Город Гай Оренбургской области известен как один из самых крупных центров добычи меди в нашей стране. Но не медью единой жив этот город. Здесь работает уникальный музей, где можно познакомиться с работами художника-камнереза Юрия Шевцова.
Самыми талантливыми камнерезами всегда считались уральцы. Это люди, которые отлично разбираются в геологических породах, знают где какие минералы искать, а самое главное – как их обрабатывать. Юрий Шевцов – известный камнерез из города Гая, работы которого выставлялись в Екатеринбурге, Оренбурге, Челябинске, Магнитогорске. Несколько работ этого художника приобрел Музей флорентийской мозаики в Санкт-Петербурге. Часть произведений находится в частных коллекциях Америки, Европы и даже у Мстислава Ростроповича.
Юрий Шевцов за свою жизнь пробовал творить в разных техниках и экспериментировал с материалами. Он занимался резьбой по дереву, увлекался чеканкой. Постепенно пришел к ювелирным украшениям и флорентийской мозаике.
Это искусство появилось во Флоренции в XVI веке благодаря семейству Медичи. Они собирали коллекции изделий художников-камнерезов. Флорентийская мозаика – это искусство подбирать и состыковывать цветные полудрагоценные камни разных форм, создавая единый рисунок. Для этого все камни режутся на пластинки и тщательно полируются. Сложностью для камнереза является подготовка пластинок из камней и их состыковка. Такая техника применяется при создании столешниц, картин-панно, шкатулок…
Юрий Шевцов использует в основном уральские камни, благо, что около города Гая можно добыть родонит, агат, а самая любимая у него – это знаменитая орская яшма. Он использует в своих произведениях около тридцати видов минералов.
Самыми любимыми темами для вдохновения гайского камнереза являются сказы П. П. Бажова, по мотивам которых он создал панно «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Золотой волос». Музыкальные произведения «Снегурочка» и «Болеро» также легли в основу его творчества.
Наверное, у вас возник вопрос, что привело Юрия к камнерезному искусству? Этот путь был извилистым. В 1959 году он пришел работать на Гайский горно-обогатительный комбинат в должности помощника машиниста экскаватора. А через 10 лет он сам стал машинистом. Затем он получил должность заведующего филиала Орского индустриального техникума. А с 1972 года он становится старшим инженером по технической эстетике в проектно-конструкторском отделе ГОКа. Но все-таки творчество оказалось для него более важным, поэтому уже около 20 лет своей жизни он посвящает камнерезному искусству.