Что-то вроде вступления
Итак, автобусные туры, это такое своеобразное, утомительное, но очень увлекательное времяпрепровождение. Вас везут в автобусе, делают санитарные остановки через каждые 2-4 часа, остановки на прием пищи в придорожных кафе. За окном красивые пейзажи.
Вас довозят до места назначения, организуют минимальную экскурсию и еще остается время на покупку сувениров и фотографирование достопримечательностей.
Потом ко времени туристов собирают у автобуса, везут дальше по маршруту или обратно домой.
Главный минус автотуров – подстраивание организма к санитарным остановкам. Попросту, терпеть.
Еще один минус – неудобно спать. Это зависит от расположения кресел в салоне.
Места достались сразу за креслом водителя или перед выходом в центре автобуса? Сочувствую — не получится вытянуть ноги. У кресел спинками к выходу в центре автобуса или у последних мест — не выйдет откинуть спинку кресла. В некоторых автобусах, у мест посредине салона спинки откидываются. Кому как повезет.
С чего все началось
Без ложной скромности скажу — имею определенный опыт путешествий на автобусе. С 2016 года и последние пару лет, переключилась на автотуры по родному Уралу. Это финансово доступно и рядом, в соседних областях.
В этом году первым автопутешествием у меня стал тур по маршруту: ГЭС Пороги, печи в Межевом и Айские притесы.
Эти достопримечательности находятся в Саткинском районе Челябинской области.
Место посадки в автобус – стоянка у кинотеатра «Россия». Время отправления – 2.00. Согласна, не каждый сможет проснуться к этому времени и заставить себя дойти или доехать до места сбора, чтобы сесть в автобус и поехать путешествовать.
Кто заставил себя — молодцы. По пути, у «Семейного Магнита», забрали туристов из Заозерного. На остановке у поворота на Шумиху к нам присоединилась остальная часть группы из Шадринска.
Дорога
К большому сожалению, Урал недооценен. У всех на слуху Алтай, Кавказ… А Урал – что-то непонятно где и что там вообще смотреть.
Природа Урала удивительна и по-своему восхитительна. Лиственные деревья растут вперемешку с соснами и елями. Просторные луга и долины сменяются величественными горами.
Несмотря на большое количество промышленных предприятий и заводов на Урале, воздух в лесу чистый и целебный. Волшебные пейзажи уже появились за окнами автобуса, как только мы проехали поворот на город Миасс.
Ближе к 10 часам автобус повернул с основной трассы на дорогу в направлении города Сатка.
Сатка – город своеобразный. По пути встретились старые дома, городской пруд на фоне отвалов пород местного комбината. Некоторые отвалы старые, поросшие деревьями и травой. Этакие рукотворные горы в центре города.
Главная туристическая достопримечательность города – уральский «Диснейленд», парк развлечений «Сонькина Лагуна». В 2016 году мы с мужем Сашей побывали в этом парке.
«Сонькина Лагуна» увлекательное место с огромным количеством мест для фотосессии: пиратский корабль, павлины, жанровые скульптуры…
В центре пруда сеть остров со странным названием «Дупло орла», который тоже относится к «Сонькиной Лагуне». На острове расположены кафе, гостиница, музеи. Особенно атмосферным нам показался музей пыток… Место с особой аурой. К острову туристов доставляют на пароме в китайском стиле.
Дорога через Сатку проходила как-раз мимо «Сонькиной Лагуны», далее, вдоль берега и небольшой набережной времен СССР с полуротондой и скульптурами. Не хватает девушки с веслом. Слева пруд, справа, сразу за железной дорогой, огромный отвал.
После Сатки автобус доехал до поселка и железнодорожной станции Сулея и повернул направо, в сторону Порожской ГЭС.
Пейзаж за окном стал интереснее: высокие горы, лес, горные речки и поселки, затерянные в горах. Сотовой связи не было, от слова «совсем». Возможно, другие операторы принимают сигнал, у меня же связь пропала.
Первая локация – Порожская ГЭС
Первым местом назначения нашего путешествия стала Порожская ГЭС (Урочище Пороги, ГЭС Пороги) на реке Большая Сатка.
ГЭС построили в начале XX, проработала она более ста лет, не подвергшись советским реконструкциям. Рядом с ГЭС находится поселок Пороги.
Примечательно, что Порожская ГЭС органично вписывается в природный ландшафт: с обеих сторон ГЭС и река Большая Сатка окружены горными склонами.
Порожская ГЭС местами находится в аварийном состоянии, но активно посещается туристами. Это очень атмосферное место, где вы сделаете удивительные и красивые фото. Чтобы увидеть вблизи каскады воды из шлюзов, придется спуститься вниз по металлической лестнице до «смотровой» площадки. Которая, возможно, раньше служила для технических целей.
С площадки отрывается великолепный вид на спусковую часть плотины, по которой с шумом и брызгами несется вода.
Некоторые ребята из нашей группы, перебравшись через перила площадки, спустились еще ниже, поближе к каскадам, где устроили экстремальную фотосессию.
Я оказалась в числе тех, кто не рискнул спуститься вниз по разным причинам. Мои причины: скользкая почва внизу «обещала» замарать спортивные лосины в случае моего падения. И любимая техника безопасности. Куда же без нее.
К стоянке автобуса из помещения ГЭС можно попасть двумя способами.
Первый – это пройти обратно вдоль стены к металлической лестнице. Второй – пройти немного дальше по берегу и подняться по тропинке наверх.
Тропинка – это сильно сказано. Вверх пришлось карабкаться по выступающим камням и корням деревьев. Почти, как на Аракульском Шихане.
Я снова зареклась не ездить в подобные туры. Когда группа собралась в полном составе, автобус поехал в обратном направлении до поселка Сулея. Там проехал прямо по дороге до поселка Межевой, ко второй локации.
Вторая локация – печи для обжига известняка у поселка Межевой.
По пути к Айским притесам с правой стороны наше внимание привлекли необычные бутылкообразные сооружения. Это старые печи, ранее использовавшиеся для обжига известняка, которого в этой местности много.
Айские притесы, кстати, тоже состоят из известняка. Породу загружали в печи через верхнее отверстие. На одной из пяти печей стоит дата «1961».
К прибытию ко второй локации комфортная свежая погода сменилась на жаркую. Яркое солнце нещадно пекло в разрывах между густыми облаками. Над горами зависли грозовые тучи. По пути к известковым печам встретили козочку с козленком и барашка, которые «приветствовали» прибывших громкой перекличкой.
При виде печей, воображение быстро нарисовало картину, где печи — большие термитники, а туристы внутри – обитатели термитника. На одной из пяти печей висела табличка с надписью: «Объект находится в аварийном состоянии».
Я предусмотрительно не полезла внутрь опасного «объекта»… Попытки сфотографировать «внутренности» печей через нижнее отверстие не увенчались успехом – то и дело в проемах мелькали чьи-то ноги.
После получасового осмотра местной достопримечательности, группа собралась и автобус поехал к третьей локации. Сразу за печами справа показалась речка Ай с катамаранами для сплава.
Слева — красивый водопадик, который засняла лишь на обратном пути. Внезапно началась гроза. Раскаты грома, молнии и ливень сопровождали автобус до Айских притесов…
Третья локация – Айские притесы
Главная достопримечательность реки Ай — притесы. Айские притесы представляют цепь скал на берегу реки, высотой до 100 метров. Состоят из известняка и других горных пород. К моменту прибытия автобуса гроза закончилась.
Со стоянки автобуса группа пошла через поле в направлении небольшого леса. Гид объяснила, что заблудиться невозможно, за лесом – обрыв. Через пару километров дороги по полю дошли до главного входа в экстрим-парк на Айских притесах.
Экстрим-парк состоит из кафе со столиками под открытым воздухом, домиков для отдыха, детского веревочного парка и экстремальных аттракционов.
Это «тарзанка», спуск на троллее, два подвесных моста над пропастью длиной 50 и 100 метров, качели над пропастью и спуск в грот Юношеский. Цены на экстрим-развлечения варьируются от 500 рублей до 4000 рублей. Относительно бюджетное развлечение – мост над пропастью длиной 50 метров и качели.
К слову, к моменту прибытия на Притесы, я уже созрела до моста над пропастью. Более того, мне захотелось пройти. Но… Из-за погоды аттракционы не работали.
О ценах в кафе ничего не скажу, так как взяли с собой небольшой перекус. На столиках надпись предупредила, что столики только для посетителей кафе. Рядом с кафе — смотровая площадка с прекрасным видом на скалы. реку внизу и аттракционы, пара сувенирных лавок и спуск к реке Ай.
Спуск к реке Ай с 2022 года оборудовали металлической лестницей. Как я узнала в интернете, раньше, кто сплавлялся по реке, поднимался на притесы с помощью натянутой веревки. С большим риском для жизни и здоровья.
Лестница – это отдельный бесплатный аттракцион. Кто рискнул подняться по лестнице от подножия скал, выглядели уставшими, с одышкой, но счастливыми.
Лестница крутая, с площадками для отдыха. С двух сторон окружена отвесными скалами. При спуске, с левой стороны я обратила внимание на пару небольших пещер.
Вид, который открылся у подножия притесов, стоил спуска по лестнице. Узкая кромка песчаного берега с густыми зарослями кустарника, пришвартованные катамараны и волшебный вид на притесы.
Здесь же располагается конечная «станция» спуска на троллее. Подъем по крутым ступенькам обратно на притесы занял минут 10. С учетом остановок на отдых на площадках.
Порадовало, что после подъема не было одышки. Вдох-выдох и дыхание восстановилось. В отличие от подъема, самым трудным оказался спуск по крутым ступенькам в «неизвестность». Даже не трудно, страшно.
Погуляв три часа на притесах, в 16.00 мы организованно пошли к стоянке автобуса для отправления домой.
Автор: Марина Сагитова
Очень интересно написано! Захотелось побывать!
Статья — огонь, фотки великолепны! Очень атмосферно написано.
Очень интересно было читать. Спасибо!
Спасибо за прекрасный рассказ! Попутешествовала вместе с вами!
Супер статья, очень понравилось!! Особенно фото Айских притесов, прямо вспомнился фильм Властелин колец. Как красиво и необычно!!
Очень интересный и полезный рассказ! Спасибо Марина