Акбулакский район известен в Оренбургской области как главный источник мела, а его глиняная игрушка обрела популярность даже за пределами области. Однако Акбулаку есть чем удивить и в природном плане. Его визитной карточкой стал Святой камень – геологический памятник, расположенный на горе Алеутас.
Гора Алеутас расположена недалеко от бывшего поселка Прохладного на междуречье рек Куралы и Бердянки, в 10 километрах от села Перовка. Она представляет собой глыбы кварцевых песчаников высотой до 2,5 метра, разбросанных на территории площадью 120 квадратных метров. Здесь растут березы, шиповник и спирея зверобоелистная. Однако одна из берез представляет отдельный интерес – она, растущая прямо из камня, считается уникальным природным явлением (именно этот камень называют Святым).
Береза и орел – ее хранитель
По местным легендам, появление этой березы далеко не случайно. Считается, что раньше в этих местах жил пастух Мелеуз. Трудился он днями напролет, не жалея сил и здоровья, однако богатств заработать так и не смог. Но одно сокровище у него все же было – его дочь Айгуль. Была она несказанно красива, умна, романтична, имела удивительной доброты сердце. Далеко по степи разлетелась молва об удивительной красоты дочери пастуха. Но сердце Айгуль уже было отдано молодому парню Камсаю, вместе они планировали долгую и счастливую жизнь. Однако в скором времени их романтическая сказка обернулась трагедией.
Дошли слухи о красавице Айгуль до могущественного бая Базарбая, который решил завладеть ею любой ценой, сделав своей седьмой женой. Угрозами, уговорами, лестью и дорогими подарками добился бай согласия Мелеуза. Знал Мелеуз, что против связей и богатств бая он бессилен. Чтобы не накликать беду на отца, дала свое согласие и Айгуль. Однако ее острый ум уже имел план побега – вместе с Касаем они договорились бежать поздно ночью, встретившись у черного камня. Вот только коварный бай приставил к девушке своего воина, который и проследил ее до самого места встречи. Не простив предательства, бай ударил юную Айгуль ножом в сердце, а тело ее приказал закопать под черным валуном и не говорить об этом ни одной душе. К тому времени, как приехал Камсай, девушка уже покоилась под грудой земли. Искал ее парень по всей степи, но сердце тянуло его обратно – к черной скале. Кружил там юноша, искал возлюбленную, а потом обратился в степного орла. А в следующую весну из камня проросла молодая березка. Со всех аулов приезжали посмотреть на это чудо. Привезли и старика Мелеуза. Глянул он на стройную березу, увидел кружащего над ней орла и расплакался горькими слезами – узнал он в них дочь и возлюбленного ее. С тех пор место это прозвали Святым камнем. А орел остался охранять молодую березку от злых и коварных людей.
С языческих времен и до наших дней камень, да и сама гора, почитается местными жителями и используется в качестве святилища. Особое место она занимает в жизни местных казахов. На протяжении долгих лет люди оставляли здесь жемчужины, а позже деньги – символы человеческих слез. Есть и современная традиция, которая, хоть и имеет языческие корни, и по сей день является популярной у туристов – приезжающие стремятся повязать ленточку на ствол березы, растущей из Святого камня. Считается, что этот ритуал способствует исполнению желаний, загадываемых на горе.
Как добраться?
Святой камень находится на границе Акбулакского и Соль-Илецкого районов. Хорошей асфальтированной дороги до этого места нет, добираться придется по грунтовке, по кочкам и ухабам. Доехать можно из Оренбурга, Акбулака и Соль-Илецка. Зимой и летом, после дождей, добраться до этого места очень трудно – дорога либо размыта, либо ее вообще нет.