Эта статья участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»
История развития телевидения
1 октября 1931 года в центральных газетах появилось сообщение о том, что в Москве, впервые в СССР, начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения) из Московского радиотехнического узла. Система была несовершенной, вещание велось раздельно — изображение передавалось на одних волнах, а звук — на других. «Товарищи радиозрители, — говорили дикторы, — начинаем передачи советского дальновидения…» Слово «телезритель» и понятие «телевидение» еще не вошли в обиход, в Москве насчитывалось всего 30 самодельных телевизоров. Зато передачи, транслируемые из столицы по радиоволнам, можно было принимать на пространстве всего Советского Союза и даже за рубежом.
Так началось десятилетие дискового телевидения. Дисковым оно называлось, поскольку «несущей конструкцией» служил диск, на поверхности которого располагались 30 отверстий размером 3 на 4. Отсюда и количество строк — 30, и размер экрана у первых телеприемников — 3 на 4 см. Смотреть самодельные телевизоры можно было только с линзами, наполненными водой для увеличения изображения.
Настоящим прорывом в четкости изображения электронного телевидения, что решило, в конце концов, в его пользу, соревнование с механическим, стал «иконоскоп». Он был изобретен в 1931 году русским эмигрантом Владимиром Зворыкиным. Иконоскоп — первая передающая телевизионная трубка, позволившая организовать электронное телевещание.
Патент на такое же устройство был получен советским ученым Семеном Катаевым на 51 день раньше демонстрации готового американского аналога. Собственный действующий образец Катаев смог создать лишь через два года после компании RCA. При этом патентная заявка Зворыкиным была подана еще в 1923 году, пролежав в патентном бюро 15 лет. В 1932 году при помощи иконоскопа с передатчика мощностью 2,5 кВт, установленного на Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, начались первые экспериментальные передачи электронного телевидения с разложением на 240 строк. Сигнал принимался на расстоянии до 100 км на телевизоры, выпущенные к тому моменту компанией RCA на основе кинескопа Зворыкина.
Первые телевизоры
Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов ХХ столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий.
В Советском Союзе первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. А первый телевизор, выпущенный в апреле 1932 года, назывался Б-2. Эта была механическая модель. Первый же электронный телевизор — легендарный КВН 49 был создан в 1949 году.
В СССР с 1931 года использовался «немецкий» стандарт механического телевидения с разложением на 30 строк и частотой 12,5 кадров в секунду. Первоначально передача звука не предусматривалась. Сначала при помощи системы велись экспериментальные передачи кинофильмов и событийные трансляции.
Звуковое телевидение в СССР
В 1934 году в СССР появилось звуковое телевидение. На Никольской улице Москвы был построен новый телевизионный передатчик, подключенный к двум широковещательным радиостанциям. 24 октября газета «Правда» сообщила, что Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию приступает к регулярному — два раза в пятидневку — телевещанию.
15 ноября 1934 года вышла первая звуковая телепередача. Ровно в 24:00 народный артист СССР Иван Москвин прочел рассказ Чехова «Злоумышленник». Зрители узнавали знаменитого мхатовского актера лишь по голосу — рассмотреть лицо на экране можно было с трудом. Длилась передача 25 минут и имела огромный резонанс. Через несколько дней Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию принял решение о создании в своей структуре отдела телевидения.
Велось регулярное вещание по 1 часу 12 раз в месяц. Среди радиолюбителей получило широкое распространение конструирование самодельных механических телевизоров, поскольку используемые тогда радиодиапазоны позволяли принимать телепередачи на больших расстояниях. В 1937 году в Ленинграде была издана брошюра «Самодельный телевизор». Несмотря на посредственное качество изображения, телевидение приобрело огромную популярность — счастливые обладатели телевизоров собирались у экранов целыми семьями, звали соседей и друзей.
Первый в мире телеканал, вещающий по электронной технологии регулярно — «Немецкое телевизионное радиовещание», был запущен в 1934 году немецкой телерадиокомпанией RRG. Берлинская Олимпиада 1936 года стала первой, с которой велась прямая телетрансляция. При этом использовались как электронные телевизионные камеры с разверткой на 180 строк, так и специальная кинотелевизионная система с промежуточной кинопленкой, позволявшая оперативно осуществлять замедленные повторы наиболее интересных моментов. Немецкий телеканал вещал до 1944 года, пока в результате бомбардировок не был разрушен Берлинский телецентр.
В конце 1936 года в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, был разработан первый электронный телевизор, пригодный для практического применения. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла собой массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов.
Телецентр на Шаболовке
В конце 30-х годов телевидение стало электронным. В марте 1938 года на базе Шаболовской радиостанции был построен первый телецентр. Телецентр осуществляет экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 года начинается регулярное телевещание. 10 марта 1939 года московский телецентр на Шаболовке при помощи передатчика мощностью 17 кВт, установленного на Шуховской башне, передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б).
В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. Весной 1939 года в Москве передачи принимали более 100 телевизоров «ТК-1» с экраном 14×18 сантиметров.
Первые регулярные телепередачи начались в 1936 году в Великобритании и Германии, в 1941 году в США. А в Европе телевещание получило массовое распространение лишь в 1950-е гг., в большинстве развивающихся стран собственные государственные и частные телекомпании возникли еще позднее, в 1960-х — начале 1970-х гг.
В годы Великой Отечественной войны в СССР телевизионное вещание было временно прекращено. После перерыва, связанного с войной, телецентр на Шаболовке вновь начал трансляции передач. Первая послевоенная передача из Московского телецентра была проведена 7 мая 1945 года, а 15 декабря того же года телецентр начал регулярное вещание — дважды в неделю. С 1948 года началось внестудийное вещание, которое значительно расширило возможности телевидения. Первая такая передача — трансляция футбольного матча — прошла в 1949 году.
Появление телевидения после войны стало третьей по счету аудиовизуальной революцией, если первой считать изобретение кинематографа в конце прошлого века, а второй — синхронного звука на рубеже 20-30-х годов.
Центральная студия телевидения
В 1951 году, на базе Московского телецентра, создана Центральная студия телевидения, ведущая ежедневные передачи. Появились первые редакции: литературно-драматического вещания, музыкального, передач для детей и т. д. Все программы шли в прямом эфире, запись и монтаж появились позднее. Расширился формат вещания: помимо общественно-политических передач, фильмов, концертов, театральных постановок появились новые жанры — тележурналы, репортажи, телеочерки. На Шаболовку пришли работать журналисты — Юрий Фокин, Евгений Синицын, Дамир Белов, Валентин Зорин и др. Но главным «лицом» телевидения всегда были дикторы: Нина Кондратова, Валентина Леонтьева, Анна Шатилова, Игорь Кириллов, Виктор Балашов, Нонна Бодрова — заслужившие всенародную любовь и признание зрителей. Именно благодаря первым дикторам телевидение стало настоящим средством общения. Когда дикторы здоровались или прощались с телезрителями, те, не задумываясь, отвечали: «Здравствуйте» или «До свидания!» А кажущиеся сегодня примитивными первые программы советского телевидения до сих пор считаются специалистами и зрителями удивительно душевными.
Спутниковое телевидение
В 1957 году был создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению.
Телевидение стремительно развивалось. С 1959 года в СССР начало действовать спутниковое телевидение — 7 октября с помощью межпланетной станции «Луна-3» на Землю впервые было передано изображение обратной стороны Луны.
Спутниковое телевидение — это система передачи телевизионного сигнала от передающего центра к потребителю, использующая в качестве ретранслятора искусственные спутники Земли, расположенные в космосе на геостационарной околоземной орбите над экватором и оснащенные приемопередающим оборудованием. Такая система обеспечивает покрытие качественным телевизионным сигналом больших территорий, труднодоступных для ретрансляции обычным способом.
В крупных городах страны и городах областного значения в кратчайшие сроки были построены мощные телевизионные станции. Одна из таких станций в 1959-60 годах была построена в городе Уфе, что теоретически позволяло принимать в Симе Уфимский телевизионный сигнал.
Даешь ретранслятор в Симе!
И в конце 50-х годов в городе Сим решили установить собственный ретранслятор для того, чтобы жители могли смотреть телевизоры в своих домах.
У истоков создания первой вышки стояли Юрий Алексеевич Нефедов, Альберт Петрович Плауде, Виктор Ефимович Нестеренко и другие. Из воспоминаний Сергея Григорьевича Шалупова, техника, работавшего на первом ретрансляторе: «Юрий Алексеевич Нефедов, изначально неместный, из большой семьи, окончил Казанский авиационный институт и по направлению приехал работать в город Сим. Работать он стал на Симском механическом заводе по инженерно-технической специальности. Юрий Алексеевич был очень активный комсомолец, готовый поддержать любую прогрессивную идею, он буквально загорелся желанием организовать в Симе телевидение!»
Эти люди с большим энтузиазмом взялись за строительство телевизионной ретрансляционной станции для города Сим. Большую помощь в строительстве оказывал Симский механический завод.
Кто-то привез в город схему — инструкцию, рассказывающую, как самостоятельно собрать телевизионный ретранслятор для приема телесигналов из эфира. У Ю. А. Нефедова был товарищ Мирон Борисович Файвинов, брат которого, Соломон Миронович, учился в Ленинградском радиотехническом институте. Мирон Борисович предложил списаться с братом, и Соломон с большим энтузиазмом взялся помочь в установке вышки для города Сим. После недолгих переговоров завод заключил с Соломоном Борисовичем договор о наладочной работе ретранслятора.
Ю. А. Нефедов участвовал в сборке и установке ретранслятора как строитель, а С. Б. Файвинов — как технический руководитель. Заведовал всем строительством, установкой и настройкой оборудования Леонид Тронов из отдела главного энергетика.
Одним из техников с 1959 года на вышке работает Сергей Григорьевич Шалупов. В 1957 году он был демобилизован из рядов Советской армии, имея документ о военной специальности «механик самолетных локационных станций». Именно на этом основании он и был направлен на работу на строящийся в Симе телевизионный ретранслятор.
На заводе было изготовлено оборудование первого телевизионного ретранслятора города. Основные блоки были заказаны на Московском радиозаводе, а стойки для этих блоков и блоки питания сделаны на Симском механическом заводе в 35 отделе. Телевышку по ряду причин решили разместить на вершине густо заросшей лесом Шевлагиной горы.
Шевлагина гора видна практически из любой точки города.
Телесигнал идет прямым лучом, не огибая препятствий, поэтому вышка, передающая сигнал, должна находиться в прямой видимости от принимающей телесигнал мачты. Высота Шевлагиной горы — около 650 метров над уровнем моря, это самая высокая точка окрестностей города Сим.
Вершина Шевлагиной горы представляет собой относительно ровную площадку, площадью около 150 кв. м, которую оставалось только очистить от леса и разровнять. К вершине горы от Верхней Зоны проложили дорогу протяженностью около 5 километров, которая пролегала по южной стороне горы, огибала ее и выходила на площадку возле ретранслятора с северной стороны.
Приемно-передающая башня, сваренная из металлического уголка, была высотой 58 метров. Крупными, огромными секциями, ее привезли на тракторе, сначала уложили на землю, соединили, частично закрепили к врытым в землю бетонным блокам, потом с помощью трактора подняли и уже окончательно закрепили. Разместили на ней принимающую и передающую антенны. Провели заземление: вбили в землю на расстоянии 2-3 метров друг от друга на глубину 1,5 метров железные столбики, которые протянулись от вышки расходящимися линиями на четыре стороны. Сверху наварили на столбики железные прутья, дальней от вышки стороной уходящие в землю. Получились своеобразные «перила», направленные в четыре стороны, одним концом приваренные к вышке. В случае если молния попадала в вышку, заряд стекал по ней, растекался по этим «перилам», и уходил в землю.
Наладочная работа и настройка аппаратуры требовали от всех большого напряжения, но дело того стоило!
Секретарем комсомольской организации завода был тогда Иван Алексеевич Пудовкин. Именно он и организовал комсомольцев города для прокладки просеки на вершину Шевлагиной горы с юго-западной стороны. По этой просеке пролегла от города спроектированная ранее силовая линия электропередач для питания ретранслятора. Ширина просеки составила около 30 метров.
Деревянный рубленый дом, в котором разместилось оборудование, был небольшой, с печным отоплением. Других построек, за исключением сарая для дров, вокруг не было. Не было и забора.
В городе – телевидение!
Наконец, заработал Симский телевизионный ретранслятор МРТС (Маломощная Ретрансляционная Телевизионная Станция), и в городе Сим в 1961 году началось телевизионное вещание. Вещание было одноканальным (на 12 канале), черно-белым, и длилось 5 часов в день, кроме понедельника и четверга. В эти дни проводились ремонтно-профилактические работы на оборудовании.
Чтобы телевизионные каналы при работе не мешали друг другу, разным городам выделяли разные телевизионные каналы. Согласно сетке распределения Инспекции Министерства cвязи, Симскому ретранслятору был выделен 12 канал.
Передачи начинались в 18:00 и заканчивались в 23:00. Программа, которую показывали с башкирского телецентра, шла на двух языках. Новости, спектакли и концерты шли как на башкирском, так и на русском языках, а вот кинофильмы — только на русском.
«Ведущей была красивая молодая девушка, — рассказывает Сергей Григорьевич Шалупов, — чисто говорившая и на русском, и на башкирском языках. Один мой товарищ, у которого не было телевизора дома, приходил со мной на станцию только для того, чтобы посмотреть на нее!»
Из воспоминаний Александра Филипповича Гостищева: «Самодельное оборудование не позволяло жителям Сима смотреть телепередачи с хорошим качеством. Качество черно-белого изображения для того времени было неплохим, но составляло всего 350 линий (для сравнения, позднее количество строк составило 450 строк, а сейчас их количество составляет 625 строк). Это означало, что в целом фигуры людей были видны, но отдельных деталей, таких как зрачки, волоски, мелкие детали природы, различить было невозможно. Яркостные характеристики также были низкого качества, а мощность передатчика не контролировалась и составляла 30-50 Вт. Это оборудование работало на металлостеклянных радиолампах и выпрямительных кинотронах. Стабилизации питающих напряжений не было».
В то время линия аэрофлота проходила прямо над станцией Симской, и вот это самодельное оборудование вносило помехи в радиосвязь между самолетами и аэродромом в Уфе.
Появление телевидения в городе, где до этого было только радио, было большим, очень интересным и радостным событием. Когда в городе появился телесигнал, сразу несколько семей приобрели черно-белые телевизоры, и остальные жители стали группами стекаться к счастливчикам, чтобы посмотреть «что же за зверь этот телевизор». Один из телевизоров был приобретен семьей Субботиных, которые жили по улице Симской. В теплое время года хозяин дома выставлял свой телевизор в окно, перед ним собирались соседи, местные мальчишки, все с удовольствием смотрели передачи. «Ничего не понимали — комментаторы что-то рассказывают на башкирском, но все равно, сидим, смотрим, как же, телевизор!»
Один телевизор марки «КВН» был установлен в углу зала старого Дворца культуры, или, как его еще называли, Клуба. Телевизор этой марки имел очень маленький экран. Приходилось покупать к нему специальную линзу, прикреплять к экрану и наполнять водой, чтоб немного укрупнить изображение.
Из воспоминаний Николая Константиновича Калмыкова: «Народ битком набивался — посмотреть телевизор в старом дворце культуры! Полный зал! И сидя люди смотрели, и стоя!» «Сцены тогда во дворце не было, — добавляет С. Г. Шалупов, — был большой танцевальный зал с дубовым полом. Телевизор поставили в центре стены напротив входа, много народу ходило на танцы, а посмотреть телевизор еще больше стало ходить!»
Было тогда в городе по улице Симской два общежития для рабочих завода: мужское и женское, так в Ленинские комнаты этих общежитий тоже по черно-белому телевизору поставили — и туда ходили толпы!
Телевизоры «КВН» представляли собой огромные ящики с маленьким экраном размером всего с поздравительную открытку. Перед ящиком ставилась водяная или глицериновая линза, экран от этого искажался, но увеличивался в размере.
«КВН-49» (Кенигсон, Варшавский, Николаевский, 1949 год) — черно-белый телевизор, выпускавшийся в СССР в различных модификациях с 1949 до 1960 года. «КВН» — первый массовый телевизор в СССР и один из первых в мире, рассчитанных на стандарт разложения строк 625/50, принятый в Советском Союзе в 1945 году.
В процессе производства в телевизор вносились различные усовершенствования, что отражалось добавлением к названию приемника отдельных букв. Большинство модернизаций были связаны с добавлением и заменой ламп, поскольку изначальная схема телевизора в погоне за простотой и дешевизной была сделана чересчур примитивной. Внешне модификации телевизора были практически неотличимы.
Телевизор мог принимать три существовавших телевизионных канала, с частотами несущих видеосигнала 49,75 МГц, 59,25 МГц и 77,25 МГц. Тип телевизора — одноканальный приемник прямого усиления, промежуточная частота канала звукового сопровождения получается в результате биений несущих частот изображения и звука. Такое решение позволило упростить устройство телевизора, в котором использовано всего 16 радиоламп.
Одним из главных недостатков телевизора было низкое качество звука, сопровождавшегося шумами и хрипами. Это было следствием неудачной схемы звукового тракта, выбранной при проектировании.
Несмотря на неважное качество, помехи от гроз, жители города с восторгом смотрели передачи, никогда не жаловались на искажения, а воспринимали все с шутками и пониманием.
Телевизор «КВН-49» был весьма популярен у населения, и его по праву можно было назвать «народным телевизором». Порядка половины выпущенных телевизоров подвергались ремонту в течение гарантийного срока, в связи с чем, в народе аббревиатуру «КВН», применительно к этому телевизору, расшифровывали как «Купил — Включил — Не работает» или «Крутанул — Вертанул — Не работает».
Телевизор «КВН-49» был снят в заставке телеканала ОРТ «Это — первый», в 1995 году. Также этот телевизор можно увидеть в фильмах «Покровские ворота», «Пять Вечеров», и в фильме «Асса».
Из воспоминаний Валентины Николаевны Самариной, жительницы города: «Один из первых телевизоров был у Сергея Ивановича Дульнева, заместителя директора по строительству, и его жены Нины Николаевны — моих дяди и тетки. Они не местные — приехали во время войны с московскими заводами и вместе с немногочисленной мебелью привезли с собой черно-белый телевизор. Жили они по улице Чапаева. Хорошо помню: небольшой телевизор, марки «Знамя». Вся улица приходила смотреть уфимские передачи! Дом у дяди большой был, соседи набьются, сидят как в кинотеатре, а кто и на полу! Особенно много народу приходило к 9 часу — ведь именно в это время начинались кинофильмы!»
Телевидение в ту пору еще не успело стать массовым явлением, и большое распространение получила художественная самодеятельность. Иные самодеятельные постановки в Симе были настолько интересные, что из Уфы, бывало, приезжали с видеокамерой и снимали спектакли, музыкальные номера: песни, танцы в исполнении Симских артистов. Сколько восторгов было у жителей города, когда показывали эти постановки по Уфимскому телевидению, и какую гордость испытывали те, кому посчастливилось попасть на экран!
«А я тогда работал в 31 отделе, — рассказывает Василий Васильевич Брагин, директор Симского краеведческого музея, — и после работы, мы почти что всем отделом, с женами и с детьми, ходили смотреть первый телевизор к Николаю Сергеевичу Рунову, который жил по улице 40 Лет Октября. Передачи начинались с шести вечера, придем, усядемся. Вот, время, включаем, по экрану снежок, ведущая, симпатичная башкирочка, говорит нам: «Хай ерликиз ибташляр!» Что значит: «Добрый вечер, товарищи!» А мы сидим, смеемся добродушно, не понимаем ничего, а все равно, внимательно смотрим! «Да, — говорим промеж себя, — телевизор — это вещь! Это вам не радио!» До сих пор помню!»
Из воспоминаний С. Г. Шалупова: «Станции ретрансляции для охраны был придан обученный служебный пес по кличке Грозный. Большой, мощный, сильный пес. Ранее он работал в охране завода, но получил травму (кошка выцарапала ему один глаз) и был списан с основной работы. Тем не менее, ему из завода выделялись корма, и сторож ежедневно привозил Грозному на обед мясо. На вышке его разместили возле дома на цепи. Вдоль всей ширины дома шел длинный коридор, в который выходили двери комнат, и первая дверь в аппаратный зал находилась прямо возле входа в коридор с улицы. И весь этот проход был в полном распоряжении Грозного, — длина цепи это позволяла. В самом дальнем конце коридора у него была мягкая лежанка.
Грозный был, конечно, необыкновенный! Мне ни до него, ни после, нигде не приходилось видеть такого сообразительного и дисциплинированного пса! Выполнение своего служебного долга он доводил до фанатизма! Три раза только были случаи, когда Грозный на человека напал.
Однажды охотник зашел на территорию вышки воды попросить, а собаку не видит, Грозный обычно где-нибудь в тени лежит или в коридоре. Пес понаблюдает, потом выберет момент для атаки и молча нападает. А он сильный и тяжелый, как навалится всем телом — не выберешься! И такой умный, — всю одежду на человеке порвет, на куски и ленты истреплет, а тело не заденет! Охотник кричит благим матом, мы выбежали, выручили его, завели в дом — ни царапины!
Леонид Тронов приехал как-то к нам на осмотр вышки с комиссией — человек пять или шесть. Мы первым делом подвели приезжих к Грозному, сказали: «Свои, нельзя! Не трогать!» Он обошел всех, обнюхал каждого, ушел, больше не мешал. Комиссия побыла, уехала, через год снова приезжает. Те же люди, но один — новенький, не видела его собака. Мы про это забыли совсем, а собака-то, оказывается, все помнит! Грозный всех узнал, а ведь год прошел-то, никого не тронул! Но как только этот новичок оказался рядом с псом, тот как вцепится в него! Благо рядом все были, быстро отогнали, но Грозный успел спустить с него штаны! Да не просто спустил, не отдавал штаны, еще и в ленты посек! Посмеялись, конечно, да как этому-то товарищу домой ехать? Запасных штанов у нас на телевизионном ретрансляторе нет! Что делать, нашли кое-какие нитки, иглу, как смогли, залатали, так и поехал!»
В связи с тем, что время телевещания было небольшое, то необходимости круглосуточного дежурства на станции ретрансляции не было. Сторож на лошади, на телеге, а зимой на санях привозил инженера на вышку, тот включал оборудование, показывал программы, потом выключал станцию и уезжал до следующего дня.
«Работал на ретрансляторе одно время чудак-сторож — Иван В., — вспоминает С. Г. Шалупов. — Веселый, доброжелательный человек был! Была у него лошадь, которую он холил и лелеял, любил животных! Возил на лошади персонал, дрова и воду на вышку. Приедет, распряжет лошадь и отпускает ее вольно пастись. Жалко ему было привязывать или загонять ее в сарай. А лошадь-то, она скотинка вольная: ее отпустили, она и идет, куда глаза глядят! Часто ему приходилось бегать по горе искать ее. Да что по горе, однажды лошадь едва до станции Симской не дошла, вот где Иван нашел ее!
И вот решил он раз и навсегда прекратить эти блуждания. Взял и натянул на уровне груди человека проволоку — опоясал вершину Шевлагиной горы! А через дорогу калитку сделал! Проволока толстая, светлая, блестящая, хорошо ее видно было человеческим глазом! Так что люди пораниться не могли. И перестала лошадь уходить. Подойдет, упрется грудью, и идет вдоль проволоки по кругу. Столько кругов за смену намотает! Даже тропу протоптала!
Чудной был человек! Даже разговаривать с ним было интересно: забавно, что вместо слова «думать», он употреблял слово «мечтать». И так это забавно у него получалось: «Я мечтаю, дождь сегодня будет!» — скажет иной раз. Или: «Я вчера помечтал, менять надо эти столбы, пока совсем не упали! Завтра и начну!». Долго он проработал на вышке, все мы привыкли к нему, без него уж и не представляли себе ретранслятор!»
Ретранслятор проработал на Шевлагиной горе относительно недолго, но обслуживающий персонал успел поменяться.
Инженерами в разное время стали работать те же самые люди, кто работал над созданием ретранслятора: В. Е. Нестеренко, Ю. А. Нефедов, А. П. Плауде.
В обязанности инженера входило: настройка и обслуживание оборудования, т. е. поддержание необходимых параметров работы телевизионного ретранслятора, а также контроль и ремонт оборудования.
Это оборудование ретранслятора проработало недолго, и по ряду причин возникла необходимость поменять его на новое, профессиональное. Первая причина — это качество изображения и звука полукустарного оборудования; вторая — это наведение помех в работе радиосвязи пролетающих самолетов; и третья — труднодоступность месторасположения вышки для обслуживающего персонала.
Время перемен
Через год после начала эксплуатации Симского ретранслятора, Управление связи Челябинской области стало настаивать зарегистрировать 12-й канал за городом Сим и установить профессиональное телевизионное оборудование в помещении достаточной площади.
Министерство связи дало разрешение на частотный канал вещания, и при согласии городских организаций был размещен заказ на Львовском радиозаводе на изготовление данного оборудования для города Сим. Оплачивать оборудование должны были местные предприятия. А поскольку Симский механический завод и по сей день является единственным градообразующим предприятием, самым крупным в городе, все расходы, связанные со строительством, настройкой и пуском нового телевизионного ретранслятора, легли на него.
В 1962 году новое оборудование ТРСА-56 (Телевизионная Ретрансляционная Станция Автоматическая) было привезено в город.
Новую вышку решили ставить на вершине Лысой горы. Высота Лысой горы 487 м над уровнем моря. Это, конечно, ниже, чем Шевлагина, но профессиональное оборудование позволяло с хорошим качеством принимать сигнал от Уфы. А обслуживание вышки для работников ретранслятора из-за близости к городу было проще.
Вершина горы была идеально приспособлена для постройки вышки — очень пологая, без леса, с хорошим видом на город. С ее вершины видна даже удаленная на 10 километров от города станция Симская.
Название горы «Лысая» — местное, а ее башкирское название — Юрак-тау, что переводится как «гора сердца». Это связано с тем, что поднявшись на гору, человек видит раскинувшийся внизу город, очертаниями похожий на сердце.
А ведь еще век назад Лысая гора была густо заросшей лесом. Тогда, казалось бы, почему же она называется «Лысой»? Дело в том, что на самой вершине всегда была «лысина», проплешина, большая открытая площадка, где ничего не росло, и именно из-за нее гора и получила это название. Прошло время, построенный завод требовал угля и известняка, лес понемногу начали вырубать, что, впрочем, происходило не только на Лысой. Особенно сильная вырубка леса случилась во времена Великой Отечественной войны. Тогда исчез практически весь еловый лес. Остались лишь небольшие участки с северной стороны. На горе и в остатках леса жили ежи, зайцы, много белок. Чуть пониже, в норах жили лисы.
Примерно в 1962 году возле второй проходной завода по улице Революции, было решено снести несколько домов. Они мешали расширению улицы, по которой во вторую проходную на завод по узкоколейке проезжал небольшой железнодорожный состав, следующий по маршруту «Симский механический завод – станция Симская». Узкоколейка, действующая с конца прошлого века, требовала большего пространства, строились новые ворота завода, новая, более широкая проходная для рабочих.
Одним из снесенных домов был дом, в котором жила теща Григория Михайловича Пузикова. Дом разобрали и перевезли на Лысую гору. Он имел 4 комнаты и подходил для телестанции по многим параметрам, здесь можно было выделить аппаратный зал для оборудования, площадью 24 кв. м, комнату отдыха, кухню для дежурного персонала и комнату – мастерскую для слесарных работ и ремонта оборудования в которой поместили наждак, сверлильный станок, телефон дежурного, поставили диван.
На вершине горы поставили перевезенный дом, в котором поместили оборудование ТРСА-56, подвели линию электропередач, поставили металлическую мачту высотой 28 метров с одной площадкой. На мачте разместили профессиональные принимающую и передающую антенны. Был изготовлен контур заземления. Начальником отдела, который спроектировал мачту, был Сергей Григорьевич Шалупов.
В строительстве принимали участие те же самые люди, которые строили и первый ретранслятор: Ю. А. Нефедов, А. П. Плауде, В. Е.. Нестеренко и другие.
На Лысой горе
«По тому времени оборудование ТРСА-56 было на порядок лучше полукустарного оборудования предыдущей телевышки, — рассказывает А. Ф. Гостищев. — Передатчики имели 100% резервирование — в случае поломки оборудования комплекта «А», автоматика переводила работу на комплект «Б». Ретранслятор был укомплектован профессиональным приемно-телевизионным устройством ПТУ-56 (Профессиональное Телевизионное Устройство). Станция также комплектовалась: приборами контроля и настройки, измерителем частотных характеристик передатчиков и приемников ПНТ-59, измерителем девиации частоты звука ИДЧ, осциллографом СИ-1, измерителем мощности ВЛУ-2, а также прибором для измерения рабочего состояния радиоламп ИЛ-14. Черно-белый телевизор контроля был встроен в стойку передатчика».
Новый телевизионный ретранслятор был запущен в январе 1963 года. В его пуске принимали участие строители, монтировщики, начальники некоторых цехов и работники 35 отдела. А вышку на Шевлагиной горе забросили. Мачту свалили во избежание несчастных случаев, электричество отключили, дом разобрали.
Из воспоминаний А. Ф. Гостищева: «Новое оборудование ТРСА-56 позволяло охватить телевизионным вещанием территорию в радиусе 10-15 километров в зависимости от местности. В городе повсюду вещание было очень хорошим, а вот на станцию Симскую сигнал, который шел только по прямой, и не мог огибать препятствия, попадал поверх Карпушкиной горы. И поэтому справа от Симского механического завода на станции Симской (в районе Леспромхоза) и на вокзале телевизоры показывали, а в районе железнодорожного переезда — уже нет! Само оборудование второго Симского ретранслятора уже работало на пальчиковых радиолампах нового поколения. Срок эксплуатации этого оборудования составлял 10-15 лет, а фактически оно проработало 24 года!»
Прием телепередач по-прежнему шел с Уфимского телецентра. После пуска профессионального телевизионного оборудования качество черно-белого изображения и звука резко возросло.
Примерно тогда и появились в продаже в магазине «Старт» по улице Пушкина первые черно-белые телевизоры марки «Рекорд», «Рубин», «Зорька», и другие. Стоимость телевизоров была для населения города достаточно высокой.
Некоторые жители привозили из крупных городов специальную трехцветную прозрачную пленку для экранов телевизоров: сверху была голубая полоса (небо), в центре желтая или красная (лица людей), а внизу – зеленая (трава). Прикрепляли ее к экрану черно-белого телевизора. Таким образом, предприимчивые жители «расцвечивали» черно-белое изображение своих телевизоров. Иллюзия цветного изображения была при этом условной, но иногда что-то совпадало и тогда на экране, небо становилось голубым, а трава зеленой. Все остальное, правда, было желтым. Смотреть телевизор через эту пленку считалось особым шиком.
В связи с тем, что телевещание велось только с 18:00 и до 23:00, на телевизионной ретрансляционной станции работал один инженер, который приходил к началу трансляции передач. А в остальное время на телевизионной станции круглосуточно жил сторож, дед Курдаков, с семьей. У него была лошадь. Летом на телеге, зимой на санях, он привозил из города воду и продукты.
Сторож был вооружен ружьем 16 калибра, оно висело на стене в запертой на замок вентиляционной комнате, но за все время существования станции ружьем ни разу не воспользовались по назначению, хотя несколько раз сторож грозился им, когда очень уж надоедала ему вездесущая местная ребятня. Гораздо позже, в 1969 году, для безопасности на окна станции поставили металлические решетки.
А в стране в 1964 году впервые с помощью спутниковой связи была осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио, в 1965 году — обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, в 1966 году состоялась передача цветного изображения из Парижа в Москву.
С 1965 года с Уфимского телецентра начали передавать дневной блок телепередач, который продолжался с 9:00 до 12:00. Он практически повторял вечерние передачи: шли новости и кинофильмы, хотя бывали и изменения.
Увеличение объема телевизионных передач привело к тому, что на Симской ретрансляторной станции стало необходимо ввести круглосуточное дежурство электромонтеров. И в октябре 1966 года единицу сторожа сократили и ввели две единицы дежурных электромонтеров.
Одним из первых, инженером на телевышке на Лысой горе работал Олег Горяницин. Когда он, спустя непродолжительное время, уволился, в должности инженера на Симском ретрансляторе начинают работать Иван Кириллович Гашпар, а дежурным электромонтером Валерий Алексеевич Тишковец.
В обязанности дежурного электромонтера входило не только контролировать бесперебойную работу оборудования и вести документацию контроля, но и следить за переводом оборудования в случае поломки на резервный комплект, и вызывать в этом случае инженера. А также топить печь два раза в сутки, колоть дрова для себя и сменщика, убирать помещение, следить за чистотой. По окончании трансляции передач дежурный персонал должен был ежедневно докладывать по телефону в Челябинский телецентр, а также ежедневно заполнять «Журнал замечаний».
На телевышку всегда ходили пешком напрямую из города. Подъем занимал зимой 25-30 минут, ну а летом, конечно, чуть быстрее.
В 1970 году на станции устанавливают электронагревательный котел отопления, который, наконец, освободил обслуживающий персонал от дровяной печи.
«На ретрансляторе на Лысой горе было три беды, — шутит А. Ф. Гостищев. — Это высота, дрова и вода. Так с установкой котла одной бедой стало меньше!».
В 1967 году Иван Кириллович Гашпар берет на работу в должности дежурного электромонтера Александра Филипповича Гостищева, который проработал на этом ретрансляторе до июня 1968 года. В 1968 году он уходит служить в ряды Советской Армии.
Из воспоминаний А. Ф. Гостищева: «Я рано начал трудовую деятельность, в 16 лет. Первым моим местом работы был Симский механический завод. Взяли меня учеником, а потом и токарем второго разряда. Правда, проработал я там недолго, в стране в то время начался бум радиолюбительства и на этой волне я так увлекся радиотехникой, что в 1966 году, когда мне исполнилось 17 лет, меня официально берут в КБО (Комбинат Бытового Обслуживания) радиомастером.
Ремонтировать телевизоры мне всегда нравилось. До того, что ремонтировал я их целых 60 лет! И телевизоры ремонтировал, и магнитофоны, и другую технику.
Вернувшись из армии в 1970 году, — продолжает Александр Гостищев, — я узнал, что Иван Кириллович Гашпар ждал меня на работу, и я снова начинаю работать на Симском ретрансляторе.
В 1973 году я с отличием окончил Свердловский техникум связи, факультет «Телевизионная техника и радиорелейная связь». После этого я смог работать инженером, а потом и старшим электромехаником».
Из воспоминаний Кузнецова Анатолия Алексеевича: «Я работал на заводе, слесарем КИП (Контрольно-Измерительные Приборы). В мае 1973 года Александр Филиппович Гостищев предложил мне поработать на телевышке. Перевод произошел очень быстро, и я начал работать на Лысой горе электромонтером телевизионного стационарного оборудования. Работа нравилась, и проработал я там до конца 1979 года. Ездил на обучение в Челябинск.
Сменщиком у меня был Синцов Федор Андреевич, тоже электромонтер. Мы с ним работали очень дружно и слаженно.
Хорошо было работать на вышке летом! Красота, воздух-то какой! А вид-то на город! Одно плохо — грозы. Как туча, так и бьет в вышку! По нескольку раз за заход попадало! А как ударит — так такой треск электрический раздается, уши закладывает! И земля сразу после этого парит.
А однажды молния попала в питающий трансформатор, и загорелось масло. Пожарные машины приехали быстро, напрямую по горе, но телевидения в городе два дня не было, пока мы ремонтом занимались».
«При Симском механическом заводе работал техникум, который помимо прочих выпускал техников-электроников, — рассказывает Александр Гостищев. — Однажды, в 1974 году, директор завода Григорий Михайлович Пузиков вызвал меня и предложил организовать в мастерских при техникуме радиотехнический кружок. «Техникум наш дает теоретические знания, — сказал мне Григорий Михайлович, — а практики нет. Организуй кружок, где ребята смогут собирать своими руками разные блоки и модули, применять свои знания».
Я был не против этого начинания, но предупредил, что подобное дело потребует больших затрат. Директор согласился, завод вообще помогал во всем, что было нужно. Кружок просуществовал 6 лет.
В свободное от работы время я вел радиотехнический кружок для детей. Кружок этот проработал 25 лет: с 1980 по 2005 год. Вначале нам дали помещение для занятий на Верхней зоне — там, где впоследствии разместилась библиотека. Но из-за удаленности не все заинтересованные ребята могли посещать кружок, и, когда открыли Станцию юных техников в городе на улице Кирова (ныне Клуб юных техников), мы переехали туда. В кружке ребята знакомились с основами радиотехники, электроники, получали знания по работе радиоприемных и радиопередающих устройств. Мальчишки с увлечением собирали своими руками всевозможные радиоконструкции: усилители звука, цветомузыку, радиоприемники.
Многие грамотные специалисты и нынешние руководители начинали изучать азы радиоэлектроники у меня».
Модернизация Симской станции — цвет
В 1967 году во Франции и СССР был утвержден стандарт SECAM цветного телевещания, действующий до сегодняшнего дня. Первая широковещательная передача по системе SECAM в СССР была приурочена к 50-летней годовщине Октябрьской революции, отмечавшейся 7 ноября 1967 года.
В 1967-1970 годах введен в эксплуатацию Технический телевизионный центр «Останкино». При нем было создано творческое объединение «Экран», которое стало самой большой студией телефильмов в стране. 60-е годы стали временем рождения так называемого «авторского ТВ» — вместе с дикторами на экране появились ведущие или авторы программ. Огромной популярностью пользовались передачи «От всей души», «В мире животных», «Клуб путешественников», «Эстафета новостей», «Голубой огонек», «КВН», «Спокойной ночи, малыши» и другие.
В середине 1967 года в стране началось производство цветных телевизоров.
«Рекорды» были в сравнении с «КВНами» просто чудом техники: ящики их меньше по размеру, а экран больше в два раза. Телевизоры полагалось накрывать салфетками, когда агрегат не работал. Это делалось для того, чтобы не выгорали экраны.
Вначале о цветном телевидении люди только слышали — об этом заранее стали говорить и широко рекламировать. Когда чудо состоялось, в телевизионных программках цветные передачи стали отмечать специальным образом — «ЦТ».
«Моим первым рационализаторским предложением было заменить керамические лампы пальчиковыми, — рассказывает Александр Филиппович. — Было это в 1975 году. На телевизионном ретрансляторе в первую очередь были переведены на полупроводниковые приборы все блоки питания, что повысило надежность их работы и уменьшило потребление электроэнергии. Данный перевод позволил снизить потребление электроэнергии с 2,5 КВт/ч, до 1,5 КВт/ч.
Также была модернизирована система автоматики. Телевизионная станция стала включаться автоматически при появлении телевизионного сигнала из Уфы. Эта система называется ИТС (Индикатор Телевизионного Сигнала). Чтобы система заработала, были сделаны многочисленные сложные расчеты. Автоматика значительно упростила работу на Симском ретрансляторе. Кроме того, сама аппаратура с запуском автоматики стала работать надежнее.
Следующим этапом модернизации стало расширение полосы пропускания телевизионных передатчиков, что позволило бы передавать более четкое изображение, а возможно, даже цветной телесигнал. Для этого в первую очередь необходимо было посеребрить латунные резонаторы передатчиков. Чтобы это сделать, я обратился за помощью на Симский механический завод. Директор завода, Г. М. Пузиков направил меня к главному инженеру Ивану Алексеевичу Юркову. Рассмотрев мое предложение, он дал согласие, и начальнику гальванического цеха поступило распоряжение оказывать мне всяческое содействие.
Посеребрение увеличило добротность резонаторов, контуров передатчиков изображения, звук при этом не поменялся. Когда резонаторы были установлены, по приборам, на осциллографе мы видели, что изображение идет цветное, но проверить этого не могли, так как телевизор контроля изображения, встроенный в стойку, был черно-белый, а в городе цветных телевизоров тогда еще, ни у кого не было.
Незадолго до начала модернизации резонаторов, в Сим, на улицу Свободы, вернулась семья из Ташкента, и в числе прочей мебели они привезли с собой цветной телевизор. Вначале они смотрели по нему черно-белое изображение, но после пуска посеребренных резонаторов, изображение пошло цветное. Хозяин цветного телевизора сразу же позвонил мне и поделился этой радостной новостью.
Вначале, некоторое время цвет изображения шел с помехами: то красный цвет смещался, то синие и красные цвета «плясали». Но все эти помехи вскоре удалось устранить.
Активное участие в модернизации принимал дежурный электромонтер Анатолий Кузнецов. Он занимался различными вспомогательными работами.
Можно с уверенностью сказать, что с 1975 года в городе Сим началась эра цветного телевидения!
Спустя некоторое время в Москву был послан автомобиль, который привез шесть цветных ламповых телевизоров марки «Фотон» Симферопольского завода. Один телевизор установили на станцию, один — дома у электромеханика, один — в новом здании Дворца культуры. Остальные телевизоры заводской комитет распределил по своему усмотрению.
После установки цветного телевизора на ретранслятор повалили толпы желающих посмотреть, какое же оно, цветное изображение! Горожанам было любопытно, в какие цвета одеваются комментаторы, какого оттенка у них рубашки, юбки и блузки».
Спустя непродолжительное время, в магазинах города в продаже появились цветные телевизоры марки «Рекорд», но ажиотажа по их покупке не было из-за очень высокой по тем временам цены. Для сравнения черно-белый телевизор стоил тогда 320 рублей, а цветной — 850. Два-три года цветные телевизоры пылились на полках магазинов, но с течением времени цена на них стала падать и снизилась до 650 рублей. Горожане начали покупать телевизоры, и, несмотря на достаточно высокую стоимость, на них даже была организована очередь.
В магазинах начинают продавать «Наборы регистров для ремонта телевизоров» а также различные детали, лампы к ним.
В городе – московские передачи!
В 1975 году началось строительство новой мощной Юрюзанской телевизионной станции. Ее запустили в 1976 году, и это позволило перевести прием телепередач из уфимского телецентра на Юрюзань. Приемная антенна на Симском ретрансляторе была развернута на 1800, и сигнал пошел с Юрюзани. Это стало возможно из-за того, между Симской и Юрюрзанском мачтами была прямая видимость, а расстояние в 2 раза меньше, чем до Уфы. Соответственно, мы могли принимать более сильный сигнал, в котором вовсе исчезли помехи от грозы.
Симский ретранслятор начать принимать «Первую» московскую программу на русском языке. Время вещания тоже поменялось: первый блок с 8:00 до часа дня, и вто-рой с 16 часов до 12 ночи.
Телевышка на Лысой горе работала вплоть до 1986 года. И сейчас еще на вершине горы на месте, где стояла вышка, можно увидеть плиты, к которым крепились тросы, удерживающие вышку.
Снова на Шевлагину?
С началом регулярного коммерческого телевещания в стране, появилась необходимость сохранения телевизионных программ для последующих показов и распространения. Первые телестанции, вещавшие в УКВ-диапазоне, имели ограниченный радиус действия вследствие прямолинейного распространения радиоволн. Поэтому более широкий охват аудитории был возможен только путем физической доставки записи на другие телестанции или создания радиорелейных линий передачи телевизионного сигнала, которые появились только к середине 1950-х годов. На заре развития телевидения для записи использовалась технология кинорегистрации изображения, обеспечивавшая чрезвычайно низкое качество. И лишь в 1956 году, после создания фирмой Ampex первого пригодного для коммерческого использования видеомагнитофона, хранение телепрограмм перестало быть технической проблемой.
Развитие видеозаписи и появление бытовых видеомагнитофонов позволило автоматически записывать телепрограммы для последующего просмотра в удобное время. Эта же технология стала началом целой отрасли видеопроката кинофильмов, записанных на видеокассеты. Дальнейшее распространение видеозаписи связано с появлением оптических видеодисков, позволивших повысить качество домашнего кинотеатра до уровня, сопоставимого с настоящим кинопрокатом.
Вскоре на Шевлагиной горе начинается строительство радиорелейной линии Уфа – Челябинск. По окончании строительства по этой радиорелейной линии пошли из Москвы две телевизионных программы «Первый канал» и «Россия» и 1200 телефонных разговоров. В случае подключения к этой радиорелейной линии телевизионной станции, в городе Сим отпадала необходимость эфирного приема, что увеличивало четкость, качество звука и изображения. Кроме того, вещание обоих программ велось в цветном формате.
Радиорелейная линия представляет собой линию антенн, установленных в прямой видимости на расстоянии 50 километров друг от друга.
При постройке радиорелейной линии к вершине горы была проложена новая очень продолжительная дорога, которая легла живописным серпантином по восточному склону горы.
Для приема передач по радиорелейной линии на вершине горы установили 80-метровую вышку. Из воспоминаний Гизатуллина Алмаза Данисовича, бывшего работника ПРС-630: «Я 26 лет проработал инженером РТО (радиотехнического обору-дования), обслуживал Симский ретранслятор. В мою задачу входил регулярный осмотр и наладка оборудования радиорелейной линии, которое находилось на главной, 80-метровой вышке на Шевлагиной горе. Меняли провода, лампы освещения. Раз в месяц посещал вышку обязательно, а если там ливень, или гроза, то и чаще. Гроза обязательно попадала в вышку! Как даст разряд, так все вокруг гудит, вышка трясется и дым поднимается!
Сигнальные лампы ночного освещения располагаются на уровнях 40 и 80 метров, по 6 штук, крепятся на заграждении площадки. Это сейчас они светодиодные, а раньше-то часто приходилось менять их.
Зимой, в мороз, вышка стоит вся в инее, такая красота! Но вместе с тем, это и такая опасность! Поднимаешься на вышку, а куски льда и снег тебе на голову падают! И каска, положенная по технике безопасности, не всегда выручает! Так мой напарник, для смягчения ударов, придумал прикреплять поверх каски кусок пенопласта!»
Старое оборудование ТРСА-56, отработав 24 года, морально и физически устарело, и дальнейшая его модернизация не имела смысла. Поэтому было решено заказать для города новое оборудование цветного изображения. Новое Грозненское оборудование РЦТА-70 (Ретранслятор Цветного Телевидения Автоматический) 1982 года выпуска приобрел Симский механический завод в 1983 году.
Относились мы теперь к ОРТПЦ города Челябинск (Областной Радио Телевизионный Передающий Центр).
Как же происходит передача изображения? Телецентр города Челябинска создает телевизионные программы. Их снимают на видеокамеру, сигнал телекамеры передается на ОРТПЦ. Это — отдельно стоящее под телевышкой, охраняемое и огороженное забором здание. ОРТПЦ преображает телевизионный сигнал в новый формат и посылает его в эфир. Симская мачта принимает этот сигнал. Стойка оборудования получает его с принимающей антенны и преображает в низкочастотный сигнал. После чего посылает сигнал на передающую антенну, находящуюся на мачте нашей станции. И с антенны сигнал передается уже на определенном выделенном для этой местности телевизионном канале. Этот сигнал принимают телевизоры города.
Установка третьей вышки
Из воспоминаний А. Ф. Гостищева: «Новый директор Симского завода Иван Алексеевич Пудовкин, принимавший участие в строительстве еще первой телевизионной станции в 1960 году, дал задание ОКСу (Отдел Капитального Строительства), энергетикам и механикам спроектировать и построить помещение, башню для телевизионной антенны, подвести электроснабжение. А также приобрести оборудование для телевизионного вещания второй программы в нашем городе».
Просеку, оставшуюся от прошлой вышки, расчистили и значительно расширили. По ней были проложены от города две силовые линии электропередач (основная и резервная) для питания ретранслятора.
«Основываясь на типовой проект здания, — продолжает Александр Филиппович, — Павел Петрович Плаудэ инженер отдела капитального строительства, спроектировал новое помещение МРТС с более комфортными условиями для персонала, большим аппаратным залом, комнатой отдыха, электрощитовой и кухней, а также хозблоком, который впоследствии был превращен в дизельную и гараж.
В 1985 году помещение МРТС было построено, смонтированы электросиловые щиты, установлена трансформаторная подстанция. В 52 цехе сварена 18-метровая металлическая башня для телевизионных передающих антенн. Курировал работы заместитель председателя Симского горсовета Василий Иванович Вершинин.
Установка лампово-полупроводникового оборудования РЦТА-70 а также РПТДА (Ретранслятор Полупроводниковый Телевизионный Дециметровый Автоматический), подведение электропитающих и сигнальных кабелей, системы охлаждения и передающих фидеров велось силами обслуживающего персонала без отрыва от основного места работы, при полной поддержке руководства СМЗ и председателя горсовета Раиса Габдулловича Султанова».
Работа ретранслятора на Шевлагиной горе
В феврале 1986 года было запущено в работу оборудование «Первой» телевизионной программы, а в ноябре того же года оборудование телепрограммы «Россия».
В 1988 году запущено в эксплуатацию РРЛ (Радио Релейная Линия) «Курс-8» Сим – Миньяр. А в 1989 году — оборудование ФТР-100 для ретрансляции телевизионной программы «НТВ».
Вместе с релейным оборудованием в помещении станции было установлено переговорно-вызывное устройство. Нажав определенную кнопку, можно было связаться с телевизионной станцией Миньяра, Аши и Юрюзани.но переговорно-вызывное устройство. Нажав определенную кнопку, можно было связаться с телевизионной станцией Миньяра, Аши и Юрюзани.
В первой половине 1990-х годов началась реорганизация телевещания, появились первые автономные формы — общественное вещание и коммерческое вещание (существующее за счет рекламы).
В 1990 году образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК). ВГТРК организовала телеканалы «Россия» (1991) и «Российские университеты» (1992-1996).
В 1991 году на базе Гостелерадио созданы Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) «Останкино» и региональные телерадиокомпании, в том числе Московская телевизионная компания (МТК; на 3-м канале).
В 1993 году основана частная телекомпания НТВ.
В 1995 году, в результате реорганизации РГТРК «Останкино», 1-й канал телевидения был передан телекомпании ОРТ (Общественное российское телевидение).
В период 1993-97 годы на Симском ретрансляторе проходит модернизация передатчиков РТЦА-70 и РПТДА с переводом их с ламповых на транзисторные блоки.
«Симское телевещание»
В период с сентября 2002 года по январь 2003 в городе работало «Симское телевидение». А. Ф. Гостищев предложил Юрию Евгеньевичу Тылле выпускать в эфир собственные передачи, так как на канале НТВ было небольшое «окно», которое образуется вместо показа одной из передач канала.
Идею подхватили, собралась группа энтузиастов, в которую вошел и Сергей Леонтьевич Мошкин. «Я тогда работал в пожарной части, — вспоминает С. Л. Мошкин, — у меня была своя цифровая видеокамера, приобретенная в 1998 году — по тем временам такая редкость! И когда мне предложили войти в группу организаторов «Симского телевидения», я с удовольствием согласился. В первую очередь меня привлекала возможность заниматься монтажом видеороликов, обрезкой, подгонкой. И только потом я стал снимать репортажи на свою видеокамеру».
Передачи выходили раз в неделю по субботним вечерам и длились по 15-20 минут. Это были, в основном, новостные блоки, репортажи, поздравления и торговая реклама. Местное население очень тепло и доброжелательно встретило это начинание, пошли положительные отклики, заявки на частные объявления.
Для съемок новостей необходимы были дикторы, для этого среди местных лингвистов, у которых «поставлен» голос, был проведен кастинг, по результатам которого на роль ведущего новостей были выбраны две женщины: Любовь Вершкова, учитель английского языка в Первой школе, и Оксана Бондарева, диспетчер пожарной части.
«Новости для передач собирали со всех служб города, — продолжает С. Л. Мошкин, — Из администрации города, ЖКХ, Загса, соцпомощи и других предприятий, в течение недели подавали сведения работницам паспортного стола. Те передавали материал нам, а мы уже снимали, монтировали ролики, потом, в назначенное для показа время, везли на вышку и показывали в эфире. Показ шел полностью в ручном режиме: ставили камеру рядом с аппаратурой, соединяли кабелем, отсчитывали вслух: «Раз, два, три, начали!», и сигнал шел непосредственно с камеры на транслирующую антенну».
Снимали передачи и об интересных людях нашего города. Из рассказа Ирины Викторовны Пашковой: «В то время я работала в заводе и состояла в клубе любителей поэзии «Родник». Однажды одно из наших клубных мероприятий снимали на для симского телевидения. Читать стихи на камеру для нас было необычно и очень волнительно. Я старалась читать так, будто камеры вовсе нет, а представляя перед собой близкого человека. Передачу в эфире я не видела, только после нее сослуживцы рассказывали, что меня показывали по телевидению, и им очень понравилось мое выступление! «Держалась смело!» — сказали мне. И только гораздо позже я увидела эту передачу в записи».
Всего в эфир вышло около 15 передач «Симского телевидения». Прекратились показы из-за сложности всего процесса: для сбора информации, для ее обработки, нужно было задействовать множество людей, съемки сами по себе очень непростой процесс, отнимают много времени, а все эти люди имели основное место работы, а значит, подготовка к выпускам проводилась в свободное время. Тем не менее, человек, для которого работа с видеокамерой — это любимое хобби, не бросил это занятие. Сергей Леонтьевич Мошкин до сих пор с увлечением занимается видеосъемкой на практически профессиональном уровне. Он часто участвует на конкурсах видеоработ, где занимает первые места. На его счету несколько десятков фильмов и видеороликов, многие из которых демонстрируют красоту Симской природы и города Сим.
В 2001 году им был подготовлен фильм к 100-летию И. В. Курчатова, а в 2004, к 245-летию города С. Л. Мошкин снял замечательный фильм об истории города Сим.
Телевидение сегодня
К началу ХХI века методы и принципы телевещания значительно изменились.
Возникло кабельное и спутниковое телевидение. Кабельное телевидение распространяется по коаксиальным или волоконно-оптическим сетям непосредственно до конечных потребителей. Благодаря отсутствию эфирного промежутка, обеспечивается высокое качество сигнала и хорошая помехозащищенность. Кроме того, кабельная технология дает широкие возможности создания платных каналов. Недостаток кабельного телевещания заключается в высокой удельной стоимости доставки контента из-за необходимости прокладки сетей. По этой же причине невозможен охват широкой аудитории, доступной для эфирного телевидения.
В октябре 2004 года на Симском ретрансляторе запущено в эксплуатацию оборудование «ТВ-10 Сота» областного телевидения на 35 телевизионном канале.
«Развитие спутникового и кабельного телевидения в нашем городе, — продолжает А. Ф. Гостищев, — охладило интерес руководителей предприятий к телевидению эфирного вещания. Многие жители приобретали для себя спутниковые тарелки «Ямал» «Триколор», «НТВ+». А в многоквартирные дома вошло кабельное телевидение.
Управлением связи для города Сим было выделено оборудование «ТВ-100 Сота» для организации вещания телепрограммы «Культура», но, как и прежде, пуско-наладочные и монтажные работы возлагались на городские власти. Городские власти вежливо выслушали и ответили: «Идея замечательная, но денег нет!». Удрученный таким ответом, властей, я шел однажды, мимо магазина «Атлантида», возле которого стояли и что-то обсуждали Симские предприниматели А. Юдинцев, Р. Гогитидзе, Е. Волков, В. Юдин и другие. Я объяснил им ситуацию: «Вот, если бы ты запустил телепрограмму «Спорт», мы бы тебе помогли!» — услышал я в ответ на свои откровения.
Я ухватился за идею «народной стройки» и пошел «с шапкой» по предпринимателям города. Помогали почти все, давали кто 100 рублей, кто 1000. Собранных денег хватило, чтобы купить и доставить из Челябинска оборудование, привести его на Шевлагину гору, установить и запустить. При монтаже большую помощь в работе оказали сварщик Александр Муравьев, радиолюбитель Александр Баранов, Алмаз Гизатуллин и работники Симской МРТС.
По согласованию с Управлением связи, с 2006 года вместо канала «Культура», запустили телевизионную программу «Спорт», а в 2007 году — «5 Канал, Санкт-Петербург». Для обслуживания оборудования телевизионной станции в связи с труднодоступностью, в 1986 году был приобретен мотоцикл «Юпитер» и снегоход «Буран».
«Длинна дорога от моего дома до телестанции — 10 километров. Поэтому частенько, зимой я ездил на вышку на этом «Буране», — рассказывает Александр Филиппович Гостищев. — С одной стороны, конечно, удобно, но вот если снегоход зароется в снег — тут беда! Машина 300-килограмовая, помучаешься с ней, пока выберешься!
Еду, а иной раз дорогу так переметет, сугробы такие глубокие, места-то дикие!
Бывало, что по лобовое стекло «Буран» зарывался в снег! Приходилось мне тогда брать лопату, которую я всегда возил с собой, и откапываться! В любое время года — такая красота по дороге! Природа просто великолепная! В окрестностях вышки чего только нет! Цветы, ягоды, грибы — все в изобилии!»
Александр Филиппович Гостищев принимал участие в установке и модернизации оборудования ретрансляторов в Миньяре, Аше, Усть-Катаве. Симский ретранслятор — это закрытая, охраняемая территория. В разное время там работало несколько сторожей, один из них, Василий Геннадиевич Кошурников, работает и сейчас. Его стаж работы на вышке составляет 8 лет.
На сегодняшний день на территории Челябинской области (в горнозаводской зоне) установлено 48 телевизионных ретрансляторов.
Сегодня на Симском ретрансляторе находится оборудование аналогового телевидения (1); цифрового телевидения (2); РЦТА-70 (3); стойка радиовещания (4).
Телевидение завтра
Сегодня качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой. Сегодня традиционное аналоговое телевидение практически исчерпало свои возможности.
В 2011 году премьер-министр Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев объявил, что в России будет построена сеть цифровых телевизионных станций и все Российское телевидение перейдет на цифровое вещание. Во многих регионах страны ведется строительство телевышек, поддерживающих цифровой формат. Уже сейчас многие российские компании выпускают цифровые передатчики, а также теле- и радиоприемники. А в магазинах уже появились жидкокристаллические цифровые телевизоры импортного производства. Некоторые телевизионные передачи передаются со спутников в цифровом формате.
В начале 2013 года в Симе, в одном из первых городов нашего района, начались работы по проектированию и строительству цифрового телевидения.
Цифровое телевидение отличается от аналогового тем, что в эфир передается не аналоговый сигнал, а цифровой, представляющий из себя поток данных, описывающих исходные аналоговые сигналы изображения и звука. Главное преимущество цифрового телевидения перед аналоговым — более высокая устойчивость к накоплению искажений на всех этапах производства программ и их доставки до конечного потребителя. Еще одно важное достоинство — меньший объем данных, передаваемых по каналам связи, а также широкие возможности для получения дополнительного сервиса. В полосе частот одного аналогового телевизионного канала передаются несколько каналов цифрового телевещания стандартной четкости, что значительно снижает себестоимость распространения сигнала одного телеканала. За счет освобождения диапазонов, ранее занятых аналоговым вещанием, получается так называемый «частотный дивиденд», который может использоваться, например, для некоторых систем мобильной связи.
Возможность осуществить цифровое телевидение появилась только после создания достаточно мощных компьютеров, пригодных для обработки видеосигнала в реальном времени. Массовые технологии цифрового вещания появились только в 1990-х годах, однако первые работы по созданию действующих систем и стандартов начались уже в начале 70-х годов. В начале 1990-х годов стала очевидна осуществимость цифрового телевидения, и начались основные работы по созданию общемировых стандартов.
В декабре 2013 года в Симе заработал первый пакет цифрового телевидения. В первый пакет цифрового телевидения входит: 10 телевизионных программ, и 3 программы радиовещания.
В 2015 году в России должен был быть запущен второй пакет цифрового телевидения, в который входило бы уже 14 телевизионных программ, однако экономический кризис отложил запуск второго пакета в нашей стране до 2017 года. Из-за наличия большого числа аналоговых приемников, в большинстве регионов России аналоговые передатчики продолжают работать. В 2016 году министр связи РФ Николай Никифоров заявил, что к 2018 году в России прекратится господдержка аналогового вещания, после чего оно станет невыгодным.
Передатчики вещания телевидения перейдут на цифровые пакеты.
В последнее время технологии, служащие для демонстрации телевизионного продукта, стремительно совершенствуются. Постепенно происходит смешение технологий. Теперь телевизионные передачи можно смотреть и на компьютере посредством тюнера, а телевизор можно использовать в качестве компьютерного монитора. И, кто знает, может через несколько лет телевизор будет с каждым из нас круглосуточно в виде часов или пряжки на ремне.
Публикуется с сокращениями
Автор: С. В. Семеняго