Эта история – про человека, который нашел свою тему в 5-м классе средней школы, и сумел пронести ее через всю жизнь. Про человека, который, по его словам, вырос в казачьей станице, которую придумал сам и увидел сам, а потом сумел сделать так, чтобы и все остальные увидели то, что видел он.
Благодаря майским каникулам мы с мужем побывали в станице Кардаиловской в доме-музее казаков, в гостях у Валерия Григорьевича и Галины Бешенцевых. Я, наконец, познакомилась с человеком, придумавшим поразивших меня глиняных казаков, и даже с Алексеем – сыном Валерия Григорьевича – который и сделал конкретно «моего» казака (поэтому на нем стоит клеймо с АБ – Алексей Бешенцев). Но обо всем по порядку.

Станица Кардаиловская и музей

Станица Кардаиловская находится в 80+ км от Оренбурга. Путь на авто занимает около 1 часа, дорога отличная, хоть и несколько пустынная. Я рекомендую этот музей к посещению всем, кому нравится история повседневности и история быта – даже если вы не интересуетесь именно казаками и казачеством, благодаря огромному количеству живых материалов, собранных в музее, по итогу у вас возникнет ощущение, что вы лично знали и каждого из 6-х братьев Нестеренковых, и их отца, и их матушку, и прадеда, который стал монахом в миру (я раньше только читала о таких людях). Этот музей точно дает ощущение того, как зыбучие пески времени оседают под ногами, и ты проваливаешься в прошлое (неточная цитата из «Вся королевская рать», но суть передает). Много подлинных предметов, собранных и восстановленных: настоящее оружие, складная походная кровать, мебель, в том числе «походный именной сундук» казака, одежда, книги, письма, иконы, украшения. Очень много фото. Подборка книг по истории казачества. Идеально заправленная хозяйская кровать с вышитыми подзорами и подушками – весь текстиль по подлинным образцам восстановлен Галиной Бешенцевой. Этот музей – объемное, 3D изображение мира казаков, он полностью дает представление о том, как и чем жила казацкая семья накануне революции.


Музей идеален для посещения небольшими группами: во-первых, он маленький сам по себе, это настоящий жилой дом некогда богатой казачьей семьи атамана Нестеренкова; во-вторых, в музее столько всего, что хранить фонды толком негде, частично они лежат повсюду, и группе больше 4-х человек будет, на мой взгляд, сложно.

Глиняная миниатюра

Теперь о глиняной миниатюре. Познакомившись с Валерием Григорьевичем, я поняла, что именно меня так зацепило в его игрушке. Дело в том, что «кардаиловская игрушка» – это не совсем игрушка, хотя нечто похожее можно видеть на фотографии казачьих мальчишек начала 20-го века; тем не менее, это совсем не игрушка, это жанровая авторская миниатюра, которая стоит на стыке традиционной глиняной игрушки (ее ближайший народный «родственник» – дымковская игрушка) и фарфоровой европейской и советской миниатюры (и здесь ее ближайшие родственники – кузнецовский фарфор и ЛФЗ / Императорский фарфор).

Отсюда – невероятная для народной игрушки детализованность: у казаков, Перовского, Пушкина, Николая I проработаны не только узнаваемые, портретные черты лица, но и одежда, отличительные знаки, оружие, детали. А лошадка, напротив, сделана подчеркнуто схематично и обобщенно. Миниатюры Валерия Григорьевича соединены в тематические группы: «Казачья сотня», «Пушкин и Перовский», «Пушкин и Николай», «Казаки в разведке». В музее показана эволюция миниатюры — в первых вариантах фигурка ближе к дымковской, далее — уже все более и более узнаваемая и авторская. Круг персонажей и тем очерчен: это 1812-й, это казаки, это Пушкин и его современники, это персонажи повести Пушкина «Капитанская дочка».

Идеи о развитии туризма

Мы много говорили с Валерием Григорьевичем; он отмечает рост интереса к его миниатюре, особенно в последнее время, и рост интереса к музею. Люди приезжают отовсюду. На мой взгляд, этот музей обязательно нужно включать в маршрут всем, кто приезжает в Оренбург: до него достаточно просто доехать, это действительно нечто уникальное, не имеющее аналогов место. Ближайший аналог, который пришел мне на ум – храм всех религий под Казанью, с оговорками, конечно. Валерий Григорьевич рассказал о своей задумке еще одного музея, посвященного «Капитанской дочке», в соседней станице Нижнеозерной – именно это место стало прообразом Белогорской крепости в повести Пушкина. Я считаю, что сейчас Оренбург находится в совершенно уникальном историческом моменте, не воспользоваться которым – грех. Нам стоит задуматься о создании кластера для развития культурно-познавательного туризма. Этот кластер должен объединить большой квартал в самом Оренбурге, что позволит сохранить исторический центр, и кластер за пределами города, в который смогут войти музей в Кардаилово и будущий музей в Нижнеозерной. Пример тому есть – Казань, которая развивает подобный туризм не первый год. Мы должны воспользоваться моментом, когда россияне стали, наконец, массово интересоваться историей своей страны, имея возможность путешествовать на личных автомобилях и в составе групп. От этого точно выиграют все: и любители старого города, и бизнес (я вот точно не откажусь от гостей на уикенды в отеле!), и рестораны, и устроители экскурсий. Нужен диалог, проектный подход, изучение чужого опыта. Есть федеральные целевые программы, и при определенных усилиях со стороны города и региона, общественников, музейного сообщества и туристического коммьюнити может получиться очень хорошо. Так вижу, как говорится.
P.S. Музей открыт практически ежедневно. Успевайте! Он невероятный!

Мария Нупбаева

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments