Недалеко от Медногорска есть интересная достопримечательность — «Немецкий мост». Так же встречается название «Австрийский мост».
Этот мост построен в первой половине XX века (в период 1910-1920-х годов). Стоит он на реке Блява на перегоне Медногорск – Сара. Мост сам по себе интересен и красив, но примечательная история его постройки.
К мосту ведут два пути. Короткий и длинный. Туристов принято водить по второму. Он более интересен. Интересности начинаются сразу на выходе из машины. Нужно перебраться на ту стороноу Блявы. И жалетально это сделать так, чтобы остаться сухим и чистым. Есть машины, которые могут преодолеть этот брод своим ходом, но у нас таких было мало и это не спортивно.
Те кто уже перешёл сразу же включают фотоаппараты и с надеждой ждут, когда кто-то оступиться и с брызгами рухнет в воду. Но нет — феерических падений не случилось, максимум кроссовки намочили.
Путь к мосту проходит мимо красивых скал.
Из таких пород состоят окружающие Медногорск горы.
И вот мы пришли к мосту.
Рядом со старым мостом в 1960-1970 годах построен новый.
По старому мосту ходят составы из Орска в сторону Медногорска, а по новому в обратную сторону.
Местные жители замечают, что новый мост уже много раз ремонтировали, а старый немецкий по прежнему целый, иногда только требует косметического ухода.
Так почему же этот железнодорожный объект является достопримечательностью и носит название «Немецкий мост»?
Осенью 1914 г. в долине Блявы огородили колючей проволокой огромную площадь. На углах поставили сторожевые вышки. Вскоре на разъезд Жёлтый привезли эшелон военнопленных немцев, чехов, австрийцев, мадьяр. После их присылали этапным порядком во временный лагерь неподалёку от станции Блява. Военнопленные стали работать на строительстве железной дороги, на пробивке тоннеля. Сквозь крепчайшие скальные породы пробивались вручную с помощью кирок, ломов, кувалд, металлических клиньев. Отбитую породу вывозили ручными тачками. Вдоль дороги и у западного и восточного порталов тоннеля осталось много могил. 1 января 1915 года из восточного портала тоннеля с победным гудком, в клубах дыма, вышел паровоз с несколькими платформами, нагруженными рельсами и шпалами. Он прошёл до того места, где сейчас станция Медногорск, и остановился. Дальше железнодорожного полотна не было. Строители вели укладку земляного полотна до станции, у которой было не очень понятное для русского слуха название: Блява.
(Источник:Н.П. Алексеева в книге «Моя малая Родина — Блява»)
Но регулярное движение поездов по этой ветке началось не скоро. Империалистическая война серьёзно подорвала экономику царской России. В 1916 году дорога Оренбург-Орск подошла к селу Блява. Дорогу и здание вокзала строили пленные «австрияки», т. е. представители разных национальностей Австро-Венгерской Империи и Восточной Европы. А в Бляве от этого «интернационала» остался монументальный каменный вокзал с высоченными потолками и большими живописными картинами в золотых рамах на стенах, переживший все революции и войны, но не устоявший в перестройку.Блява.
(Источник: Виктор Калачёв «Блява — село с загадочным названьем»)
Между мостами есть лестница, которая ведёт к железнодорожному полотну. Кстати место довольно опасное — каждый год находится человек, который не верит табличкам и выходит по рельсам на мосты. В это время из-за поворота на большой скорости мчится поезд. Ширины моста не хватает для того, чтобы человек мог немного посторониться и пропустит поезд. Результат встречи многотонного металлического механизма и мягкой человеческой тушки понятен.
Кстати, кто-нибудь знает зачем металлические петли лестницы при заливке бетона обвязаны тряпками?
Речка Блява.
Вот такой вид на мост открывается на пути к карьеру Яман-Каса, о котором я писал в одном из постов о Медногорске.
Автор: Руслан Шарафутдинов
фотографии автора
Исходный текст: https://turkish-r.livejournal.com/985625.html?fbclid=IwAR2qA1QKM5xoHTjoKwrW-1d5awEFky3C-QL7sBnQcVU1Q2vy2GSvuumkS1g