Продолжаем публикацию статьи Дмитрия Смирнова про сплав по реке Ай, Южный Урал (Челябинская область и Башкортостан) в августе 2024 года.

Узнать больше!
Читать на портале «Наш Урал и весь мир»: «В краю притёсов: сплав по Лунной реке. Часть 1»

День 1

Утро. Всё готово

Вот и утро. Мы его не торопили, а оно пришло. В восемь. Или в девять. Забегая вперёд, скажу, это была самая холодная ночь. Но мы нисколько не замёрзли. Меня выручал мой пуховый спальник. А Елена взяла старый, синтепоновый. Главное, что всё поместилось в компрессионник, практически с тем же объёмом. Опять уже привычная варка кофе, завтрак остатками вечернего великолепия, ну и чай со вкусняшками.

На этот раз мы взяли с собой термос. Впервые за все наши сплавы. Необходимо было закипятить лишний литр, чтобы заварить чай в дорогу. К этому времени я уже разобрался с этими дровами и неудобств они почти уже не доставляли. Их можно было закидывать даже толстыми кусочками, главное чтобы они были короткими. Ну и не проморгать момент для новой порции. Но со щепочницей — это всегда.

Закончив дела с завтраком, мы приступили к сборам. Всё рассовали по гермам на уже привычные места. И времени это много не заняло. Я накачал лодку. После всего этого можно было и подняться на Аргус. Оглядеть окрестности очень хотелось.

Подъём оказался не очень сложным. Дождей не было несколько дней и тропинка была абсолютно сухая. И вот мы на вершине. Загибаясь месяцем, с юго-запада прибегает Ай, ударяется в скалу и убегает на северо-запад. С вершины всё выглядит как растущая Луна. Выше нашей стоянки правый берег по косогору зарос соснами, а ниже — опять же в конце косогора, проглядывается весьма удобная для стоянки поляна.

Ночевать на ней было бы лучше, но тогда и Аргус бы остался позади. От своей оконечности скала уходит в лес и в город, острым хребтом. По нему вьётся тропинка.

Вид с Аргуса

Название утёса, по одной из версий, связывают с именем одного из персонажей греческой мифологии – многоглазым великаном Аргусом. По преданию, он поборол чудовищного быка, опустошавшего Аркадию, а также задушил змею Ехидну. Второе название скалы – Разбойник. По другой же, башкирской, «аргус» и значит –  «разбойник». Но так ли важно, откуда взялось название? Оно общепринято и на этом остановимся.

Вид с Аргуса. Неуловимый
фото Елена Тонкушина

Мы ещё любовались окружающими красотами, а из-за поворота реки появилась маленькая точка. Это был сплавщик-солист на одноместной байдарке от  «Вольного ветра». Подплывая, он смотрел то в телефон, то на скалу. Он сличал её с изображением. Оказавшись под нами, он ловко, в несколько гребков, вновь набрал скорость, отчего стало ясно, что мы его, скорее всего, уже не увидим. Всё зависело лишь от его целей. И судно, с уложенным на и под декой снаряжением, легко скрылось за поворотом.

Неуловимый. фото Елена Тонкушина

Со стороны лога, по которому мы спускались к реке, послышались голоса. Это был коллектив из трёх активных пенсионерок. Как и многие кусинцы, они пришли полюбоваться скалой. Мы же, ещё немного побродив по верху, спустились вниз. Женщины оживились, увидев наше снаряжение и попросились с ним сфотографироваться. Вскоре они ушли обратно наверх. А из-за поворота реки появилось ещё одно судно. Точнее, их было даже два. Это была целая конструкция из катамарана и лодки с мотором. Лодка была сзади и так подлезла под кат, что казалось, что он очень сильно перегружен, на самом деле, она задрала его корму, отчего нос опустился в воду. На конструкции шли два юноши и две девушки. Про них мы тоже решили что не догоним, ведь они были на моторе. Мы лишь помахали им руками вслед. Все встреченные в этот день, получили название  «Отряд неуловимых», хоть и шли они порознь.

Неуловимые. фото Елена Тонкушина

Оставшись опять одни, мы уложили лодку, уселись в неё, оттолкнулись от берега. Течение подхватило нашу «Лето» и понесло. Лягуха на носу привычно смотрела вперёд, намечая путь. Воды в реке хватало, соответственно и скорость была хорошая, совсем не так, как в сюжетах, которые мы до этого видели. Только цвет воды создавал некий дискомфорт.

Куса. Прочь из цивилизации

Пройдя все выходы Аргуса, мы оказались напротив большой поляны, которую видели с вершины. Поляна закончилась на повороте реки, здесь же закончился и большой остров, поросший огромными ивами, от чего смотрелся он кудрявым, словно Буян.

А впереди показался железнодорожный мост постройки десятых годов прошлого века. За ним болтались на тросах остатки подвесного пешеходного моста. Река опять повернула, но уже направо. Начался посёлок железнодорожной станции Куса. Из всех огородов к реке выходили калитки и стояли скамейки, зачастую со столиками. Видны были оборудованные рыбацкие места. Была суббота. Многие из мест не пустовали. Было очень много рыбаков.

Как заметили сейчас, и убеждались не раз потом, на Ае, в основном, ловят на поплавок. Спиннинг видели, но всего пару раз, в конце маршрута, где вода прозрачней. Возможно, сказывается мутность реки. Рыбаки, надо сказать, здесь были приветливее, чем на Юрюзани. Но и участок не такой заезженный туристами. Посмотрим, что будет дальше.

фото Елена Тонкушина

А нас ждал, слегка искривленный как сабля, участок длиной в два с половиной километра вдоль посёлка. Этот изгиб вновь заканчивался большой поляной на правом берегу. На ней стояла молодёжь с палатками. Но плавсредств у них было не видно. Выходные, однако. Потом были два садовых товарищества  «Машиностроитель», отделённые одно от другого Ульным камнем.

Камень невелик, метров десять в высоту, но чтобы попасть в гости к соседу, нужно было делать большой крюк по лесу. Постройки в товариществах были словно игрушечными и стояли одна к одной. Маловато, видать, у них земли.

От второго «Машиностроителя» открылся вид на гору Копанец (от слова  «копать», известно, что около нее добывали торф для Петропавловского винокуренного завода), с горнолыжным центром «Евразия» на его склонах. Трассы изрезали сосновую зелень горы на лоскуты.

Ульный камень
Гора Копанец. фото Елена Тонкушина

Ловя последние остатки связи, Елена ещё позвонила домой, обновила мессенджеры и прогноз погоды. Всё, цивилизация заканчивалась. На сегодня встретится ещё одно село. Но что там будет, мы узнаем не сейчас.
Лунная река встретила нас весьма гостеприимно.
По крайней мере, первые два дня.
И мы наслаждались.
В меру солнечно и не жарко.
Самая сплавная погода.
Вода несла так, что грех было жаловаться.
Семь километров в час было не предел.
Ну и идём. Всё впереди.
Весь маршрут.

Входим в ритм

Вот мы и покинули Кусу. Скорость нашего передвижения так и не падала, сохраняя заявленные ранее семь километров в час. Водная гладь то и дело баловала волнами перекатов. Лодка быстро двигалась в сторону горы Горновой, показавшейся прямо по курсу и темневшей зеленью сосен. Два километра до следующего поворота пролетели незаметно.

Здесь слева впадала речка Большой Багруш. Название произошло от башкирского слова «багруш» – «форель» (говорят, тут встречается хариус).

Как я уже говорил, что покупка Еленой баклажки воды сыграла с нами злую шутку. В Кусе мы не стали набирать воды в дорогу, понадеявшись на то, что что-нибудь попадётся на маршруте, хотя карта ничего такого не обещала. А Багруш, упомянутый в своей книге Павлом Распоповым, как-то даже не вспомнился.  Мы беззаботно гребли дальше.

Гора Горновая
Маринкина гора. фото Елена Тонкушина

Далее ждала нас трёхкилометровая прямая, зажатая между Горновой и Маринкиной горами. Маринкины острова, хоть на карте и не отмечены, но присутствовали, никаких неудобств собой не доставив. Было видно даже с воды как их проходить. Где-то впереди, на почтительном расстоянии, виднелся  старательно держащий дистанцию выводок уток. Но вот река завилась, завертелась змеёй, а в кустах послышался треск бродящих там местных коров. Мы подходили к Петропавловке. Наконец, над берегом показались домики села, а вскоре и склоны Чёртова пальца.

Чёртов палец

К этому моменту мы прошли уже пятнадцать километров, хотя вышли поздненько — около двух, но время подходило к четырём и надо было пообедать. Ни в островах в селе, ни на левом берегу, напротив, мы места так и не нашли. Встать пришлось ниже скалы на большой поляне. Здесь было довольно опрятно, хотя заметно что тут часто бывают бурёнки. Только старой трубы и корпусов, изначально кирпичного, а позже реконструированного в винокуренный, завода братьев Злоказовых, из-за горы не просматривалось. Но не к видам человеческих творений сейчас тянулись наши взоры. Мы расстелили покрывало на мягкой бархатистой травке и разложили трапезу. Поскольку чай у нас был в термосе, печку разжигать было не надо. Обошлись бутербродами. Пятнадцать минут на отдых и дальше в путь.

Обойдя полуостров, сильно заросший большими ивами, мы вышли к стаду лошадей. А чуть поодаль, напоследок ещё раз мелькнул Чёртов палец, с тем, чтобы уже скрыться совсем. Дальше была скала Слойка. Совсем небольшая. Структурой своих слоёв она очень напоминала небезызвестные Афонины брови на Чусовой.

Названия многих камней я беру из книги Павла Распопова «Река Ай. Путеводитель от Кусы до Лаклов», а он, как я посмотрю, большой выдумщик на новые топонимы. Ну и пусть, лишь бы они не противоречили уже общепринятым. Так даже интереснее.

Слойка. фото Елена Тонкушина

Вскоре была деревня Глухой остров. Но она как-то даже не запомнилась. Лишь домики проплыли по правому берегу. Да пара больших островов, от которых берёт имя деревня. А дальше начиналась длиннющая глухоостровская петля протяжённостью восемь километров, хотя напрямик, через лес, было всего-то четыреста пятьдесят метров. Да где же тут пройдёшь по крутому, заросшему лесом склону? Но мы и более простые переволоки игнорировали.

Гора Копанец. фото Елена Тонкушина
Скала Поворотная

Скал становилось больше. И они были всё интереснее и интереснее, хотя ещё размером не вышли. Весь день нас не оставлял в покое Копанец. Он то и дело, то спереди, то сзади, возникал в просвете деревьев над гладью воды, маяча своими трассами. Петля всё тянулась, а мы вместе с рекой упёрлись в скалу Поворотную. И хоть она ещё не выросла до размеров айских исполинов, в ней было чем полюбоваться. Это была вершина петли. Сейчас поплывём обратно.

фото Елена Тонкушина

Всю дорогу с обеда мы тщетно пытались найти воду и дрова. В одном отчёте мелькало, что родник есть в Глухом острове. Прислушивались мы — прислушивались, проходя мимо, да так ничего и не услышали. Дрова тоже хотелось добыть по-лёгкому. Хотелось чтобы на берегу лежал сухой сосновый ствол, да ещё и с удобным доступом к нему. Но ничего так и не попадалось по моим запросам. Остановились даже на одной стоянке в надежде, что там остались дрова от предшественников. Дрова-то остались, но это были чурки очень большого размера, к тому же мокрые, так что ничего так и не подошло.

Скала Диганат. фото Елена Тонкушина

Приближалась скала Диганат. А за ней Бурдин плёс. Из книги Распопова мы знали, что на плёсе есть стоянка рыбаков. Был лишь вопрос, свободна ли она. Наконец, впереди замаячил Диганат. Поворот налево, и мы плывём вдоль возвышенного правого берега, тянущегося за камнем. На одном из валунов, лежащих на берегу, зелёнкой крупно написано «Бурдино». Ну всё. Мы не ошиблись.

На берегу стоянки суетилась какая-то одинокая фигура с лодкой. Неужели, занято? Но нет, видно что рыбак собирается. Мы даже не успели подойти, а он, наспех свернув свою лодку, взвалил её на себя и поволок наверх. Место освободилось. Хотя места здесь было полно. Можно было преспокойно встать в сторонке. Из книги мы знали, что на стоянке есть стол с навесом и скамейками, но было аж два больших НО… Во-первых, конструкция располагалась аж на третьем ярусе, далеко от воды, а во-вторых, крыши на ней уже не было. Так что на самую верхотуру мы не полезли, найдя ровную площадку ниже.

В Бурдино

Потихоньку вещи оказались на месте лагеря. Мы поставили палатку и укомплектовали её. Но вопрос с дровами так и не был решён. Впрочем, как и с водой. Я взял пилу, широкую стропу на липучке и отправился в лес выше по течению. Кругом были колеи дорог. Я шёл по одной из них и озирался вокруг. Стоянок и костровищ было также много. Но опять ничего не подходило. Люди оставили опять какие-то гулливерского размера чурки. Я уже почти дошёл до Диганата. Ни сухостоя, ни валежника. Пришлось повернуть назад. Вернувшись до развилки дорог, в сторонке я заметил ствол не так давно поваленной берёзы. С надеждой я подошёл к ней. Как известно, берёза найденная в лесу, не самый лучший кандидат в дрова. Но мне повезло. Древесина ещё не успела сопреть под берестой. И даже слегка подвялилась. Я напилил несколько чурок подходящего размера, увязал их стропой и отнёс к палатке.

Оставался вопрос с водой. Её было лишь два литра. К счастью, у нас с собой был фильтр. Правда, ещё не опробованный в походных условиях. Дома я его, конечно, испытал. Вода лилась неплохо. Теперь попробуем в полевых условиях. Я набрал воду в ведро прямо из реки. Она была всё так же цвета кофе с молоком. Весьма кстати оказался стол на третьем ярусе. На него я установил ведро, а снизу ёмкость под чистую воду. Ну, вроде бы, закапало. Ждём.

По раскладке на этот ужин был булгур с  «охотничьими» колбасками. Я подготовил печку к растопке, наколол дров и решил сходить проверить дела с водой. Конечно же, под скамейкой я обнаружил два сухих сосновых полена. Внимательней надо смотреть. Ладно, эти тоже сгодятся. Вода капала ни шатко, ни валко. Но надежда, всё же, была. Признаться, дома она лилась быстрее. С горем пополам, на макароны набралось. А чай заварим из покупной.

С хорошими дровами и еда готовилась быстрее. Вот и колбаски отправились по адресу, и чайник закипел. Мы заварили чай. Ужин.
Нацепив налобный фонарик на голову, я потягивал чай с пряниками. Неожиданно у дороги со стороны реки сверкнули две искры.

• Что, опять? — вдруг подумалось мне в тот момент.
  • Неужели, снова лиса?
  • Точно — сомнений не было.

Предстояла новая серия лисьего противостояния. Лиса, испугавшись направленного на неё пучка света, убежала вниз к реке. а я взял у Елены большой фонарь. Посветив по поляне, я увидел на дороге ниже вновь появившиеся две искры. Ну что же, бороться так бороться. Я подошёл к ней, максимально сфокусировал луч и стал светить. Она не уходила. Однако, стоило мне немного качнуть фонарём,  зверь вышел из пучка света, повернулся и бесшумно засеменил к реке. Я ещё немного поисследовал поляну, но никого так и не заметил. Уже наученные опытом общения с лисами на Юрюзани, еду мы забрали в палатку, а мусор, хорошенько упаковав, в хозяйственный тамбур.

Было уже совсем темно и мы отправились спать. Да и время подбиралось уже к одиннадцати. Воду я оставил капать впрок.
День прошёл замечательно.
Всё запланированное мы сделали.
Прошли не напрягаясь тридцать один километр.
Лишь лиса под конец немного подпортила настроение.
Как пройдёт ночь, станет ясно лишь утром.
Спим.

Продолжение следует.

Автор: Дмитрий Смирнов

Подписывайся на нас в соцсетях!