Продолжаем публикацию статьи Дмитрия Смирнова про сплав по реке Ай, Южный Урал (Челябинская область и Башкортостан) в августе 2024 года.

День 2

Гогочущие патрули

Лиса так больше и не пришла. Видимо, скромной оказалась. Но проснулись мы от шума проезжающий наверху машины. Тут я вспомнил о фильтре, оставленном на столе и пришлось вылезать из палатки. Воды в бутыли больше не прибыло. Оставлять всё я наверху не стал и спустил вниз. Надо было всё установить у палатки. И тут я вспомнил про скучавший до сих пор фотоштатив. И ведро с водой было подвешено на него. Вода вновь стала капать, хоть и не быстро. А мы занялись утренними делами.

Небо не располагало к бурной радости. Оно было затянуто тучками, хотя и с небольшими просветами. Но дождя на сегодня ещё не обещали. Мы решили верить синоптикам.

фото Елена Тонкушина

Неспешно напились кофе и позавтракали. Потом Елена прогулялась наверх и осмотрела окрестности. Мимо по дороге проехала компания рыбаков на машине. Они с любопытством разглядывали нас и нашу конструкцию с фильтром. Вода капала неспешно, берёзовый сок зачастую капает быстрее. Однако за утро нам удалось собрать пару литров. Теперь до Кулбаково, а то и до Асылгужино, воды нам должно хватить.  Да и не жарко. Пить сильно хотеться не будет. Опять заварили чаю для перекуса. И питьевая вода во фляжки осталась. Теперь можно было собираться в дорогу. Сильно тянуть со сборами не стали. Герма за гермой, наполненные, отставлялись в сторону. Потом я подкачал лодку и стулья, после чего мы спустили всё к реке.

Загрузка лодки — не самое увлекательное дело. Но без неё никуда. Хотя и времени много она уже не занимает. Всё идёт своим чередом. Каждая вещь занимает своё место в своё время. Всё. Можно двигать дальше.

И вот наша трудолюбивая байдарка, словно легендарный Арго, уже влечёт нас вдаль, обещая кучу новых открытий и приключений. В этот день мы вышли в двенадцать. Что же, уже лучше. Планировали дойти до Верхнеайска. Хотелось вечером иметь связь. Правый берег тянулся землистым обрывом, обнажая ласточкину а многоэтажку.

• Откуда идёте?
  • От Кусы!
  • А куда?
  • До Лаклов!

Это терзают нас вопросами, проезжавшие до этого мимо, рыбаки.

• Хорошего сплава!
  • Спасибо! Ни хвоста, ни чешуи!

Через пару километров мы подошли к устью речки Бейда. Начинался восьмидесятикилометровый участок долины реки Ай от устья Бейды до деревни Сикияз-Тамак, объявленный памятником природы Челябинской области. Потом в каждом удобном и неудобном месте будут встречаться информационные стенды, назойливо сообщающие об этом. Но, наконец, мы доплыли до первых утёсов этого дня. Это была цепь Чёрных скал. Уж и не знаю, почему их прозвали Чёрными. Ниже по течению встречались камни и потемнее. Один из скальных выходов был очень похож на чусовской Разбойник. Такой же треугольный. Слева проплывали несколько домиков окраины деревни Терехта. А утёсы то отступали в лес, то вновь выходили к реке.

Один из выходов Чёрных скал, похожий а Разбойник. фото Елена Тонкушина

Практически сразу за Терехтой, на противоположном берегу, потянулась поляна урочища Никольский. А впереди показалась скала Циклоп. Издалека была видна интересная форма основания камня и его единственный глаз. Урочище заканчивалось  целой рощей огромных тополей и ив. Там видна была очень гостеприимная стоянка со всем необходимым. Если бы сейчас был вечер, мы бы непременно на ней встали. Да напротив такой красивой скалы. У воды бродил рыбак.

• А не подскажете, как называется этот камень?
  • Урочище Никольский, значит и камень Никольский — получили мы в ответ.
    Скала Циклоп
    Ёжик. фото Елена Тонкушина
    Печка. фото Елена Тонкушина
    Печка

Потом шли скалы Ёжик и Пограничная . Ёжика, признаться, на сплаве мы не разглядели. Лишь дома, на фотографии, нашли некоторое сходство. За Пограничной река приобрела статус границы между Челябинской областью и Башкортостаном. С таким мы уже сталкивались на Юрюзани, только там, наоборот, левый берег был башкирским, а правый — челябинским. Третий камень в этой череде был назван Распоповым Печкой. Ну вы сами можете понять, почему. Конечно же, в его основании была пещерка.

Гора Уары

А прямо по курсу открывается великолепный вид на гору Уары. Как вчера гора Копанец, вместе с Чулковским хребтом они будут целый день маячить у нас на горизонте. Пройдя очередной зигзаг реки и развернувшись на сто восемьдесят градусов, мы выходили к селу Кулбаково. В конце понижающегося скалистого правого берега появились первые постройки. От каменистой косы, гогоча, в нашу сторону отчалила большая компания домашних гусей, с метками синей краски на крыльях. Они со знанием дела отрезали нас от берега и заходили спереди, словно таможенный патруль. Мы так и плыли наравне с ними. Они же, разделившись, обступили нашу лодку с двух сторон. Так мы проплыли метров двести, пока не достигли следующего эскорта. У этих метки были уже коричневые. Синие уступили место коричневым и всё повторилось. В их сопровождении мы прошли под камнем Стражник, стоящим напротив села. На берегу было ещё множество гусиных стай, но они были заняты своими делами. У последней улицы мы нашли место где причалить. Гогочущий кортеж неотступно следовал за нами. Выйдя на берег и слегка вытащив байдарку, мы оставили её под присмотром столь почётного караула.

В Кулбаково. фото Елена Тонкушина
Камень Стражник

Немного ранее мы заметили мусорные контейнеры. Хоть мешок ещё не наполнился, я всё же прогулялся до них. В карте мной был отмечен магазин в селе. Но продукты нам были пока не нужны, поэтому мы просто размяли ноги. Это было первое башкирское село на маршруте. Повсюду были видны добротные крестьянские дома. Весь берег был заполнен домашней птицей. Ходили лошади и бурёнки. А улицы, вы не поверите, были заасфальтированы, хотя и местами завалены продукцией скотины. Обещанной телефонной связи Мегафон к великому разочарованию обнаружено не было.
Передых был окончен и мы отправились сквозь строй вытягивающих шеи птиц. К слову сказать, они сильно не усердствовали. Мы погрузились и отчалили дальше.
Тут, в Кулбаковских скалах, находилась первая на Ае писаница. Скалы, в большинстве своём, шли вдалеке от воды. Мы изо всех сил пытались хоть что-нибудь разглядеть с реки. Жаль, ничего не удалось. Идём дальше. Миновав ещё четыре километра, наша лодка подошла к первой скале на Лунной реке, похожей притёс. И пусть она ещё не вышла ростом, её стена, похожая на пирог, круто обрывалась в реку. Здесь была вторая айская писаница. И хоть искать было гораздо проще, на трёхсотметровой стене Аллаелгинского притёса мы опять ничего не нашли, хотя Распопов ясно указывает места где надо искать: под навесами, на стенах с отрицательным уклоном и на более светлых участках. Опять не повезло. В ста метрах ниже скалы, в Ай впадает река Аллаелга. Её название произошло от башкирских слов «ала йылга» – «пестрая река» или «алла йылга» – «божья река». Но и это нам не помогло. Понурившись, мы отправились дальше.

Аллаелгинский притёс
Скала при впадении Большой Сатки
фото Елена Тонкушина

Вскоре вышли и к Асылгужино. Его постройки были издалека видны на высоком правом берегу на фоне неба. А на левом — торчащий над макушками леса тёмно-оранжевый безымянный камень, больше относящийся уже к Большой Сатке. Впадение на повороте крупного притока мы как-то не отразили, увлёкшись перебором. Наконец начался остров Кривуша. Родник был отмечен на берегу протоки, огибающей этот остров. Но мы решили туда не заходить, а встать чуть ниже, на большой поляне. Заодно и перекусить. Было уже время обеда. Опять всё повторилось как в Кулбаково. Опять нас сопровождали до берега гуси, хоть и не в таком количестве.

Скалы Асылгужинские

Пришвартовавшись, мы заметили в лодке как-то необычно много воды. Место для обеда нам всё же не понравилось из-за щедро рассыпанных повсюду следов жизнедеятельности гусей. Я взял канистру и отправился в село. Заодно решили посмотреть что из местного печёного есть в магазине. На карте магазин располагался недалеко. В принципе, всё совпало. Магазин располагался в старом деревянном чёрном от времени доме. Ассортимент полностью соответствовал. Выпечки не было.

• Мы не печём — сообщили мне.

А так хотелось какой-нибудь эчпочмак. К чаю тоже ничего не приглянулось. Я ограничился пакетом сока и главной целью посещения магазина — кульком сахара. На обратном пути мне встретился дед:

• Магазин эшләй? — спросил он меня по-башкирски.
  • Работает — ответил я ему

Осталось набрать воды. Колонки были здесь же, на улице. С добычей я вернулся к Елене. Пока ходил, брызнул никем не обещанный дождик. К счастью, не сильный. В моё отсутствие Елена успела кружкой вычерпать воду. Мы погрузились и отправились дальше. Местные гуси утратили к нам интерес и больше не сопровождали. Впереди были красивые Асылгужинские скалы, а чуть ниже неба зеленели вершины Чулковского хребта. Да и вверх по течению пейзаж смотрелся не хуже. Там половину горизонта закрывала гора Уары.
С утра к этому моменту пришли уже восемнадцать километров.
Сегодня хотелось сделать побольше, пока с неба не льёт.
Гребём.

Зигзагами реки

Итак, двинулись мы в сторону Асылгужинских скал. Перед ними занимались своими делами несколько рыбаков на машинах и с лодками. Но место спуска на воду было крутым и неудобным. По крайней мере для нас. Было даже странно, что они тут делают? А мы правильно выбрали место для парковки. Перекусить всё же стоило. Мы гребли и разглядывали берега в поисках удобного места. Но ничего не попадалось уже в течении трёх километров. Наконец мы приняли волевое решение обедать прямо на воде. Затея эта пришла в голову около скалы Верблюд (название П.Р.). Елена, вооружившись ножом, быстро нарезала и сформировала бутерброды. Так мы и перекусывали, дрейфуя по течению и передавая термос с чаем то на корму то на нос, и любуясь открывающимся прямо по курсу Чулковским хребтом. Коли указать точное место обеда было невозможно, то мы для себя отметили: обедали от Верблюда до окончания Братьев (П.Р.). В итоге всё заели сладкими яблоками, купленными ещё в Кусе.

Чулковский хребет

Скала Верблюд
Братья

Мы плыли, предоставленные течению. Но сказать, что двигались медленно — значило обидеть реку. Беспрестанное верченье воды хорошо влекло нас вниз. До Сосьвы, или Каквы поток, конечно, не дотягивал, но и так было прекрасно. Без нашей помощи скорость составляла четыре-пять километров в час. И мы больше просто подруливали, выравнивая лодку. Но время обеденной сиесты закончилась и мы вновь взялись за вёсла.

На протяжении всего маршрута было великое множество цапель. Никогда раньше мы их не видели в таком количестве. А здесь попадались даже цапли-подростки. Не то, что раньше. А вот уток было очень мало и вели себя они себя очень скромно и пугливо, не подпуская ближе тридцати метров. Ни самих бобров и ондатр, ни следов их деятельности мы так и не увидели. Изредка по берегам виднелись звериные тропы-спуски в воду, но обглоданных деревьев не было. Хотя вечерней лисы и так хватило.

Скала Сосновая. фото Елена Тонкушина

Проследовало поросшее кустами урочище Верхний Лопас, со скалой Сосновой напротив, и мы подошли к Лопасским скалам. Здесь располагалась очередная айская писаница. Точнее, даже две. Но первая из них была в плачевном состоянии, поэтому мы исключили её из списка своих интересов. Вторая располагалась в конце гряды. Мы зачалились. Распопов сообщает по этому поводу:

«очень любопытна писаница Верхне-Лопасская II с изображением «инопланетянина». Она находится на предпоследнем скальном обнажении, расположенном в 20-25 м от реки. Древние рисунки нанесены под скальным навесом над каменной осыпью, на плоскости с небольшим наклоном. Наиболее интересна антропоморфная фигура размером 30х11 см. Внешне она напоминает классическое изображение инопланетянина: большая овальная голова, прямое туловище, трехпалая конечность… Руки фигуры согнуты в локтях и опущены на пояс. Ноги сходятся к ступням. На плече имеется выступ, направленный вверх, а на бедре – опущенный вниз.»

Лопасские скалы

Я облазил все обнажения с осыпью под ними, но ничего найти не смог. Были, конечно, и координаты, но их надо было забить в навигатор, а Елена была не в настроении. Ну и решили мы историю с писаницами оставить на следующий сплав по этой реке и уже досконально ими заняться, выделить время. Пока я занимался поисками, Елена успела вновь вычерпать воду из лодки. Вечером на стоянке надо будет разобраться откуда она берётся, потом подкачал немного левый борт. Можно было отчаливать дальше. Ниже мы заметили ещё пару выходов скал, до которых я не дошёл. Возможно писаница скрывалась на них.

Сразу за скалами начиналось урочище Нижний Лопас. Кстати, начиная с Асылгужино на карте начали появляться родники. Следующий был у Лопасских скал, а потом и в Нижнем Лопасе. Но теперь вода у нас была в достатке, да и карта больше не обещала безводия.

Возможно это моё субъективное мнение, но Юрюзань в прошлом году показалась своей природой более привлекательной. Округлые, кучерявые склоны её холмов смотрелись как-то приветливее. Скалы представали в кружевном убранстве леса. На Ае же ландшафт формировался горными хребтами, немного хаотично выглядевшими на горизонте. Не было той юрюзанской правильной округлости. Но возможно настроение создавало небо. Согласитесь, горные склоны на синем безмятежном фоне, в обрамлении белых пушистых облаков создаёт больше повода для радости, чем серые насупившиеся тучи.

Занозинские скалы

Потихоньку, мимо цепи Занозинских скал, мы подкрались к Занозинской петле. Длинный тонкий язык четырёхкилометровой излучины, как висящая петля длинной верёвки на ветке, виднелся на карте. Дистанция же в узком месте составляла метров четыреста. В самом низу, у родника, стояла семья на машине и с палаткой. Кое-кто уже бродил по берегу с удочками. Они помахали нам руками, желая счастливого пути. Ну вот и эти четыре километра остались позади.

Змеиные притёсы

Из-за поворота выплывали Змеиные притёсы. К сожалению, они были в небольшом отдалении от воды, а перед ними рос лес. Приходилось фотографировать издалека, иначе скалы начинали пропадать за ветками. Весь левый поворот был оформлен ожерельем из тёмно-оранжевых, с чёрными фрагментами скал. Вообще, на Ае снимать скалы вверх по течению в основном бессмысленно. Обычно они как-то теряются в растительности. Развернёшься, а где скала? Нет её. Один лишь лес. Из всех встреченных, не больше пяти можно было снять и туда и туда.

Мы уже спешили. Была половина восьмого, а до Верхнеайска оставалось около часа. Правда, и руки гребли уже по-вечернему. Слева прошли речку Иструть. На ней когда-то «находилась так называемая Пугачёвская плотина. Она располагалась между горами Ягодной и Вишневой, приблизительно в 200 м от устья. Плотину построили примерно в то же время, что и Саткинский завод. Она служила для подъема уровня воды в реке Ай во время сплава железных караванов. Длина дамбы плотины достигала 120 м, ширина в основании 25 м, высота 8 м.

Во времена Крестьянской войны, в конце мая 1774 года, дамбу плотины взорвали соратники Емельяна Пугачёва. Хлынувшая вода смыла все переправы. Поднявшийся уровень воды затруднил переход правительственных войск под руководством И.И. Михельсона на другой берег Ая, что дало повстанцам время на отступление. После этого плотину прозвали Пугачевской.» (П.Р.)

Мы немного покрутили головами, но никаких руин плотины не было. Распогодилось. Стало повеселее. К речке Шулёмке подходили имея синее небо на горизонте. Хоть в переводе с башкирского «шуляма» – «не шуми» или «неугомонная», шума её мы не услышали. Скала при впадении речки в называлась Шулёмкин страж. Мы даже не задумывались почему название так звучит. Но в камне явно угадывался профиль лица. Оставив Стража охранять свою Неугомонную, мы проследовали дальше.

Ну вот последний поворот и прямая перед Верхним Айском. На левом берегу, ближе к населённому пункту, появились более-менее удобные стоянки. Но мы решили подобраться поближе. На галечной косе, перед высоким берегом ходили два рыбака. Мы нашли удобное место, припарковались, а рыбаки ушли куда-то в сторону. Внизу вставать варианта не было. Было слишком сыро, грязно и близко к воде. Хоть потопа мы и не ждали, рисковать всё же не стоило, ведь выше по течению было не менее пяти прудов, а это лето было не таким уж и простым. Я пошёл смотреть наверх где можно встать. Подниматься было высоко. Задачу облегчало то, что подъём был по дороге, а не по тропинке. Наконец мы выбрали место для лагеря. Оставалось всё поднять на поляну. И вот, в несколько ходок наша поклажа оказалась наверху. Вдалеке были видны первые домики деревни. Елена с надеждой достала телефон. Но хвалёный Мегафон опять молчал. Видимо всю мощь покрытия кинули на ролик Люси Чеботиной.  Вот куда ей надо, чтобы спрятаться от вездесущего Мегафона. На Ай.

фото Елена Тонкушина

По-быстрому установили палатку, а Елена разложила в ней вещи. Ещё у воды мне повезло и я нашёл место течи нашей байдарки. Отклеилось дно от баллона борта. Но ремонт решили оставить на утро, ведь  уже начинало смеркаться, а шов будет без давления и ему не надо будет долго сохнуть. Оставались заботы с ужином. Уже затемно были готовы рожки с тушёнкой и салат из помидоров и огурцов. Мы наелись, напились чаю и залезли по спальникам.
Туда-сюда ездили рыбаки.
Где-то там, далеко, за стенами.
Чусовской рекорд пробега опять не побили, ограничившись сорока километрами.
Как бы то ни было, всего их было пройдено семьдесят один с половиной.
А оставшиеся пятьдесят четыре как-нибудь преодолеем, пусть и под дождём.
Времени много. Аж целых шесть дней.
Можно будет подневать и покопаться в погоде.
Отдыхаем.

Продолжение следует.

Автор: Дмитрий Смирнов

Подписывайся на нас в соцсетях!