О том, что между Катав-Ивановском и Белорецком, когда-то существовала узкоколейка, я услышал сначала от Александра Сергеевича Решетова, начальника отдела по развитию туризма Катав-Ивановского района. Второй раз об этой дороге нам рассказывали уже в Башкирии в Тирляне, через который эта дорога проходила.
Красивейшая узкоколейка, потерявшая свое значение
Сегодня узкоколейка не действует, рельсы там давно пустили на переплавку. Вряд ли найдется организация, которая захотела бы ее восстановить. Такое решение окажется невероятно дорогим и практически не окупаемым проектом, который мог бы действовать только на радость туристам.
Но путь, по которому она пролегала, остается привлекательным с точки зрения путешественников. По признанию бывалых походников, этот маршрут является одним из самых красивых не только на Урале, но и во всей России. Остается поверить им на слово, так как нам удалось увидеть только кусочек этого пути в Тирляне и частично в Верх-Катавке (54.614347, 58.297612).
Эта железная дорога имела огромное практическое значение, в первую очередь, для Белорецкого завода. Именно Торговый дом «Вогау и К°», владевший в то время Белорецкими заводами, приступил в 1909 году к строительству ветки Белорецк – Катав-Ивановск, протяженностью 150 километров. Этот участок построили за три года. Целью строительства узкоколейки был выход через Катав-Ивановск на Транссибирскую магистраль.
Выход к Транссибу
Дорога от Катав-Ивановска до станции Вязовая, которая была связана с Транссибом, в режиме временного движения открылась в 1903 году. Строительство железнодорожной ветки шло с большим трудом. Мешали скалы. При строительстве железнодорожного моста через реку Юрюзань, при сооружении береговых опор, пришлось использовать камеры-кессоны. По такой же технологии строили мост и в Катав-Ивановске.
С окончательным пуском этой ветки в августе 1905 года Катав-Ивановский завод получил стабильный прямой выход на Транссибирскую магистраль. Именно поэтому и строилась узкоколейка от Белорецка в этом направлении.
Время расцвета уровня жизни людей
К моменту пуска железнодорожной ветки уровень благосостояния катав-ивановцев мог считаться достаточно высоким. Рабочие завода получали высокую стабильную зарплату. Им выделялся бесплатно лес на строительство домов. Они обеспечивались бесплатными инструментами и спецодеждой. Заводские работники получали бесплатное медицинское обслуживание.
Решались и социальные вопросы населения. Инвалиды, сироты, вдовы, старики получали от заводских властей денежные пособия и продукты. В Катав-Ивановске было введено бесплатное образование в заводских училищах и церковно-приходских школах.
Грузы идут в направлении Вязовой и сегодня
Железная дорога в Катав-Ивановске действует и в наши дни. Периодически по рельсам проходят небольшие составы, которые перемещают тепловозы. Ветка Катав-Ивановск сегодня используется только для грузовых составов, хотя еще в восьмидесятых годах из города в направлении Вязовой можно было выехать на пассажирском поезде.
Скорее всего, такая необходимость отпала. Сегодня в любом направлении легко отправиться на автомобильном транспорте. Пассажирские перевозки налажены на хорошем уровне. Практически в любой значимый город региона ходят автобусы.
Координаты железной дороги: 54.766552, 58.228565
Автор: Алексей Герасимов
Фото: Сергей Суворов, Алексей Герасимов
Видео-фильм о Катав-Ивановске на youtube-канале «Наш Урал»
Малые города — удивительные достопримечательности 2021
В данный момент по трассе узкоколейной дороги проложена автодорога от Катав — Ивановска до Верхней Катавки В районе Запани установлен автомобильный мост.