Была, служила, не стало. Так кратко можно описать путь в 100 лет одной узкоколейки. Железную дорогу Тирлянского, проходившую через него с севера, из Катав-Ивановска, на юг к городу Белорецку, начали строить для нужд торговли. Инициаторам был Торговый дом «Вогау и К°».

Дорога имела стратегическое значение в развитии заводов, а значит, и всего района. Она же имела и важное значение для жителей поселка, на момент строительства узкоколейки посёлок уже активно не развивался. Тирлянский в эти годы уже не был центром плавки железа в больших объёмах, эта функция была передана Белорецкому заводу. Здесь оставалось только прокатное производство.

Новая жизнь. Она началась ещё до прихода первого поезда в Тирлян, она началась со строительства и прокладки полотна, обеспечив работой жителей. Труд был непростой, в скальных породах проложить железнодорожные пути, перекинуть мосты через бурные реки. Надо сказать, что мосты стоят до сих пор. Дорога прошла через большой лесной массив, ныне территория Южно-уральского заповедника. Протяженность участка от Тирлянского до Катав-Ивановска чуть меньше 150 километров.

Здесь, в посёлке, был построен вокзал, работала касса, по пути следования были оборудованы станции. Вся инфраструктура, связанная с узкоколейкой, давала работу жителям.

Здания для обслуживания дороги строились и при советской власти, ведь железную дорогу полностью разобрали в 2007 году. Сохранилось довольно много интересных объектов, рассказывающих о том времени. Мы нашли старые рельсы с выбитым клеймом «УЖД».

Вокзал и кассы разрушены, от поворотного кольца, где поезд делал разворот, не осталось и следа, только пустая поляна напоминает об этом.

Некоторые строения механизаторов остались. Интересно побродить и представить, как всё здесь было раньше. Как часто ходили поезда, сколько людей они везли в своих вагонах. Вагончики были маленькие, словно игрушечные.

А для тех, кто интересуется железной дорогой и хочет попробовать на ней проехать, то, пожалуй, сама близкая и не игрушечная, а настоящая (для нужд жителей отдалённых районов), существует в Алапаевском районе Свердловской области.

Алапаевская УЖД

В продолжение жизни железной дороги в Тирляне, после разбора рельс, она служит для местных жителей как дорога авто- и мототранспорта.

Координаты места, где был вокзал, и откуда начиналась дорога: 54.215075, 58.592238

Автор: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов, Надежда Шуренкова

О Тирляне и его достопримечательностях читайте также:
Поселок Тирлянский и его история
Достопримечательность Тирляна: выемка в скале

Малые города — удивительные достопримечательности 2021

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments