на ощупь и абсолютно некрасивыми с эстетической стороны. Переселившиеся в Оренбургскую губернию казаки быстро переняли эти удобные аксессуары у своих соседей, а казачки решили, что практичное может быть еще и красивым, и стали вывязывать платки узорчатые, ажурные, похожие на кружевные полотнища. В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы — бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.
Первым обратил внимание на эти пуховые платки исследователь Оренбургского края Петр Иванович Рычков. Он и козами местными заинтересовался которые
«около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно».
В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» и предложил организовать в крае пуховязальный промысел. Поначалу его освоение проходило прямо в доме у Рычковых – местные мастерицы обучались там новому ремеслу, вырабатывая особую технику.
За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 года. На этом заседании Алёна Денисьевна Рычкова (жена Петра Ивановича) была награждена золотой медалью за пряжу козьего пуха, а также за сотканную ширинку (небольшое полотнище ткани, названное так из-за ширины ткацкого станка) и вязаный колпак из пуха травы кипрейника. Награда была вручена с формулировкой: «В знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».
Мировое же признание оренбургские пуховые платки получили в 1851 году на Международной выставке в Лондоне. С тех пор они стали стремительно набирать популярность и превращаться в экспортный товар. Особенно высокий спрос на них был в Европе. В Великобритании даже изготавливали собственную продукцию с пометкой «Имитация под Оренбург».
В 1862 платки из российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне. Шесть воздушных оренбургских шалей, связанных казачкой Марией Николаевной Усковой, принесли ей золотую медаль, диплом и 125 серебряников.
В 70-е годы XIX века пуховязанием занималось не больше 300 женщин. Но платок приобретал все бОльшую популярность, поэтому в 1900 году вязальщиц было уже 4 000, а в 1913 – 21 000 мужчин и женщин вязали платки на продажу. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель.
«Чудо земли Оренбургской»
Пух оренбургских коз — уникальный. Он самый тонкий в мире – всего 16 микрон, притом, что у знаменитых ангорских коз — 22–24 микрона. При этом прочность данного пуха выше прочности шерсти. А «виной» всему — суровые климатические условия Оренбуржья, в которых козам приходилось как-то выживать. Чтобы справиться с летним зноем в +45 С и зимней стужей в -45 С, козам приходилось выращивать густой подпушек, который, собственно, и шел на изготовление платков.
Оренбургских коз пытались вывозить в Европу, Австралию, Южную Америку, однако это ни к чему не привело. При смене климата на более мягкий животные расслаблялись и начинали обрастать обычным грубым и толстым пухом, как у обычных коз. Вторая причина выработки такого типа пуха – рацион, основанный на растительности горных уральских степей.
Вот как описывала газета «Оренбургские губернские ведомости» в 1913 году платок наивысшего качества: «Пятидесятирублёвый платок должен быть выполнен из чистого пуха без примеси шёлка или бумаги, связанный в 1000 или 1100 петель, 5–6 аршин в квадрат (3,5–4 м), диагонально взятый с угла на угол, может быть пропущен в кольцо и должен весить не более 20–22 золотников (80 г).
Цвет пуха — серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8–10 месяцев. Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ».
Пуховые платки Оренбуржья бывают в основном двух видов: платок и паутинка. Самые красивые из них – паутинки, на которые идет самая чистая и мягкая пряжа. Именно они свободно проходят сквозь кольцо. Тонкие и невесомые паутинки были нарядом праздничным, надевались по особым случаям. В обычное время носили более плотные платки из серой пряжи. Узоры, используемые мастерицами-пуховязальщицами, имели очень интересные названия: кошачьи лапки, косорядки (перекосики), мышиный след, соты, рыбки и др.
Как добраться
GPS-координаты: 51.766703, 55.097821
Адрес: Галерея «Оренбургский пуховый платок». Оренбург, улица Володарского, 13. Телефон: 8 (353) 277-23-93. Группа ВКонтакте.
Остановка общественного транспорта «Улица Пролетарская». Автобусы № 2, 6, 21, 23, 24, 52н, 80н, 83н, 90. Маршрутки № 36, 78н.
Время работы: Понедельник-вторник: выходной, среда — воскресенье с 10.00 до 18.00.
«Дом пуховой моды». Оренбург, улица Комсомольская, 66/1. Телефон: 8 (903) 360-99-82. Сайт «Дом пуховой моды».
Остановка общественного транспорта «Улица Постникова». Автобусы № 6, 59н, 80н, 84н. Маршрутки № 55н, 102н. Остановка «Театр Музыкальной комедии». Автобусы № 2, 3, 24, 82н, 84н, 90, 101, 118. Маршрутки № 14, 78н, 116, 760.
Время работы: Понедельник-пятница: с 10.00 до 19.00, суббота: 11:00 – 17:00, воскресенье — выходной.
Предприятие «Оренбургские пуховницы». Оренбургская область, Оренбургский район, село Нежинка, пер. Флотский, 1.
Для участия в экскурсии необходимо заранее записаться по телефону +7 (953) 497-85-65 или на сайте.
Карта
Автор текста: Елена Бурлуцкая