Гайский район – это один из районов Оренбургской области. Исследования археологов показывают, что люди здесь начали селиться еще до нашей эры. Самыми удивительными находками были предметы культа и бытовые предметы сарматов и скифов. Какие современные населенные пункты Гайского района могут рассказать туристам о жизни древних племен?
Около деревни Ишкинино и села Банного в конце ХIХ века были обнаружены погребальные курганы времен позднего палеолита. Они свидетельствовали о жизни скифов и сарматов на территории Оренбуржья. Во время раскопок извлечены на свет человеческие кости, посуда, украшения, которые, по верованиям древних племен, необходимы в загробной жизни. Скифы и сарматы были кочевыми племенами, поэтому вместе с умершим в погребение помещалось и тело коня (которого убивали бескровным способом), и с ним все принадлежности для верховой езды. Конь для древнего воина-кочевника был и другом, и помощником, так как большую часть жизни он проводил в седле.
Интересно, что со времени приручения этих животных и до наших дней лошади претерпели физиологические изменения. Они формировались как вьючные, верховые и как животные, дающие мясо и молоко. Существует множество пород, но к степной жизни прекрасно приспособлены кустанайская, адаевская, казахская, джэбе.
С лошадью у кочевых народов были связаны и различные обычаи. Так, например, ласковое обращение к ребенку могло звучать примерно так: «Жеребеночек мой!». В то же время коня называли «светоч ясный» или «зрачок моих глаз».
С рождения дети причислялись к наездникам, поэтому, если рождался мальчик, говорили, что появился чабан, а если девочка – то табунщица. После рождения пуповину мальчика привязывали к гриве лошади, что с первых дней связывало его с этим животным.
Когда ребенок начинал ходить, его проводили через стремена, что, по поверьям башкир, казахов и других кочевых народов, подарит ребенку в жизни счастье.
Таким образом можно сказать, что у всех кочевых народов конь был самым важным домашним животным во все времена.