Что знает сайт «Наш Урал» о Челябинске? В разделе сайта «Достопримечательности Урала, примечательные места Урала: Челябинская область» размещены лишь две статьи: «Кировка (Челябинский Арбат)» и «Челябинский краеведческий музей». Кроме того, в работе конкурса «По святым местам Урала» Соня Шишкина подробно рассказала о храмах города. Однако в центре города находятся и необычный памятник Ленину, и «Сфера любви», и парк Пушкина, и сталинский ампир, и Южно-Уральский университет… Несмотря на наше краткое пребывание в Челябинске в 2012 году, нам есть, что рассказать о них, да и о городе в целом.
ЗАЧЕМ ЕХАТЬ?
Челябинск имеет репутацию индустриального гиганта. Не меньше половины его площади занимают гигантские промзоны. Город знаменит своими заводами – монстрами: ЧМЗ, ЧТЗ, ЧТПЗ. Если перейти на русский, то это различные заводы: металлургический, электрометаллургический, тракторный, трубопрокатный, коксохимический, цинково-электролитный и другие. На фотографиях города в интернете – дымящие трубы.
В последнее время город и его жители оказались на слуху благодаря фрезеровщику Ивану Дулину и соответствующим эпизодам «Нашей Раши». «Челябинские мужики настолько суровы, что не пьют кофе, а жрут его ложкой из банки». «Челябинские мужики настолько суровы, что намазывают на хлеб нож». «Челябинские мужики настолько суровы, что не доят корову, а выжимают ее целиком».
А еще не так давно по телевизору шел фильм из цикла Леонида Каневского «Следствие вели». Бандиты в Челябинске, работая под видом таксистов, убивали пассажиров по дороге из аэропорта. Спохватились насчет пропаж приезжих не сразу – на счету банды 15 убийств. Неудивительно, что туристы в Челябинск не едут. Однако странно считать себя путешественником по России, не объехав при этом хотя бы по разу все её города-миллионеры. Направляясь в город, мы с женой были уверены, что в мегаполисе такого размера обязательно найдем что-то интересное.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Челябинск был основан как крепость в 1736 году, входил в Оренбургскую губернию. В XIX веке он был тихим уездным городом с вяло текущей экономической и культурной жизнью. Переворот в развитии свершился в конце XIX века в связи со строительством Сибирской железной дороги от Самары до Омска через Уфу-Златоуст-Челябинск. Городу выпала честь стать «воротами в Сибирь», и к началу XX века он становится крупнейшим торгово-посредническим центром России. В период индустриализации здесь были построены знаменитые на всю страну крупнейшие промышленные предприятия. Достаточно назвать Челябинский Тракторный, в годы Великой Отечественной войны выпускавший танки для Советской Армии. Из письма Сталину Кузьмы Рындина, первого секретаря Челябинского обкома и горкома:
«Челябинск» в переводе на русский язык означает «яма». Поэтому часто при разговорах слово «челяба» употребляется как что-то отрицательное, отсталое. Название города давно уже устарело, оно не соответствует его внутреннему содержанию… Потому мы просим Вас разрешить нам переименовать город Челябинск в город Кагановичград».
ГОСТИНИЦА
Хоть Челябинск и промышленный город, в нем есть два пятизвездочных отеля. Кстати, согласно данным компании 2ГИС, доля пятизвездочных среди отелей города 4.6%, и по этому показателю он в России пятый. В Перми, например, отелей 5 звезд вообще нет.
По данным того же 2ГИС, самые популярные названия гостиниц в России — «Уют», «Вояж», «Виктория» и «Визит». Но мы делали выбор, как где-нибудь в Европе, между «Видгофом» и «Маркштадтом». В итоге выбрали более дешевый и расположенный поближе к местной пешеходной улице «Маркштадт». В момент выбора эта гостиница имела наивысший рейтинг среди гостиниц города на сайте komandirovka.ru.
Добираться в город можно по-разному. Небезызвестный начальник цеха, а ныне полпред президента Холманских удивляет горожан, летая из Екатеринбурга в Челябинск на самолете. Мы же добирались туда на поезде Екатеринбург-Оренбург. Когда мы приехали, уже стемнело. «В этом городе такси брать не будем» — сказала жена. Мы сели на маршрутку и скоро вышли на остановке «Алое Поле», от нее пешком дошли до гостиницы. Гостиница «Маркштадт» была открыта в 2009 году, в ней 92 номера. На стойке службы размещения стоял полученный в августе этого года знак отличия известного сайта отзывов TripAdvisor. Оплаты при заселении с нас не потребовали. Стандартный номер на втором этаже нас вполне устроил. Окно выходило во двор, шума мы не слышали. В номере были ЖК-телевизор, халаты, тапочки, фен, сейф, телефон, недалеко на этаже был кулер с питьевой водой. Всё новое, всё работало, замечаний нет.
АЛОЕ ПОЛЕ
Следующий день мы посвятили знакомству с центром города, при этом передвигаясь только пешком. Выйдя из гостиницы, мы повернули налево, и сразу вышли к парку Алое Поле, наполненному свидетельствами советского прошлого. Наше внимание привлек мемориал пионерам-героям, открытый в 1986 году к 250-летию Челябинска. 12 бронзовых портретов размещены на лицевых сторонах 12 постаментов, облицованных гранитом. Так много пионеров – героев сразу мы видели впервые в жизни. Ну, прямо как 12 апостолов! Был здесь и небезызвестный Павлик Морозов, и знакомые нам по пионерскому детству Володя Дубинин и Леня Голиков. Про большинство персонажей, однако, мы узнали впервые. Например, Маркс Кротов. Не Макс Кротов, а именно Маркс! Вероятно, у жителей этот мемориал не в почете, время от времени они рисуют что-нибудь на скульптурах или отламывают их части. В перестроечные годы Алое Поле было местом митингов. Вот и сегодня здесь стояли люди с плакатами «Президент Путин, останови коррупцию и беззаконие властей Челябинской области!».
Дальше в парке нам встретилось странное сооружение — голова Ленина, спрятанная вглубь грота. Этот мавзолей начали возводить в 1924 году сразу после смерти вождя. Такова была инициатива мусульманского населения Челябинска, причем они строили на свои деньги и по своему архитектурному проекту. Получился уникальнейший в своем роде «архитектурный самопал». То ли мечеть, то ли египетский обелиск, то ли трибуна, то ли мавританский павильон. Удивительно, но он дожил до нашего времени. Ильич образца 1920-х годов выглядит непривычно. Он изображен с каким-то страданием на лице, еще не обретя требуемой монументальности. Наше внимание привлекла железная дверь. Это явно не вход в усыпальницу, тогда зачем она? Может быть, там библиотека? Увы, как нам сказали, там хранят метлы и лопаты.
Неподалеку располагался бывший храм Александра Невского с вывеской «Зал камерной и органной музыки». Он был построен по проекту известного московского архитектора Александра Померанцева в 1916 году. В 1922 году из храма были изъяты ценности, на средства от продажи которых большевики планировали вести борьбу с голодом. В 1930 году во время антирелигиозной кампании храм был закрыт, со здания сняли кресты, купола, шатер колокольни. В дальнейшем здесь располагались типография, областная картинная галерея, планетарий, кружки дворца пионеров. Зал камерной и органной музыки открылся в нем в 1986 году, также к 250-летию города. Здесь был установлен один из лучших концертных органов в Европе – инструмент немецкой фирмы «Германн Ойле».
Вот что пишет о недавней истории челябинец vedmed1969: «В начале 1990-х вокруг здания шла настоящая война на предмет возвращения церкви. Православные ходили вокруг крестными ходами, служили молебны, заодно жаловались в Москву, достучались до Руцкого, он велел здание вернуть церкви, орган перенести куда-нибудь — то есть просто выкинуть, так как он под акустику конкретного здания сделан. Но тут настал расстрел Белого Дома, и подпись Руцкого потеряла силу. Однако кресты поставить успели». Всё же в 2010 году здание было возвращено епархии. Орган еще функционирует, но одновременно здесь проводятся православные богослужения.
СФЕРА ЛЮБВИ
Погуляв по парку Алое Поле, мы прошли вдоль него по Красной улице, пересекли проспект Ленина и повернули на улицу Сони Кривой. Не Софьи, а именно Кривой Сони – ну прямо как в Одессе, только эта Соня не налётчица, а революционерка. Вот и кинотеатр «Киномакс», а рядом с ним – композиция «Сфера любви». Был понедельник, женихов и невест поблизости не было, и мы могли внимательно ее рассмотреть. Это огромный купол из голубого стекла, поддерживаемый четырьмя деревьями. Под куполом находятся фигуры юноши и девушки, летящие навстречу друг другу. Композиция служит обязательным местом свадебных фотосессий. Она имеет три лестницы. Жених и невеста поднимаются каждый по своей, танцуют на площадке свадебный танец, а потом вместе спускаются по средней лестнице.
Приведу несколько цифр. На изготовление металлических деревьев высотой от 8,5 до 9 метров ушло 12 тонн меди. Высота композиции 12 метров, диаметр купола 10 метров, величина фигур юноши и девушки – по 4 метра. Купол и медные части композиции были выполнены в Италии. Композиция была установлена в 2000 году, над ее созданием работала группа скульпторов во главе с Виктором Митрошиным. Композиция достаточно необычна, в российских городах подобной мы не видели. Можно только порадоваться за челябинских невест, выходящих замуж в столь романтичной обстановке. Мы сфотографировались и вспомнили нашу свадьбу. Это было так давно!
ПАРК ПУШКИНА
От «Киномакса» по улице Тимирязева мы вышли на главную площадь города – площадь Революции. Наше внимание привлекло стоящее на холме здание круглой формы. Оно замыкало огромную площадь и как бы парило над ней, к нему вела торжественная лестница. Это оказался Театр драмы имени Наума Орлова. Здание было построенное по проекту челябинских архитекторов в 1982 году и носит неофициальное название «барабан». При открытии главный вход был украшен каслинским чугунным литьем — скульптурами русских и советских писателей, театральных деятелей, сценами из пьес. Замысел интересен, но мы не смогли в полной мере оценить его реализацию. Спустя тридцать лет из шести памятников уцелели только два, от остальных торчали лишь пьедесталы. Выломаны были также многие барельефы.
Сразу за театром мы обнаружили вход в небольшой парк. Он носит имя Пушкина, и был оформлен соответствующим образом – бюст поэта, небольшой памятник, дама пушкинского времени у ротонды. Возможно, это Татьяна, а может быть, и Наталья Николаевна. Правда, оказалось, что отлитые рядом в бронзе стихи принадлежат вовсе не Александру Сергеевичу, а некой Асе Горской!
Любимый парк для тайн и для свиданий
Хранит слова онегинских признаний.
Присядем на скамью воспоминаний.
На скамью рядом с Татьяной мы действительно присели. О революционных годах напоминал разместившийся в углу парка красный паровоз, отремонтированный в 1920-х годах на субботнике, а о современности – арт-объект «Поцелуй Челябинску», тоже ярко-красный. Рядом с арт-объектом была табличка со списком 12 спонсоров и указанием на его полезные свойства: «Монумент приносит семейное счастье и безграничную любовь».
СТАЛИНСКИЙ АМПИР
Пройдя Парк Пушкина, мы вышли на улицу Цвиллинга. Скоро мы обнаружили и бюст этого персонажа – революционер, чем-то похожий на Маяковского. Раньше его имя носил и местный театр драмы, но он был переименован, а название улицы осталась. Надо сказать, что именно в Челябинске сохранилась интересная архитектура сталинского времени. В этом город даже превосходит своего северного соседа и соперника – Екатеринбург. Скорее всего, это связано с тем, что город после войны был не только одним из самых главных промышленных центров СССР, но и фактически вторым центром «атомного проекта». Хотя сами ядерные производства были сосредоточены севернее, в Снежинске, но и тут было много производств, специалистов и учёных, работавших на этот проект. Поэтому государство выделяло достаточно средств на строительство монументальных зданий и жилых комплексов в центре города. Получился настоящий заповедник сталинского ампира, как в Минске или Волгограде.
Даже арбитражный суд, в отличие от своих коллег из других городов, выстраивающих безвкусные пластиковые коробки, занимал приятное здание бывшей гостиницы (1934). Дети на фасаде одного из домов чем-то напомнили нам дореволюционных ангелочков. Кстати, на указателях номеров домов в центре города размещена реклама.
КИРОВКА
Практически в каждом крупном российском городе теперь есть пешеходная улица, которую ругают местные жители — мол, пробки стали больше, проехать негде. Такие улицы похожи друг на друга и большей частью предназначены вовсе не для местных, а для туристов и командированных. Вот вы приехали в город и сразу направились на пешеходную улицу. Там вы и перекусили, и сфотографировались с разными скульптурами, и сувениры купили. И делом занялись, и не потерялись, и фотографии дома показать можно, это нормальная практика. Ну что, неужели с металлургическим заводом или с товарищем Цвиллингом фотографироваться?
Вот и в Челябинске в 2000 году сделали пешеходной южную часть улицы Кирова от улицы Труда до проспекта Ленина. Официальное название – Кировка – было присвоено ей в 2004 году. Название было выбрано путем народного голосования. Дальше цитирую официальный сайт: «Улица стала местом работы для творческих людей: самодеятельные артисты здесь поют и танцуют, играют на скрипках, гитарах и африканских барабанах, а уральские мастера предлагают картины и украшения, сделанные своими руками из камня, бересты и других природных материалов. Здесь проходят городские праздники и творческие встречи». Гладко выглядит на бумаге, скажете вы. Но вот впечатления путешественников, которые доехали до Челябинска. «Я даже был несколько удивлён её наличием и той атмосферой, которая на ней царит – спокойствие, непридавленность урбанизацией, и в какой-то степени даже расслабленность. В общем, идеальное место для променада и получения положительных эмоций» (periskop, 2007).
Совсем недавно мы гуляли по московскому Арбату, потом по улице Кирова в Перми и по улице Вайнера в Екатеринбурге. Но, надо признать, челябинская Кировка оставила их далеко позади. Даже знаменитая на Урале улица Вайнера и менее красива в архитектурном плане, и не такая уютная. Изюминка улицы — бронзовые скульптуры различных персонажей в натуральную величину. Если в Екатеринбурге подобные фигуры выделяются на фоне толпы, то здесь их сложно отличить от прохожих, и каждый памятник становится маленьким открытием. Заметьте, место расположения любой скульптуры наполнено смыслом. В начале улицы – следящий за порядком городовой, у законодательного собрания – мужик с мешком, задумчиво читающий закон; перед магазином одежды – кокетливо смотрящаяся в зеркало модница. У входа в кафе вас встречает трактирщик; у магазина обуви сидит мальчик, готовый почистить обновку; рядом с военкоматом перед небольшим обелиском афганцам расположился Розенбаум с гитарой; у театра развалился на скамье нарядный денди; у сувенирных рядов – Левша, подковавший блоху. У блохи, естественно, время от времени отламывают лапки, но при нашей прогулке они были. Здесь ещё много всего: мать с сыном, читающие книгу; художник перед мольбертом; вспоминающий молодость пенсионер на лавочке; извозчик на дрожках, на которого смотрит собака. В композицию некоторых скульптур входят зеркала – интересный и нечасто встречающийся прием. Найдя соответствующую точку, их можно обыграть в фотографиях – человека в кадре нет, но есть его отражение. При этом все скульптуры стоят по краям улицы, у магазинов, так что сама она остается пешеходной. Посередине улицы полукругом расположились знаки зодиака – место загадывания желаний.
Установку скульптур, как принято, финансировали близлежащие учреждения. Когда за финансовой помощью обратились к расположенному на улице банку, тот ответил отказом. В результате у банка теперь находится скульптура … профессионального нищего. Одна из лучших композиций — скульптура мальчика с верблюдами. Надо сказать, что на гербе города изображен верблюд с четырьмя мешками. Это не только напоминание о том, что когда-то по этим землям проходил великий шелковый путь. Современный герб является стилизованной версией исторического герба Челябинска, утвержденного 8 июня 1782 года, подлинное описание которого гласит: «В верхней части щита герб Уфимский. В нижней – навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят». Торговцы часто привозили товар на рынки на верблюдах, в старом Челябинске они были явлением обычным. Это со временем верблюды были вытеснены современным транспортом. Стоит отметить, что герб области тоже верблюд, но с одной золотой сумкой, поэтому приезжие дизайнеры, которых привлекают оформлять плакаты, часто путают и ставят герб города вместо герба области.
В конце улицы стоит произведение местного Церетели – кепка на футбольном мяче. Это вовсе не памятник знаменитому вратарю Льву Яшину. Такая скульптура появилась в городе к визиту московского мэра. Теперь о временах его могущества напоминают отпечаток его ступни на мостовой да эта скульптура.
На Кировке хорошо сохранилась архитектура уездного Челябинска. Ее можно рассматривать как историческую улицу, но это тема отдельного фоторепортажа. Однако господствует на улице небоскреб «Челябинск-Сити», очень монументальный и даже какое-то время бывший самым высоким в России за МКАД — 23 этажа, 111 метров вместе со шпилем. Небоскреб прозван горожанами Изолентой или Блютусом за характерный цвет, либо Блюхером, так как напротив – мозаика с портретом маршала. Издалека он смотрится нормально, придавая челябинскому центру солидность, а вот в ансамбле Кировки выглядит, безусловно, инородным телом.
За время пребывания в городе мы прошлись по улице несколько раз, здесь и обедали, и покупали магниты. Всегда на ней царила хорошая и спокойная атмосфера, дополнявшаяся хорошей погодой. «Кажется, из всех арбатов России только Кировка поднялась выше, чем просто «пешеходная зона», став культовым местом и лицом своего города» (varandej, 2009).
В конце Кировки — театр оперы и балета имени Глинки, еще один яркий образец сталинского ампира. Его строительство началось в 1937 году на месте снесенного Христорождественского собора. Открыть его планировалось в 1941 году, но с началом Великой Отечественной войны работы приостановились, и в здание переехал эвакуированный из Москвы завод «Калибр». Когда завод выехал, пришлось долго ликвидировать следы его пребывания, в результате театр открылся лишь в 1956 году. Основная идея, воплощенная в декоре театра – союз искусства и труда. Так что на здании стоят не только скульптуры «Музыка» и «Театр», но и «Рабочий», на фронтоне – герб СССР, знамена и атрибуты искусства. Перед театром – памятник Глинке.
ДВА ХРАМА
Улица Кирова продолжается и дальше, лишь небольшая часть ее стала пешеходной. Мы прошли по ней на другой берег реки Миасс. Слева наше внимание привлекло здание современной архитектуры. Оказалось, что это не бизнес-центр и не торговый комплекс. Здание было специально построено для размещения краеведческого музея – редкий случай в современной России! Справа мы увидели здание местной филармонии.
Свято-Троицкая церковь (1914) была выстроена в таком же стиле, что храм около нашей гостиницы на Алом поле, и расположена на улице Кирова. Церковь была действующей до 1919 года, потом была закрыта и использовалась для нужд города, размещая в своих стенах различные учреждения. В 1990 году здание было возвращено РПЦ. Это самая крупная церковь города.
От Свято-Троицкой церкви мы повернули влево, на Кыштымскую улицу. Здесь расположен главный храм города — Свято-Симеоновский кафедральный собор (1883), посвященный почитаемому на Урале Симеону Верхотурскому. У храма счастливая судьба, при советской власти он не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. Наоборот, он оставался единственным действующим в городе, а после расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии. В 1990-е годы фасад храма был украшен живописью и мозаикой. В это же время был заново расписан и его интерьер.
ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА
От кафедрального собора мы вернулись назад, на проспект Ленина, снова пройдя по мосту через Миасс и прогулявшись по Кировке в обратном направлении. Выйдя на проспект, повернули направо и пошли к парку Гагарина. Издалека мы увидели красивое здание Южно-Уральского университета. Его история очень интересна. В 1950-е годы ему, можно сказать, не повезло. Пока он строился, приняли известное хрущевское постановление «Об устранении излишеств в архитектуре». Полвека он стоял в девятиэтажном варианте, без башенки, шпиля и украшений, предназначенных ему проектом, который безжалостно обрезали. А в 2001-2004 годах достроили еще два этажа и вернулись к старому проекту, с единственным изменением: на шпиль вместо традиционной звезды в лавровом венке поместили российского двуглавого орла. Здание немного напомнило нам главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Тот же самый стиль и похожее композиционное решение, хотя пропорции и масштаб иные.
В 2003 году на фасаде появились два мифических создания. Восьмиметровые пустотелые скульптуры сделаны из нержавеющей стали и покрыты медью. Сейчас челябинцы к скульптурам привыкли и перестали бояться, что они когда-нибудь упадут. Мы долго гадали, кого они могут изображать. Когда оформляли оперный театр, то в подобных скульптурах прославляли созидательный труд советских людей, а здесь непонятно что. Вот так оценил их Артемий Лебедев: «Монументально-суицидальная находка, произведшая на меня глубочайшее эстетическое впечатление. Двухтонная чугунная скульптура вдруг спрыгнула с эпистелиона сталинского здания, да так и зависла в воздухе». Действительно, похоже, что студент, не сдавший сессию, бросается вниз. И вообще, зданию вполне подойдет определение «Дом с химерами» или «Дом с демонами». Перед университетом тоже стоит скульптура, но не Ленина и не Ломоносова, а бедного студента, в куртке на голое тело.
Скульптор Вардкес Авакян позже стал автором «бедного студента» и фигур на фасаде университета. Памятник масштабен по своим размерам. Высота пилонов составляет 27 метров, статуи – 6,4 метра. Общая высота фигуры Курчатова вместе с постаментом – 11 метров. Здесь всегда молодежь, всегда движение – катаются скейтбордисты, велосипедисты, роллеры, экстремалы. За памятником – обширный парк Гагарина. Но у нас не было времени для его осмотра. Погуляв у памятника Курчатову, мы перешли на другую сторону проспекта Ленина, и пошли назад, по направлению к нашей гостинице.
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Челябинск часто сравнивают с другими уральскими мегаполисами – Екатеринбургом и Пермью. Однако если Пермь долго была губернским городом, а расцвет Свердловска начался еще до войны, то центр Челябинска принял современный вид лишь в 1940-е -1950-е. Если лицо старой Перми определяют губернские дома, лицо старого Екатеринбурга — конструктивизм, то старый Челябинск — это город сталинского ампира. И, наверное, один из лучших заповедников этого стиля.
К сожалению, метро в миллионном городе нет, несмотря на предпринимаемые довольно давно попытки его построить. Повторю свою мысль, большой город без метрополитена неудобен для жизни и обречён на восприятие как безнадёжно глухая провинция. Впрочем, в современной российской истории пустить метро удалось только Казани.
От этого города мы ничего хорошего не ждали, а он нас удивил. Он оказался совсем не таким, как его представляют обычно — безликий конгломерат заводов, населенных «суровыми челябинскими мужиками». Мы же увидели вполне комфортный и благоустроенный центр. Город известен загрязнённым воздухом и водоемами. Река Миасс действительно грязная. Но, находясь в Челябинске около двух суток, мы никакой особой загрязнённости воздуха не почувствовали. В 2012 году видели смог в Красноярске, а вот в Липецке и Челябинске его не было. Вероятно, ветер дул в правильную сторону. Особых пробок в центре города в будни мы тоже не заметили. Позже мы узнали, что в городе несколько лет осуществляется «дорожная революция», включающая полномасштабную реконструкцию и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Руководство позиционирует город как если не единственный, то один из немногих российских мегаполисов без пробок. В соседних городах — миллионниках даже появилась поговорка, в которой звучит нотка зависти: «Мы стоим — Челяба едет!».
Мы ограничились осмотром маленького кусочка центра. На следующий день мы не поехали смотреть сталинский ампир местных Дворцов культуры, не пошли в краеведческий музей, не поднялись на «Челябинск — сити». И не только потому, что приехав из Екатеринбурга, мы полагали, что после 52-го этажа бизнес–центра «Высоцкий» 23-й этаж нас не впечатлит, а после Шигирского идола и Каслинского павильона любой экспонат местного музея померкнет. Просто после удобных кроватей, вкусного завтрака, бассейна с гидромассажем нам не хотелось никуда ехать или заходить в помещения. В этот день светило солнце, и мы снова погуляли по центру, прошлись по Кировке и набережной, заглянули к «Сфере любви». Уезжали мы из города днем. На этот раз было светло, и на вокзальной площади мы хорошо рассмотрели установленный в 1967 году монумент «Сказ об Урале». На его пьедестале светились две строки стихов, которые я когда-то давно читал в школе.
Её добытчик и кузнец.