Представляем точку маршрута по Оренбургу в мобильном приложении «КУДА» — культурный комплекс «Национальная деревня».
Хотите за пару-тройку часов посетить сразу несколько субъектов Российской Федерации, увидеть стоящие по соседству хату, юрту и терем? Тогда отправляйтесь в оренбургскую Национальную деревню. Здесь на небольшом пространстве находятся сразу 10 подворий, представляющих самые многочисленные этнические группы региона.
Как все создавалось
Идея создания уникального культурного комплекса «Национальная деревня» была предложена в 2004 году экс-губернатором Оренбургской области Алексеем Андреевичем Чернышевым. В 2005 году началось строительство 10 подворий: русского, украинского, казахского, башкирского, мордовского, немецкого, чувашского, армянского, татарского и белорусского.
В 2007 году на проспекте Гагарина, прямо за памятником первому космонавту, появилось пространство с яркой улочкой, на которой возникли терема, юрты, хаты, бревенчатые срубы, бани и колодцы. Каждое подворье включало в себя музей истории, культуры и быта, кафе или ресторан национальной кухни, библиотеку с литературой на родном языке. Попадались даже редакции газет на родных языках. К середине 2009 года открылись все 10 подворий. Между русским, украинским и казахским подворьями был устроен фонтан «Дружба» (конечно, горожане сразу прозвали его фонтаном «Дружба народов», по аналогии с фонтаном ВДНХ).
Подворья
Мордовское подворье соединило в себе историю и современность. Основное здание, «кудо», построено из самых современных строительных материалов, но при этом похоже на старинный мордовский женский головной убор – панго. Главными занятиями мордвы всегда были охота и бортничество, поэтому и в экспозиции музея представлены чучела животных – кабана, лося, медведя, лисы.
Первые поселения татар в Оренбуржье возникли в 1744 году с появлением здесь казанских купцов. Тогда неподалеку от города был основан Сеитов посад (Сеитова слобода, названная так по имени первого поселенца – Сеита Хаялина), который сейчас носит название Татарская Каргала. Именно дома купцов-татар, проживавших в Сеитовой слободе в XVIII-XIX веках, стали прообразом для создания Татарского подворья.
Немцы свои жилые помещения всегда старались обставить с максимальным комфортом. В некоторых домах даже сохранились старинные, так называемые «голландские» часы, привезенные первыми переселенцами. Вот и интерьеры чопорного Немецкого подворья, как и сам фахверковый дом, смотрятся очень аутентично – столовая со старинным буфетом и подлинной утварью, гостиная с множеством старинных фотографий и текстиля, сакральная комната, где хранятся католические и лютеранские молитвенники, спальня. Полное ощущение, что вот-вот из комнаты выйдет какая-нибудь фрау Марта и предложит какие-нибудь Кёнигсбергские клопсы.
В традиционном быту армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства. «Гость от Бога», ‒ говорили в народе, и поэтому каждому путнику, постучавшемуся в дом, всегда были готовы кров и пища, а его коню ‒ овес и вода. Армянское подворье, пожалуй, можно назвать одним из самых любимых оренбуржцами и гостями города. Где еще можно попробовать такой сочный шашлык или подрумяненный кебаб, вкуснейшую долму, хачапури и другие блюда кавказской кухни? Да и внешний облик подворья – каменные постройки, небольшой водопадик и малая архитектурная форма в виде традиционного гордого горного орла – выглядит очень симпатично.
На Белорусском подворье внимание привлекают большие деревянные фигуры. Дело в том, что деревянная скульптура – это один из самых древних, традиционных и распространённых в прошлом видов народного искусства Беларуси. Другие традиционные занятия белорусов – плетение из соломки, резьба по дереву, гончарный промысел, ковка и вышивка – можно увидеть и во внешнем убранстве подворья, и в его внутреннем оформлении, и в экспозиции музея. Есть в подворье и ресторан национальной кухни, где можно попробовать салат «Батькина радость», «Белорускую цыпу» в виде рулета и конечно же картофельные драники. Ведь в традиционной белорусской кухне насчитывается до 200 блюд из картофеля!
В Чувашском подворье одним из самых любопытных музейных экспонатов был старинный ткацкий станок. А особой гордостью – богатейшая коллекция традиционного текстиля.
На территории Башкирского подворья расположились дом с шатровой крышей, площадка для сабантуев и конский дворик. Здание подворья немного напоминает очертаниями элементы знакового для Оренбурга Караван-сарая, построенного по инициативе военного губернатора Перовского и ставшего одной из визитных карточек города.
Традиционное для башкир бортничество (сбор меда диких пчел) тоже нашло свое воплощение в подворье – здесь установлены улья и деревянные колоды, из которых деревянные же медведи пытаются достать мед, сладкое «золото» Башкирии.
Гостеприимное Казахское подворье, пожалуй, самое колоритное во всей Национальной деревне. Несколько юрт расположились на фоне современного здания в восточном стиле. Перед юртами подворья на газоне вальяжно разлегся гипсовый верблюд – «корабль пустыни», символ кочевой жизни казахского народа.
Юрта ‒ это жилище с деревянным каркасом и войлочным покрытием. Ее необычная форма подчеркивала необозримость степи и бесконечного небосвода. Юрта была идеально приспособлена к условиям кочевого быта — она легко собиралась и разбиралась, перевозилась, сохраняла необходимый температурный режим в жару и в холод. Парадные юрты, предназначенные для приёма гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Они покрывались белым войлоком и шёлком. Именно такие, гостевые белые юрты и украшают пространство Казахского подворья.
Украинское подворье в 2007 году было первым двором, открывшимся в «Национальной деревне». При его создании использовались самые узнаваемые элементы украинской культуры: беленая хата, крытая соломой и расписанная в традиционной манере, плетни, колодец, уличная печь.
Внешний облик каждого двора знакомит с особенностями культуры и быта народов, населяющих наше многонациональное Оренбуржье.
Немного истории
Оренбург, основанный на отдаленном юго-восточном порубежье Российской империи, с самого начала своей истории стал местом притяжения для представителей самых разных национальностей и вероисповеданий. Привилегия, выданная городу 7 июня 1734 года императрицей Анной Иоанновной, обещала «всем, и всякого народа Российским …, купечеству, мастеровым и разночинцам, также Иностранных Европейских Государств иноземцам, купцам и художникам, и тутошным Башкирскому народу, и живущим с ними, и ново-подданным Нашим Киргизским, Каракалпакским народам, и из Азиятских стран приезжим Греком, Армяном, Индейцом, Персам, Бухарцом, Хивинцом, Ташкенцом, Калмыкам, и иных всякого звания и веры, приходить селитца жить, торговать и всяким ремеслом промышлять…».
С тех пор в Оренбург стали съезжаться азиаты и европейцы, жители ближнего и дальнего зарубежья, превращая город в яркую и многоликую мозаику. Все жили мирно. Места и занятий хватало всем, никто никого не ущемлял ни в плане языка, ни в плане религии. В городе в 1901 году насчитывалось православных церквей и часовен 41, старообрядческих молитвенных домов — 6, один католический костел, одна лютеранская кирха, две синагоги, 7 мусульманских мечетей. Пушкинские строки «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний!» очень подходили для описания тогдашней физиономии города.
В веке XXI почти ничего не изменилось. В Оренбурге по-прежнему проживают русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, армяне, немцы, евреи, представители других народов. А вообще в Оренбургской области проживают более 120 разных национальностей и этнических групп. Все ходят друг к другу в гости, угощают друг друга национальными блюдами, поют свои народные песни.
И однажды появилась мысль – а пусть все это воплотится в каком-то большом проекте, символизирующем межнациональный мир и согласие.
Как добраться
GPS-координаты: 51.777695, 55.167718
Адрес: Культурный комплекс «Национальная деревня». Оренбург, сквер имени Ю.А. Гагарина. Остановка общественного транспорта «Национальная деревня». Автобусы № 7, 20, 21, 53н, 54н, 66н, 69н, 79н, 80н, 83н, 141, 149. Маршрутки № 1, 57н, 113, 114, 143, 151, 155а, 156, 158, 171, 775.
Карта
Текст: Елена Бурлуцкая