Продолжаем и завершаем публикацию статьи Дмитрия Смирнова про сплав по реке Ай, Южный Урал (Челябинская область и Башкортостан) в августе 2024 года.

Узнать больше!
Читать на портале «Наш Урал и весь мир»:

«В краю притёсов: сплав по Лунной реке. Часть 1»

«В краю притёсов: сплав по Лунной реке. Часть 2»

«В краю притёсов: сплав по Лунной реке. Часть 3»

«В краю притёсов: сплав по Лунной реке. Часть 4»

«В краю притёсов: сплав по Лунной реке. Часть 5»

«В краю притёсов: сплав по Лунной реке. Часть 6»

День 6

К пещерам

Подошла к концу очередная ночь. Шумные так и не оправдали своего громкого названия. А может быть, просто их костёр находился далеко от нас. Ну так или иначе, спать они нам нисколько не мешали. Дождик опять не забыл нас посетить. Встали мы в восемь, но и до, и после подъёма он всё заглядывал, и заглядывал к нам. Было как-то совсем темно и неуютно. Низкие тучи тянулись, цепляясь за верхушки деревьев на вершинах скал пещерного комплекса. Хоть было и совсем неохота, но надо было вылезать и заниматься делами. В планах было собраться, переправиться на другую сторону и полазать по пещерам, а потом уже отправляться до Лаклов, где мы надеялись найти связь и там стоять до отъезда к поезду. Мы неспешно пили кофе и завтракали. При дневном свете чаинки в каше немного смущали, но всё равно не мешали поедать её с аппетитом. Пока пили чай, мне неожиданно пришла в голову идея остаться сегодня на днёвку и посетить комплекс, ну а завтра уже отправляться до антистапеля. Неизвестно какая там будет стоянка, ну и собираться так надо будет меньшее количество раз. А тут мы стоим с комфортом. Чего ещё желать?

На том и порешили. Соседи тоже не теряли времени даром. На девять часов у них был объявлен завтрак. И ровно к этому времени к их общему костру потянулась цепочка Шумных. Они также дружно отзавтракали и стали собираться на радиалку в пещерный город. Выход был объявлен на одиннадцать часов. Ну а мы, уж коли определились со своими дальнейшими действиями, не стали спешить и решили отправляться на экскурсию когда вернутся они.

Как мне удалось немного узнать из беседы, Шумные ходили на Таганай, а затем по воде шли до Лаклов. Или у них у каждого был большой туристический опыт, или этот поход их так сплотил, что делали они всё быстро, дружно и со знанием дела. Как мне сказали они, группа была со всей России, шли они от Клуба Приключений, хотя впоследствии никаких упоминаний об этом походе у клуба я не нашёл. Конечно, кто-то оставался на стоянке, но ровно в одиннадцать ноль ноль два ката выдвинулись на ту сторону. Пёстрые спасжилеты идущих по тропе замелькали между деревьями. Потихоньку голоса удалялись от реки и поднимались всё выше и выше. Но вот они высыпали на первую смотровую площадку первой скалы. Громкие крики сверху донеслись до нас. Их сотоварищи снизу им отвечали. Немного отойдя от первых восторгов, они немного поутихли и отправились в следующим вершинам

Потихоньку пролетели три часа. Дождь пока угомонился и больше не заглядывал. За это время я приготовил для Елены посох, чтобы ей проще было карабкаться по крутым склонам — в кустах за навесом попался сломанный ствол осинки. Он-то как раз и сгодился. Конечно же, кусты были, мягко сказать, в неприглядном состоянии, ведь на весь берег длиной восемьсот метров и с шестнадцатью навесами был всего лишь один туалет в самом начале кемпинга, да и тот всего на два очка. Не трудно догадаться, куда несли свои сокровища все постояльцы берега. Когда мы в первый вечер прогуливались по стоянке, я заглядывал в глубь леса. Там, в некотором отдалении, стояла изгородь, пожарный щит, но ни о каких туалетах речь не шла. И вроде бы, более-менее с умом устроенный кемпинг, а такой огромный недочёт. Им ещё работать и работать над этим, коли отхватили такой лакомый кусок. Ведь за ними на этом берегу встать уже практически негде. А за многие годы люди привыкли стоять именно здесь.

Шумные вернулись. Настал черёд собираться и нам. Я закрепил на лодке сидения и абсолютно налегке, взяв лишь камеры, обувь, да термос с компотом, в два часа дня мы отправились на противоположный берег. Течение сносило сильно и нам пришлось поупираться, траверсом преодолевая водную преграду. Лишь у берега, в медленной воде, мы расслабились и выбрали место для парковки. Затащив байдарку в кусты, подальше от воды, мы потопали вверх по тропе. Подъём был не очень трудным и осложнялся лишь мокрой и скользкой землёй. Пользуясь торчащими камнями и корнями деревьев как ступенями, мы добрались до тропы, ведущей ниже скал. Она, словно центральная аллея в парке, вилась то выше, то ниже вдоль всего пещерного комплекса, отпочковывая от себя тропы то вверх, то вниз. Выбрав для себя одну из них попроще, мы продолжили восхождение, вскоре оказавшись на вершине. Там тоже шла тропа. Не такая широкая, как внизу, но вполне удобная и ровная. Она соединяла все вершины и смотровые площадки. И от неё тоже отходили тропы вниз, к пещерам.

Вскоре мы оказались на краю обрыва. Внизу коричневым потоком, прибегая от, как на ладони, живописно лежащей деревни Сикияз-Тамак, текла река, за ней зеленел изумрудной травой берег, прикрытый шапкой соснового бора, с пестреющими разноцветными пятнами палатками Шумных. Но лучше всех был виден наш оранжевый тент. Да и был он самым ближним.

фото Елена Тонкушина

Вдалеке, в распадке между гор, выше деревни. я разглядел вышку сотовой связи, расположенную в Лаклах.

  • Пробуй звонить, тут должна быть связь, — сказал я Елене.

И точно, тут-то Мегафон работал в полной мере и она смогла и поговорить, и ответить на сообщения в мессенджерах.

На парковке Шумных, у воды, ставилась баня, они дружно кололи дрова по очереди. Что же, хорошо им. А мы пошли к следующей площадке. Тропы всё уходили и уходили вниз, а мы всё пропускали и пропускали их. В конце концов, мы оказались на последнем уступе, а ни одной пещеры так ещё и не увидели. Точнее, парочку разглядели, но внизу, а ведь к ним надо было ещё и спуститься. Чтобы зря не плутать, я заглянул в навигатор. И пусть их там указано не сорок шесть, как есть в действительности, а пять, думаю они наиболее интересные, ну или легко доступные. Приведу слова из книги Павла Распопова:

«Сейчас редкий турист проходит по реке Ай мимо. Приезжают сюда и автотуристы, а также организуются коммерческие туры.
В 1995 году челябинец В. И. Юрин объявил об открытии им на реке Ай близ деревни Сикияз-Тамак большого «пещерного города», не имеющего аналогов на Урале и в России. В этих скалах было обнаружено множество пещер, в некоторых из которых найдены следы пребывания древних людей. После этого открытия в Сикияз-Тамак потянулись люди, а к самому В. И. Юрину пришла слава.
Компактно расположенный комплекс состоит из 46 пещер, гротов, скальных навесов, карстовых мостов и арок. В последующие годы Юрин ежегодно проводил здесь исследования, организовывал археологические лагеря, вскрывал погребенные пещеры. В итоге в пещерах обнаружены археологические материалы всех эпох, а также палеонтологические находки эпох голоцена и плейстоцена.
Везде идут археологические материалы. Особенно ценно на Сикияз-Тамаке то, что здесь представлены все исторические эпохи, начиная с  древнейшей.»

Орудия труда, наконечники стрел, осколки керамики, кости ископаемых животных и человека были найдены тут в превеликом множестве. Пещеры Сквозная, Жертвенная ниша, Каминная, Детская, Железной стрелы, Погребенная, Треугольная, Уютный Грот, Загадка, Смежная-I и II, Чердачная-I и II, Подвальная, На Выселках, Западная, Труба, Барсучье Гнездо, Заячья, грот Танцевальный и многие другие. Чтобы осмотреть всё, понадобится не один день.

Грот Желаний
Грот Желаний

Сначала мы нашли грот Желаний, а потом по тропе спустились к двум пещерам, расположенным рядом. Не скажу их названий, не знаю, но полазать по ним было интересно. Они достаточно светлые и абсолютно сухие. Не удивительно, что древние люди облюбовали их. Потом нашли ещё парочку пещер, поменьше. На закуску попалась пещера Каминная с карстовым мостом над входом. В ней были найдены, в том числе, и кости ребёнка.

Пещерный комплекс Сикияз-Тамак. Пещеры
Пещерный комплекс Сикияз-Тамак. Пещеры
Пещерный комплекс Сикияз-Тамак. Пещеры
Пещерный комплекс Сикияз-Тамак. Пещеры
Пещера Каминная

Вдоволь налазавшись, мы поспешили к реке. Путь вниз был нелёгок, но мы справились. Вот и лодка дожидается нас. Мы спустили её на воду. Неожиданно, как будто опомнившись, налетел дождь. Он исступлённо хлестал по воде. Но мы уже не стали обращать на него внимания, а лишь завернулись в дождевики. Сейчас надо было забраться чуть выше по течению. Так же, траверсом, мы попытались выгрести наверх. Что-то получилось, а то, что не вышло, завершили по медленной прибрежной воде. И вот мы на берегу. Соседи вовсю плещутся в реке после бани под потоками дождя. А мы под свой навес. Лишь капли дождя барабанят по металлу крыши, да по тенту. Вот и всё. День можно заканчивать. Осталось сготовить ужин.

Но ужин вышел не скорым. Опять варили гороховый суп с индейкой при свете фонаря. Чай и сахар больше подвохов не организовали и всё вышло точно по рецепту. Чай с сахаром, как ему и положено, был выпит с печеньем и пряниками в конце ужина.

Заключительный вечер сплава.
Немного грустно.
От костра Шумных глухо доносятся голоса.
Им тоже завтра прощаться.
А мы по спальникам.
Всем спокойной ночи.

День 7

Muchas gracias Río Luna

Тент наутро был опять мокрым. За ночь дождик пару раз заглядывал проверить как нам спится. В погоде ничего не менялось, как не менялась и поведение Шумных. Они и в финальную ночь вели себя пристойно. Мы же прекрасно выспались, хотя было несколько жарко и мне пришлось даже полностью расстегнуть свой спальник. По уже заведённой традиции, мы проснулись около восьми. Склоны пещерного комплекса прятались в молоке облаков. Туман, вслед за нами, зашёл посмотреть в пещеры, что же там делается. Его пытался достать оттуда ветер, но он всячески упорствовал, цепляясь за ветки сосен. Иногда ветер начинал побеждать и тогда из белой пелены проступали очертания скал.

фото Елена Тонкушина

Но на этот раз мы проснулись не сами. Нас разбудили Шумные. Ровно в семь часов у них был подъём, а когда мы вылезли из своего убежища, они уже сворачивали палатки и паковали вещи. Всё шло у них как по зазубренному. Никто не отвлекался на раздумья а что же делать дальше. Была заметна разница между водниками со стажем и теми, кто пошёл по воде по случаю. У первых всё было в гермомешках, и обувь, и одежда тоже соответствовали. Вторые же выходили из положения мусорными пакетами, пихая в них рюкзаки и мотая их на ноги скотчем в качестве сапог. Но это всё, что я мог бы отметить.

Спешить нам особо не стоило, ведь оставалось лишь десять километров до финиша, а рано туда приходить не хотелось. Не напрягаясь, за пару часов дойдём. Выход запланировали на час — полвторого, то есть до начала сборов у нас было часа четыре.

С завтраком на этот раз решили немного отступить от заведённой традиции и оставить вчерашнее вечернее блюдо, которое можно съесть и холодным, на обед, а позавтракать быстрым пюре с консервированной горбушей. Сказано — сделано. Сделано — съедено.

Мы кушали и наблюдали за сборами Шумных. Мало-помалу они стаскивали свои вещи к уже спущенным на воду катамаранам и укладывали их там по местам. Потом загрузились сами. Ровно в одиннадцать ноль ноль, хоть сверяй часы, первый кат отвалил от берега. Мы встали на кромке поймы и махали руками им вслед. До свидания, Шумные! Счастливого пути!

До свидания, Шумные! фото Елена Тонкушина

Но завтрак наш был ещё не окончен. На окончание сплава мы оставили ещё одно блюдо. Мы долго откладывали его приготовление, и вот его время пришло. Ещё в Кусе Еленой была куплена смесь для оладьев. Она долго ехала в продуктах, но обстоятельства складывались так, что или готовить оладьи было некогда, или уже было лень.

фото Елена Тонкушина

Я опять заготовил дров побольше, чтобы процесс жарки не прерывался, а Елена развела порошок водой. Конечно, на пачке было указано молоко, но мы решили что и с водой будет неплохо. Масло в сковороде прогрелось и в него отправились первые порции теста. Даже несмотря на то, что сковорода была очень тонкой, всё шло просто прекрасно. Когда пришла необходимость перевернуть лепёшки, они прекрасно отошли ото дна и радовали нас золотистой корочкой. Так, один за одним, мы изжарили все. Я следил за огнём, а Елена за всем остальным.

фото Елена Тонкушина

Видимо почувствовав приготовление символов посвящённых себе, солнце вспомнило что на дворе всё-таки август, разогнало скрывавшие его тучи и взялось светить прямо-таки по-летнему. В его лучах и пещерный комплекс уже не выглядел угрюмым и нелюдимым, выглядывая повеселевшими скалами из-за лап сосен. Соколы кружились над его вершинами, стараясь объять крыльями всё небо.

Этот заключительный завтрак был просто чудесен. В надежде на оладьи, ещё из дома, мы взяли пятнадцатиграммовый джем, несколько блистеров. Он прекрасно их дополнил. И по цвету, и по вкусу. Как волк из мультфильма «Жил-был пёс», я вылез из за стола. Надо было немного отдышаться. Но и время пока позволяло.

За полтора часа до запланированного времени выхода, мы начали сборы. Не спеша, чтобы на антистапеле ничего не перекладывать, чтобы не лезть заново в уже упакованное, чтобы всё лежало уже как положено, чтобы было что надеть в поезд. Вещи слушались и повиновались, занимая предназначенные им места. В итоге, кажется, мы ничего не упустили.

Тяни время, не тяни, а всё же наступает тот момент, когда всё, пора. И никуда от этого не уйти. Вот и у нас это случилось. Ровно в тринадцать тридцать мы оттолкнулись вёслами от берега и вышли на заключительный отрезок нашего сплава по Лунной реке. Была суббота и нам уже начали наступать на пятки. Ещё утром, когда я прогуливался до туалета, то заметил группу, стоящую в самом начале Соснового берега. Из-за размеров кемпинга, вечером мы их не видели, а там столкнулись лицом к лицу. Теперь они собрались и отправились на пещерный комплекс Сикияз-Тамак. Как и вчера у Шумных, их оранжевые жилеты мелькали между деревьями, оставаясь позади. Мы в полвесла гребли. Берег неспеша уплывал назад, а впереди нас уже ждал очередной притёс — Касы-таш, выглядывая из-за поворота. И хоть все и восхищаются Большими притёсами, этот мне понравился даже больше. Да, он не так похож на торт «Наполеон», как его более популярный собрат и не укладывается он в один кадр снимка из-за своих размеров, прячась где-то далеко впереди за ветвями деревьев противоположного берега, но что-то дикое есть в нём, а может, и то, что праздных зевак на нём нет. Под ним начинался перекат. По более мелкой воде, наверное, мы бы его заметили, а сейчас просто покачались на волнах. Перекат называют Сунгатовым.

Притёс Касы-таш
Притёс Касы-таш

«В прошлом веке, более ста лет назад, в названной местности появился приезжий мастеровой, татарин Сунгат, который построил на перекате водяную мельницу, подводный лоток и плотину, проявив при этом большую смекалку и точный инженерный расчёт. Сунгат гордился своим творением. Он говорил: «Сунгат умом Ай крепил». С тех пор сикияз-тамакцы этот бурный айский перекат стали называть Сунгатовым».(П.Р.)

Притёс Касы-таш
Притёс Касы-таш. фото Елена Тонкушина

Закончился и Касы-таш. В его окончании нас поджидала пара уток. По уже сложившейся традиции, они пристали к нам как цыгане. Поблизости у Елены лежали яблоки и мы решили угостить пернатых ими. Да не тут-то было. Есть полезный фрукт они отказались напрочь. Пару раз жевнув клювом и поняв, что это не хлеб, они выплёвывали куски назад. «Хочешь кушать — кушай яблоко, не хочешь яблоко — не хочешь кушать,» — сказали мы им на это и поплыли дальше. Неожиданно из-за притёса налетела тучка и вмиг захлестал по воде дождь. Мы едва успели нахлобучить на себя дождевики. Но не прошло и пяти минут, как всё закончилось, словно ничего и не было, лишь только мокрые борта байдарки говорили об обратном.

Поперечный гребень
Поперечный гребень

К Поперечному гребню вновь показалось синее небо. Направляемый скалами, Ай потихоньку поворачивал влево, вынося к Айскому фонтану. Вдалеке из-за поворота показалась расщеплённая на множество нитей струя скважины. Там опять было пустынно. Никто не ходил, не бродил, не фоткался. Ни-ко-го.

Поперечный гребень

Мы причалили, немного размялись, напились воды. Его немного благоустроили, выведя дополнительную трубу с краном для удобства набора воды. Постройки типа магазина и кафе для «господ-туристов» пустовали. Очевидно, всё произойдёт завтра. Завтра тут будет настоящий сабантуй. Но уже без нас.

Айский фонтан
Айский фонтан
Айский фонтан. фото Елена Тонкушина

Мы двинули дальше. Очередные четыре утки прикинулись Паниковским и с интонациями незабвенного Михаила Самуэлевича: «Дай миллион!» — стали кружить вокруг байдарки. Мы не обращали на них внимания и они обиженно стали отставать, всякий раз догоняя когда мы опускали вёсла. Так мы и двигались. Мы и межевые утки. Всю двухкилометровую прямую до скалы Тактаташ они не оставляли надежды. В самом конце этой прямой мы увидели большую рекламу самого ушлого таксиста Лаклов.

Тактаташ и Ласынташ
Тактаташ. фото Елена Тонкушина
Ласынташ
Тактаташ

На прощанье Ай подарил нам встречу с двумя живописными скалами. Тактаташ  — «Каменный забор» и Ласынташ — «Соколиный камень». Первая образована вертикально поставленными складками известняка, что на Ае большая редкость, а её красно-оранжевый цвет встречается разве что только на скале близ устья Большой Сатки, да и то намного его превосходит. Вторая знаменита большой каменной аркой. Её называют Капкаташ — «Каменные ворота». Она образовалась в древности в результате разрушения пещеры. С реки арка не видна, и чтобы её увидеть, необходимо подняться по тропе от Лаклов.

Лаклинский туристический стан. фото Елена Тонкушина

Ну вот и всё. Мы как будто вышли из каменных ворот, означающих конец сплава. Да и сам Ай выбегал из Уральских гор. Следующие скалы на нём встретятся лишь перед слиянием с Караиделью, но это будет ой как не скоро. Заключительные два километра прошли вдоль зелёного и манящего берега Ласынташского туристического стана. Мы шли и выбирали место где можно устроить антистапель. Хотелось чтобы была дорога, тень, ну и укрытие от возможного дождя. Мы шли, но желаемое пока не находилось. Уже началось село. Первые дома были гостевыми. Осмотрев берег и не найдя там хорошей дороги, мы отправились дальше. Видимо, придётся идти до самого автомобильного моста. Издалека место казалось неплохим, только отпугивало обилие автобусов рядом. Ну что же, туда, так туда и белые кузова автобусов стали увеличиваться в размерах.

Антисиапель. фото Елена Тонкушина

Заключительные метры мы уже вовсе не гребли, позволив реке нести нашу лодку по своему усмотрению.
Заключительные взмахи вёсел.
Тихий шелест прибрежной гальки о дно.
Позади остались сто двадцать шесть километров и четыре с небольшим ходовых дня пути.
Большое спасибо, Лунная река.
Thank you very much, Moon River.
Vielen Dank, Moon River.
Grazie mille, Moon River.
Muchas gracias Río Luna.
Спа-Си-Бо!

В сторону дома

Тихий шелест камней как будто вывел из оцепенения. Приехали. Немного подвинув сидящего на берегу рыбака, мы быстренько загрузились. Елена занялась поиском такси, а я стал мыть и купать байдарку после её праведных трудов. С машиной пока не складывалось. Диспетчер такси, знакомого по прошлому году, заявила, что надо было заказывать вчера и сейчас машин нет. Елена набрала пару номеров из интернета, там назвали сумму в 1700 рублей, но так же сослались на то, что надо было звонить заранее. Следующим был номер из рекламного щита с берега реки. Мужчина, выслушав про количество пассажиров и про багаж, с интонациями не допускающими торга, заявил: «Три двести!» Однако! И Елена продолжила поиски. Наконец, машина была найдена всё за те же 1700, а я закончил помывку.

Немного поодаль от реки рос здоровенный тополь, а под ним зеленела лужайка, несколько замусоренная, да где же взять другую. На ней мы и остановили свой выбор. Вскоре вся наша поклажа вместе с лодкой оказались там. Опять пришлось проходить через процедуру упаковки вещей, за исключением тех, которые уже были упакованы по местам. Наконец последний рюкзак был уложен. У нас ещё оставалась вода в баклажке. Выливать было жалко и мы решили отдать её водителям автобусов, которые стояли рядом. Ближайший был из Коркино. Но он был пуст. Елена обошла его, в следующем сидела парочка абсолютно пьяных водителей. Они вчера завезли свои группы туристов, и чтобы не гонять машины туда-сюда впустую, ждали их обратно здесь. Ну и соответственно, за алкоголем коротали вечер.

В назначенное время позвонила диспетчер и назвала нам нашу машину. Мы ждали-ждали её, да она никак не появлялась. Но вот на трассе, ведущей через мост, остановился автомобиль, его водитель вылез и стал звонить, одновременно крутя вокруг головой. В тот же момент и у Елены зазвонил телефон. Это диспетчер уточняла наше местоположение. Через неё мы объяснили водителю где находимся. Машина развернулась и поехала к нам.
Мы выезжали из Лаклов. Напоследок бросили прощальные взгляды на реку.

Спасибо, Лунная река! До свидания!
Спасибо, Лунная река! До свидания!
  • Спасибо, Ай! Спасибо, Лунная река! До свидания! Ещё увидимся!

В окне замелькали луга, деревья, косогоры. Начался наш путь домой. Дорога была не сказать чтобы очень хорошей. То и дело водителю приходилось притормаживать и объезжать колдобины. Но вот мы поехали под горку. Лес расступился и мы увидели Юрюзань. Она была так же как и Ай, полноводна, да и цвета того же. Она текла к так запомнившемуся нам в прошлом году Малоязу. Но солнце на этот раз было ещё высоко, так что мы не увидели всех тех прошлогодних красок.

Дальше дорога лежала по уже более-менее знакомым местам. Мы ехали и смотрели на места где в прошлом году плыли. Сердце сладко щемило от воспоминаний. Новые Картавлы, поворот на Алькино, поворот на Идрисово. Вроде бы, недавно мы здесь были, а ведь прошёл уже целый год. За пару километров перед Кропачёво, на наивысшей точке округи я пытался разглядеть окружающие нас у самого горизонта горы, но разглядеть можно было только очертания. Они прятались в дымке.

Вот и знакомый вокзал. Казалось, время замерло и за год ничего не изменилось. Поскольку погода не внушала доверия, на этот раз мы решили ждать поезд в вокзале. Но для этого приходилось пройти досмотр. Явно скучающие сотрудники транспортной безопасности с оживлением накинулись на нас. Проверено было всё наше снаряжение. Забыв про часы на руке, я несколько раз проходил через рамку, хотя нигде и никогда они до этого не пищали. И лишь когда охранники убедились в нашей полной безопасности, мы были допущены внутрь. Спрашивается, чего же они тут так ревностно охраняли? Ведь ни здание вокзала, ни сами пути, не были огорожены, соответственно, к поездам можно было пройти абсолютно свободно. Получается, что охраняли они свой собственный драгоценный покой.

Ждать было около часа и мы разместились в уголке на сиденьях. Охранники успокоились и расположились кто где, кто с книгой, кто с телефоном. Мы тоже не побрезговали гаджетами. Поезд объявили внезапно. Когда мы выходили из здания вокзала, локомотив уже показался из-за ближайших построек. А ведь нам надо было дойти до третьей платформы, да ещё и через глубоченный тоннель с нестандартными пандусами, один из которых не подходил размерами к колее нашей тележки. Конечно же, это был тот, что ведёт вверх. К счастью, время стоянки, по сравнению с прошлым годом, было увеличено аж до девяти минут, так что мы успели.

Вот мы и в поезде. Тронулись. Перрон поехал назад. С горем пополам распихали снарягу по багажным полкам. Соседи косились:

  • А не упадёт?

На этот раз нам немного не повезло и наши окна выходили не совсем туда, куда бы хотелось, так что на Юрюзань мы смогли смотреть лишь в окно напротив. Но что смогли увидеть, то и увидели. С другой стороны, удалось купить, хоть и боковушки, зато в одном купе. Проводник про нас абсолютно забыл. Мы уже проехали и Усть-Катав, и от Вязовой уже трогались, когда удалось его поймать.

  • А вы наши билеты проверять будете, а то вдруг мы не туда едем?

Но всё оказалось в порядке. Мы поужинали и забрались по своим полкам.
Тук-тук — стучали колёса.
Свет фонарей станций проносился где-то снаружи.
Пассажиры и даже дети угомонились.
Все засыпали.

День 8

Домой

В два сорок ночи миновали Челябинск.
Около семи — Каменск-Уральский.
В восемь тридцать поезд прибывал в Екатеринбург. Как и в прошлом году, за пятнадцать минут надо было пересесть в наш, егоршинский. Загодя мы стали суетиться с вещами, перемещая их в тамбур, с тем, чтобы выйти из вагона первыми. Но оказалось, что не мы одни такие. Нашлась ещё одна такая семейная пара. И багажа у них было предостаточно. Мы наперегонки таскали вещи, кто раньше. В итоге, их багаж оказался с одной стороны вагона, а наш — с другой. Кому повезёт, те и выйдут первыми. Повезло не нам. Но времени как раз хватило дотащиться до нашего поезда. Сели.

Завтракали, как и в прошлом году, в нём. Благо, это не электричка и кипяток есть так же, как и поезде дальнего следования. Народу было полно. И что примечательно, в основном, молодёжь. Просто вчера в Екатеринбурге был День города и они возвращались оттуда сонные и похмельные. Кое-кто даже умудрился проехать свою станцию.

Так или иначе, три часа пролетели. Вагон остановился в Егоршино. Как всегда, с трудностями вызвали такси. Такие нравы в нашем уездном городишке. Спустя полчаса ожидания, автомобиль был подан а ещё через десять минут вещи уже разгружались перед домом.

Мы ещё немного повозились со снаряжением, разбирая что в стирку, а что на хранение, развесили спальники и палатку сушиться и отправились отдыхать. Теперь наше путешествие было закончено.
Можно выдохнуть.
И ждать следующего.
Каким оно будет?
Посмотрим.

Эпилог

Вот и закончился этот Большой сплав 2024 года. Вспоминая эти события уже дома, хочется отметить, что, несмотря на дождливую погоду, и даже во многом благодаря ей, он получился именно таким, как как мы и задумывали. Во-первых, воды было в достатке и у нас не случилось ни единой проводки, более того, мы ни разу даже не задели дна. И во-вторых, было почти пусто. Те несколько сиротливых экипажей, встреченные на реке, можно даже не брать во внимание.

Да, это был самый мокрый наш сплав. Но Ай великодушно хранил нас, как мог. Очень часто осадки начинались тогда, когда мы были на берегу и могли либо укрыться, либо облачиться в дождевики и идти уже преспокойно. Возможно, мы немного легкомысленно отнеслись к количеству запасной сухой одежды, но учитывая количество днёвок и её свойства быстро сохнуть, мокрыми и холодными мы не ходили. Я даже умудрялся постирать кое-что в реке и оно потом прекрасно подсыхало либо под навесом, либо под тентом, по крайней мере, до такого состояния, что его можно было досушить уже на себе. А там уже хватало даже часика.

Из новой экипировки у нас практически ничего не было. Лишь почти игрушечный компас-термометр, да гермомешок для фотоаппаратуры. Мешок получился отлично и теперь камера ехала рядом со мной в абсолютной безопасности даже в самый сильный ливень, даже оверкиль был ей не страшен. В любой момент я мог легко достать фотоаппарат и также легко убрать его обратно. И пусть мешок не на молнии, как когда-то мечталось, а на скрутке, привыкнуть к этому способу застёгивания не составило никаких трудов.

Ну а в остальном, всё отработало так, как и положено. Хотя лодка немного и расклеилась, но ремкомплект сделал своё дело. Да и неудивительно, полторы тысячи пробега — это немало. Кое-что использовали по прямому назначению впервые. Например, тент. Да, мы уже ставили его от солнца, и не один раз. Но от дождя ему ещё защищать не приходилось. Я не скажу, что наша палатка протекает. У неё очень хорошая степень защиты от влаги, но тент защищал её дополнительно и абсолютно сухая палатка давала дополнительный комфорт находящимся в ней. Да и сворачивать её поутру сухую гораздо приятней. Ещё неоспоримый плюс тента — это навес над входом. Под ним можно хоть посидеть, хоть приготовить еду.

В первый день мы немного легкомысленно отнеслись к воде, но, имея с собой фильтр, смогли обеспечить себя ей в достаточном количестве. Одно НО, надо будет подобрать его с хорошими характеристиками по скорости фильтрации, чтобы не ждать долго чистой воды. Но видимо, это уже к следующему сезону, Так что время есть.

Это был первый наш сплав с таким количеством днёвок. В принципе, весь маршрут можно было пролететь за четыре с половиной дня, или начать сплав от Златоуста, времени и воды бы хватило, но тогда бы мы ничего и не увидели, кроме самой реки. Да и в столь сырую погоду неплохо иметь запас по времени, чтобы выбирать дни для прохождения маршрута и дни для сидения в палатке. Ну а если что-то намокло, просушить. Да, можно было убрать одну днёвку, но не более.

Теперь о самой реке. Несомненно, это одна из прекраснейших рек Урала и хоть раз необходимо на ней побывать. Природа щедро одарила её райскими красотами. Но это же с ней сыграло и злую шутку. Её легкодоступность, в сочетании с людской алчностью и неразумностью, губят замечательные берега этой красавицы. Ведь участок от Межевого до Лаклов превратился в целый парк кемпингов и лагерей различных фирм, мало заботящихся о сохранении хрупкого природного равновесия, да и элементарной красоты берегов. Ведь чего стоят их малохудожественные постройки «из того, что было». Кто-то не побеспокоился о достаточном количестве туалетов — кусты всё снесут. Ну берёте вы деньги за постой, так оказывайте услугу в полной мере. Не надо экономить на людях и на природе. Многие пишут о бедствии Больших Айских притёсов. Мне тоже не безразлична их судьба. Но в свете всего увиденного, притёсы — это лишь малая часть айсберга. То, что там происходит, лежит на поверхности, а вот что творится в кемпингах по выходным, со стороны не видит практически никто. Ведь всё происходящее там делается на благо «туристов», а по сути, элементарных клиентов, заботящихся лишь о собственных положительных ощущениях. И очереди к аттракционам на притёсах, ничто по сравнению с караванами плавсредств на реке.

Река Ай, Светлая, как луна, Красивая, как луна, Лунная река ещё не скоро мной забудется. Несомненно, она может легко посоревноваться в красоте с общепризнанной красавицей Чусовой. Но что больше всего понравилось? И даже не Большие притёсы. Они красивы и величественны. Их во многом портит наличие и количество на них зевак, хотя мы тоже ничем общественно полезным в своих походах не занимаемся. Ну хоть не гадим.  Наверное, это всё-таки притёс Касы-таш. Я уже писал, почему, наверное, пещерный город Сикияз-Тамак и конечно же, самое большое впечатление на меня произвели Сухие водопады — этот удивительный затерянный мир, встретивший нас безмолвием и безлюдием.

Мы очень удачно выбрали время нашего путешествия, ведь демонстрация судов на реке сильно подпортила бы общее впечатление о ней. Мы видели уже несколько роликов о сплавах по Аю в сентябре, так авторы в один голос утверждают, что это лучшее время для вояжа, даже несмотря на холод.
Хотя, кто к чему стремится. Возможно, кому-то не хватает общения в городе.
Но им с этим жить.
Спасибо ещё раз, Ай, тебе за всё.
Надеюсь, придут те времена, когда гей-туристы обратят свой взор на другие новые направления вместе со всеми своими хотелками, а ты сможешь хоть немного вздохнуть.
А пока крепись.

Ну и немного арифметики.

Приведу небольшую таблицу наших расходов на сплаве для тех, кто ещё сомневается ходить ли в походы самостоятельно. Ведь если у вас уже есть необходимый минимум туристического снаряжения, вы можете самостоятельно установить палатку, разжечь костёр, приготовить еду, спланировать маршрут, то само плавсредство для начала можно легко взять на прокат, а уже потом думать о приобретении собственного. И поверьте, оно окупится за два-три сезона. Возможно, и раньше. Всё будет зависеть от ваших аппетитов. Зато вы не будете ни от кого зависеть, вставать там, где хочется и тогда, когда хочется, выбирать собственные направления. Ну а если вдруг вам надоест ваша свобода, вы всегда сможете променять её на прелести коммерческого сплава, как это делаем иногда мы.

Статья расходов количество/ед.изм. цена, руб/чел сумма, руб
Продукты 5600
Оплата стоянок на реке 2000
Майская поляна 3/ночь 200 1200
Сосновый берег 2/ночь 200 800
Проезд туда 3740
Такси на вокзал 250
Поезд Егоршино-ЕКБ 2/билет 195 390
Автобус ЕКБ-Златоуст 2/билет 780 1560
Багаж 3/место 180 540
Такси Златоуст-Куса 1000
Проезд обратно 7540
Такси Лаклы-Кропачёво 1700
Поезд Кропачёво-ЕКБ 2/билет 2600 5200
Поезд ЕКБ-Егоршино 2/билет 195 390
Такси с вокзала 250
Проезд весь 11280
Итого: 18880

 

Всем хороших и интересных путешествий.
Хоть самим, хоть с компанией.
Сплавься!

Автор: Дмитрий Смирнов
Фото без указания авторства: Дмитрий Смирнов
Текст курсивом: книга Павла Распопова «Река Ай. Путеводитель от Кусы до Лаклов»

Интересно? Расскажи друзьям!
Фото аватара
"Моё увлечение сплавами родилось в 2016 году, после путешествия по Чусовой с одной из фирм. Потом мы с супругой Еленой ещё несколько раз пользовались их услугами, однако в 2020-м я понял, что формат коммерческого сплава мне стал малоинтересен и я склеил байдарку. Сам. С тех пор мы прошли на ней уже 1500 километров по различным рекам Урала. Уже хочется расширить географию и выйти за пределы нашего региона. Написание рассказов о наших сплавах -- это не только желание похвастаться своими достижениями, но и закрепить для себя какие-то моменты наших путешествий, которые с течением времени будут неизбежно стираться из памяти. Но любознательный читатель сможет почерпнуть из них для себя и какие-то наши походные хитрости, не совершать наших ошибок. Хочется обратиться ко всем путешествующим людям. Берегите нашу природу. Не оставляйте на ней следов своего пребывания. Тогда она будет ещё долго радовать нас своими красотами."
Подписаться
Notify of
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments