Представляем точку маршрута по Оренбургу в мобильном приложении «КУДА» —Музей истории Оренбурга + часовая башня + гауптвахта.

Прогуливаясь по самому красивому месту Оренбурга – по набережной реки Урал, вы увидите красивое кирпичное здание, похожее на средневековый замок – это Музей истории Оренбурга на бульваре им. А.С. Пушкина.

Музей истории города

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

В 1978 году здание губернского архива и казны было передано Музею истории города Оренбурга. После нескольких лет реставрации, 30 апреля 1983 года музей был открыт. Основные экспозиции были посвящены основанию города, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, пребыванию Пушкина в Оренбургской губернии, повседневности оренбуржцев различных эпох. Большой вклад в оформление отреставрированного здания внесли оренбургские художники Антон Власенко и Владислав Еременко, создавшие встречающий всех посетителей левкас «Оренбург в трех веках».

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

В 1970-х годах перед главным входом в музей был устроен палисадник, а в 1977 году здесь появился памятник А. С. Пушкину. Место для памятника поэту было выбрано не случайно – неподалеку от здания гауптвахты в XIX веке находился Преображенский бастион Оренбургской крепости. Туда Пушкин вместе с сопровождавшим его В. И. Далем поднимались во время визита поэта в Оренбургский край в сентябре 1833 года, чтобы увидеть Форштадт – казачье предместье, откуда Емельян Пугачев обстреливал Оренбург во время осады города.

В фонде музея хранится более 8 тысяч экспонатов, и ценнейший из них — прижизненный потрет Екатерины II работы художника Иоганна-Баптиста Лампи. Отдельные экспозиции посвящены восстанию Емельяна Ивановича Пугачева и его «Оренбургскому этапу», визиту в Оренбург Александра Сергеевича Пушкина, городской повседневности рубежа XIX-XX веков.

В музее истории города хранится посмертная маска Пушкина, одна из существующих четырёх копий. Долгое время считалось, что её передал Владимир Даль. Но сейчас есть основания говорить о том, что, вероятнее всего, она происходила из личного архива оренбургского губернатора Василия Перовского. Он увлекался коллекционированием таких масок и был очень дружен с Жуковским, который и занимался снятием посмертного слепка.

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

Украшением экспозиции музея служит белый с позолотой фарфоровый французский камин, перебравшийся сюда из старинного особняка оренбургского купца Юрова. Его разобрали по кирпичику на прежнем месте, а потом тщательно собрали в зале музея.

Здание, напоминающее средневековый замок, появилось на набережной Урала в середине XIX столетия и, как и многие знаковые для Оренбурга сооружения, было связано с именем оренбургского военного губернатора Василия Алексеевича Перовского.

Гауптвахта

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

Использовать здание для хранения архивных документов не получилось практически с самого начала. Поскольку оно было расположено близко к реке, подвалы были сырыми, и архивные документы в такой атмосфере портились. Бумага такого отношения к себе не терпела, а вот люди могли и потерпеть. Поэтому решено было окончательно приспособить помещения именно под гауптвахту.

Переоборудование началось уже при генерал-губернаторе Александре Андреевиче Катенине (1857-1860-х гг.), а окончательная трансформация произошла, скорее всего, в 1880-х годах, после того, как было упразднено Оренбургское генерал-губернаторство и военный округ. В западной части здания разместили караульную службу, в восточной – камеры для заключённых.

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

Гауптвахта размещалась здесь до конца 1970-х годов. «Сидельцы» гауптвахты строго следовали существовавшей тогда традиции оставлять свой автограф на облицовочных кирпичиках. Сохранились даже подписи начала XX века. «Автографы» начала 1940-х годов скорее всего оставляли уже те, кто уходил отсюда на фронт (здесь был военкомат), а не отбывал наказание. Есть надписи, которые датируются концом 1970-х годов и более поздним временем, но это, судя по всему, была уже новая традиция – кирпичи «помечали» те, кто уходил на службу, или, наоборот, дембеля.

Здание губернского архива и казны

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

Изначально здание строилось под размещение губернского архива и казны. К середине XIX столетия казначейские кладовые, размещённые в бывших частных домах, пришли в негодность. В 1853 г. министру внутренних дел поступило отношение В. А. Перовского с просьбой о строительстве для Оренбургского казначейства новой кладовой. Бумага была переправлена в Министерство финансов, потом в Главное управление путей сообщения, а оттуда в Департамент рассмотрения проектов и смет. Департаменту предлагалось рассмотреть «Проект каменной кладовой с унтер-офицерской гауптвахтой». Именно тогда еще одно предназначение здания впервые появилось в документах.

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

Вероятно, проект здания был выполнен в Оренбургской строительной и дорожной комиссии, откуда в июне 1854 года он был передан В. А. Перовскому. Кто был его автором — до сих пор остается неизвестным. Предположительно Перовский поручил его составление архитектору из своего окружения в столицах или в самом Оренбурге, хотя высказывалось предположение о том, что им мог быть архитектор-самоучка, крепостной крестьянин графини Кутайсовой, помещицы деревни Вахрушевой Ярославского уезда Ярославской губернии Иван Петрович Скалочкин. В настоящее время все же решили, что Скалочкин лишь выполнял подряд на строительные работы. Средства на постройку нового здания казначейской кладовой были собраны с горожан по особому сбору «на устройство присутственных мест и тюрем».

«Средневековый замок»

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

Стилистика здания соответствовала популярному в то время стилю «неоготика» или «псевдоготика» и предполагала подчеркнутую строгость форм, а также использование таких архитектурных элементов, как стрельчатые арки, башни-донжоны, окна, напоминающие амбразуры и т.д. Поскольку в здании должны были храниться документы, которым обилие света скорее бы навредило, малое число окон и их узкие формы не считалось недостатком. Стены фасадов были облицованы глазурованным (поливным) кирпичом, блестящим на солнце. Некоторое отличие в цвете кирпичей создавало приятные переливы тона и придавало зданию нарядный и необычный вид.

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

Сооружение, датой завершения строительства которого считается 1856 год (именно эта дата обозначена на фасаде над главным входом), представляло собой архитектурный ансамбль Г-образной формы, состоящий из нескольких разных по размерам помещений, объединённых общей композицией и похожими архитектурными деталями. Архитектурной доминантой здания служила восьмиугольная башня с часами. В западной одноэтажной части комплекса, выходившей главным фасадом на площадь, размещались: караульное помещение, пространства «для хранения сумм ведомства Генерал-губернатора и Корпусного Командира» и «для хранения сумм Уездного Казначейства». В двухэтажной восточной части здания находились комнаты для хранения архивных дел и комнаты для сторожа (на первом этаже) и архивариуса (на втором этаже).

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

Куранты на башне

На башне с самого начала ее истории были установлены часы «таможенного ведомства», ранее находившиеся в Гостином дворе в Оренбурге. Часы были изготовлены в Москве, фирмой братьев Бутеноп. «Механическое заведение братьев Бутеноп», кроме сельскохозяйственной техники, выпускало часы-куранты для всей России. Механизмы этой фирмы славились тем, что работали даже в самых сложных погодных условиях (башенные часы фирмы Бутеноп звонили в Петербурге на Петропавловском соборе, в Астрахани, Твери и других городах).

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

В 1930 году в Самаре началось строительство здания штаба армии. Кому-то пришла в голову мысль, что оренбургские куранты будут лучше смотреться там. Часы были переправлены в Самару. К слову, эти часы и сейчас можно увидеть на штабе, только из трех циферблатов рабочим остался только один.  А гауптвахта так и стояла, зияя дырой в башне, до 1980 года, пока по инициативе председателя Оренбургского горисполкома Юрия Дмитриевича Гаранькина и благодаря работе часового мастера Николая Степановича Кузнецова не были изготовлены новые маятниковые часы с колокольным звоном.

Семь колоколов были отлиты на оренбургском Тепловозоремонтном заводе. Сборку выполнил слесарь оренбургского завода «Металлист» Михаил Васильевич Шадрин. Благодаря мастеру колокольного звона Юрию Александровичу Авдееву, колокола на башне сегодня каждый час отбивают мелодию песни Григория Федоровича Пономаренко «Расцвели оренбургские степи».

Музей истории Оренбурга. Фото: Арина Савина / ВКонтакте

Как добраться

GPS-координаты: 51.755481, 55.108387

Адрес:  Музей истории Оренбурга. Оренбург, улица Набережная, 29.
Остановка общественного транспорта «Драмтеатр». Автобусы № 2, 6, 21, 52н, 66н, 80н. Маршрутки № 36, 105н, 156.

Сайт музея истории Оренбурга

Карта


Автор текста: Елена Бурлуцкая

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments