В центре Уфы, рядом с набережной Белой, есть места, где искусство соседствует с самыми живописными панорамами города. Отсюда открываются виды на просторы Забелья, а на улицах вокруг можно встретить настенные росписи, которые становятся частью городского пейзажа и символично связывают прошлое, настоящее и будущее. Эти точки входят в авторский маршрут Рушаны Ибраевой «Уфа. История города через стрит-арт».
«Извне»
Дому на Аксакова, 7 повезло особенно: оба его торца украшены масштабными муралами. Со стороны улицы Пушкина расположен проект художника из Иркутска под названием «Извне». Это изображение старого города, возникшее словно из обрывков воспоминаний или сна.
Перед зрителем предстаёт мираж дореволюционной Уфы, её купеческих домов и деревянных строений — как отражение памяти о городе, которого больше нет, но который продолжает жить в культурном коде.
«Трепет»
На другом торце того же здания, выходящем на улицу Заки Валиди, художник Дмитрий Кудинов из арт-посольства «Супернова» изобразил натруженные руки пожилого человека, бережно держащие аленький цветочек.
Работа «Трепет» была создана к 9 мая и стала символом памяти о пережитом и преемственности поколений. В ней заключён образ войны и возрождения мирной жизни, а простой цветок в руках ветерана говорит о хрупкости мира и ценности каждого мирного дня.
«Связующее звено»
Спустившись вниз по улице Генерал-губернатора Перовского, можно выйти к набережной Белой. Здесь, на подпорных стенах, раскинулась одна из самых масштабных уфимских росписей — «Связующее звено».
Её автор — художник из Нижнего Новгорода, который размышляет о том, как соединяются разные миры: природа и город, прошлое и будущее, человек и среда. Это полотно словно примиряет каменные джунгли мегаполиса с умиротворяющим течением реки, находя гармонию между шумным городом и вечной природой.
Прямо напротив дома на Аксакова, 7 можно увидеть целый ансамбль деревянных строений, стилизованных «под старину». Когда-то на этом месте стояли настоящие купеческие дома старой Уфы, но они не сохранились.
Позднее здания были воссозданы, чтобы напомнить горожанам и гостям о том, какой была дореволюционная архитектура. Особое внимание привлекает дом Махнинова — настоящий шедевр деревянного зодчества с богатой резьбой и изящным декором.
Если остановиться на перекрёстке улиц Заки Валиди и Аксакова и внимательно осмотреться, то первым делом в глаза бросается телевизионная башня.
Её высота достигает 192 метров, и это одно из самых заметных сооружений города. У подножия возвышается здание телецентра, построенное ещё в 1959 году.
Чуть дальше по улице расположился Конгресс-холл «Торатау» — одно из символичных и современных зданий Уфы. Его стеклянный фасад украшен национальными орнаментами, а форма напоминает лёгкое крыло, парящее над землёй. Автор проекта — архитектор Ришат Муллагильдин, уроженец Башкортостана, работавший в Японии.
Благодаря его замыслу здание стало примером современной национальной архитектуры: лёгкой, динамичной и одновременно монументальной. Внутри Конгресс-холл гораздо просторнее, чем снаружи: его площадь достигает 36 тысяч квадратных метров.
На улице Аксакова, 32 возвышается корпус Уфимского университета науки и технологий (ранее Башгосуниверситета), выполненный в стиле «сталинский ампир» с характерной для него монументальностью. Сегодня рядом уже строится новый межвузовский кампус — современный образовательный центр, который в ближайшие годы станет важной точкой притяжения студенческой жизни города.
В приложении «КУДА» отмечены точки маршрута с GPS-координатами, описаниями и фотографиями. Важно, что там загружены офлайн-карты, которые работают даже без интернета.