В 1811 году у восточного склона Вишневых гор, на берегу озера Сунгуль старообрядцами был основан монашеский скит, который существовал до советских времен. Сунгульский скит возник благодаря владельцу Каслинского завода старообрядцу Льву Расторгуеву. Приобретя завод, он прежде выстроил часовню в самом заводском поселке, а затем в 1811 году профинансировал старообрядческий монастырь.

Вокруг монастыря обитали в лесах одинокие скитники и целые семьи. На острове, напротив монастыря, жил с семьей скитник Никодим. В районе, где сейчас Вишневогорское лесничество, жили семейные скитники. В горах скрывались одинокие скитники: Ерема – на горе Еремиха, Кобелев – на горе Кобелиха. Возле речки, что около «Монашек», сохранились кельи Максимова и Вассы. Напротив скита содержал лодочную станцию (там она и сейчас) башкир Мендарка – двоюродный брат Салавата Юлаева.

В Каслинском заводе была открыта староверческая церковь, а в 1811 году в 20-25 километрах от завода образован Сунгульский старообрядческий скит – мужской монастырь. Рядом с этим местом находится теперь поселок Вишневогорск. Сунгульский монастырь жил на пожертвования богатых купцов и хозяев завода. Пожертвования поступали и из центральной России. На противоположном берегу озера Сунгуль у монастыря было подсобное хозяйство, где содержали коров, возделывали поля. Монастырские земли тянулись от места, где сейчас находится санаторий «Березка» и до Ближнего Берегового.

В старообрядческие скиты брали на обучение детей с 7 лет и до совершеннолетия. Обучали грамоте, пению, рукоделию, вышивке бисером. Это все тоже практиковалось и на Сунгульском скиту. За обучение вносилась плата деньгами, одеждой, утварью. У многих мирян в скиту проживали родственники, навещая которых, привозили скиту дары и денежные пожертвования.

Все побережье озера Сунгуль очень живописно. Но лесная дорога до скита очень разбитая, около 2-3 км камни, ямы и остальные неудобства, хотя все это окупается дивною красотою… Каслинские и кыштымские старообрядцы до сих пор хранят память о старцах и старицах, живших на Сунгульском ските Их стараниями в 1994 году на месте иконостаса скитской часовни был установлен деревянный крест. Он установлен земляком вишневогорцев Борцовым Н.Д. при содействии руководителя старообрядческой общины города Челябинска Столбикова В.И. Местный Сунгульский скит и молельни были высокопочитаемы далеко за их пределами. В лучшие времена Сунгульского скита братия его насчитывала несколько десятков человек. Пожертвования в него поступали из Москвы и богатой Сибири.В 1837 году скит пришел в разорение, в нем доживали век несколько старцев и стариц. На заводе они не бывали, провизия им доставлялась в скит. Большинство монахов ушло в Сибирь. С отменой крепостного права часть Каслинских и Кыштымских староверов вышла из единоверческой церкви.

Ранее на острове был мужской монастырь. Позднее остров стал полуостровом, назывался полуостров «Монашки» (потому как там образовался женский монастырь). В большом болоте, которое с юго-востока примыкает к монастырю, есть остров, на котором жили три старицы, и там была найдена чудотворная икона. После отмены крепостного права и возрождения скита на этом месте был организован уже женский монастырь. По рассказам Двойникова игуменья Елена была строгая и властная женщина. Бытует легенда о том, что в монастыре существовал подземный ход, по которому скитники во время облав уходили на остров Никодим и на противоположный берег в районе Красного камня.

Монахи жили в кельях, вырытых в земле и выложенных природным необработанным камнем. В стене кельи имелась ниша небольших размеров. Недалеко от кладбища находился колодец кувшинообразной формы, выложенный необработанным камнем. Вода в колодце считалась святой.

На монастырском кладбище были две особо почитаемые могилы: старицы черноризницы Елены и старца Леонида. В настоящее время могилы на кладбище варварски вскрыты грабителями кладоискателями. Около одной из них еще в 1990 году была табличка с надписью: «Дунаев Данил Егорович. 1890 – 1953 гг.». По рассказам самих кладоискателей в могилах они находили только старинные оловянные крестики. Но был случай, когда они наткнулись на тело похороненной молодой женщины, нетронутое тленом. В страхе кладоискатели разбежались. Что стало с телом – неизвестно. Неизвестна и судьба мощей почитаемого Святым старца Леонида. Ходят слухи, что мощи его в свое время были вывезены.

Со стороны озера хозяйственные постройки и часовня были огорожены каменной стеной в 2 метра высотой. К воде был оставлен 3-х метровый проход, выложенный ступенями. Сразу за стеной начиналась ровная небольшая терраса, за которой в горе были устроены монастырские погреба. Все монастырские постройки, за исключением часовни, были перекрыты одной сплошной крышей и тянулись от берега в гору в виде П–образного укрепления, прижатого к каменной стене, что на самом берегу озера. Эта стена надежно прикрывала скитников от холодных ветров в ненастную погоду. В настоящее время там не оставлено камня на камне. Все разбито и разграблено. Все могилы вскрыты «кладоискателями». А ведь до 70-х годов ХХ века скит простоял почти в неизмененном виде.

Челябинским Управлением культуры Сунгульский старообрядческий скит (монастырь) внесен в список вновь выявленных памятников истории и культуры города Касли и района и подлежит охране в соответствии с требованиями Закона РФ. Общественной организацией «Миротворцы» (поселок Вишневогорск) в 2002 – 2003 годах была проведена работа по расчистке территории кладбища, было закопано около 40 могил. Совместно с Вишневогорским лесничеством были обозначены и занесены на карту границы скита, как памятника культуры. Вода, взятая из легендарного питьевого источника на скиту, сохраняется не испорченой около 2-х лет!

 Сунгульский старообрядческий скит на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments