Эта статья участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»

В Мечетлинском районе прошёл съезд башкирского рода кошсо.

Подготовка к проведению этого масштабного события началась еще год назад. Прошли заседания членов организационного комитета, встречи с кушчинцами не только республики, но и соседних регионов, научно-практическая конференция, организованы конкурсы и флешмобы. Выпущен сборник, куда вошли доклады научно-практической конференции, посвященной роду кошсо, карты и фотоматериалы, а также материалы по актуальным проблемам башкирских родов. В мероприятии приняли участие представители Курултая башкир и делегаты Свердловской области, Белокатайского, Дуванского, Кигинского и Салаватского районов, Всемирного курултая башкир, видные историки, общественные деятели, местные краеведы. Был продемонстрирован документальный фильм.

Без прошлого нет будущего

В фойе районного Дома культуры глаза разбегаются от обилия уникальных этнографических материалов. Тут и предметы быта, одежда, разнообразная кухонная утварь, шежере известных людей, изделия ручной работы воспитанников мечетлинского Дома пионеров и школьников.

Очень интересна экспозиция Ахматнура Хафизова, посвященная пчеловодству. Староста деревни Кутушево, аксакал Курултая башкир Мечетлинского района известен еще и тем, что во дворе собственного дома создал музей меда. В свое время Ахматнур работал зоотехником, секретарем партийной организации. Выйдя на пенсию, увеличил количество пчелосемей, стал учить школьников навыкам пчеловодства. Вот тогда он и загорелся идеей создания целого музея. В его коллекции старинные ульи разных типов, оборудование и инструменты, которыми пользовались раньше башкирские бортевики. Например, видавшая виды борть была изготовлена несколько столетий назад, уверен собиратель древности.

Посетителям музея он наглядно демонстрирует полный цикл изготовления меда — гости, особенно дети, в восторге. Аксакал создал также альбом про пчеловодов Мечетлинского района, из его записей можно узнать, каким был урожай несколько десятилетий назад.

Знаменитый кубызист, уроженец деревни Сулейманово Миндегафур Зайнетдинов с гордостью демонстрирует родословную своей семьи. Зайнетдин, чье имя стало фамилией знаменитой семьи, был его прадедом, всего известно 16 поколений! Сам Миндегафур является одиннадцатым ребенком в семье, где каждый добился успехов в выбранной профессии, а такие представители молодого поколения, как человек-оркестр Загир Зайнетдинов (ZAINETDIN) и чемпион мира по борьбе Айгиз Зайнетдинов доказывают своим примером, что упорством и трудом можно добиться больших успехов. Кстати, 24 выходца из этой деревни носят звание заслуженных работников. Среди них — председатель президиума Верховного Совета БАССР (1950 — 1967) Файзрахман Загафуранов, доктор филологических наук Нажиба Максютова, журналист и писатель Ризван Хажиев и другие. Тут чтят своих известных земляков, гордятся ими и не забывают о том, что все они являются потомками древнейшего рода башкир — кошсо.

Равнодушных не было

Историки говорят о том, что башкирский народ состоял из более, чем 40 территориально-клановых подразделений (родовых волостей). Почему же в наше время глобализации, взаимного проникновения культур до сих пор проходят съезды представителей различных родов? Выступление Салавата Хамидуллина и других именитых ученых в полной мере дали ответ на этот вопрос. В Башкирии с давних пор сложилась особая политическая система, выразившаяся в союзе равноправных самоуправляющихся родовых общин-кланов, номинально или реально — в зависимости от ситуации — подчинявшихся центральной власти (потомкам Чингисхана, ногайским беям, затем русским царям). Высшим органом башкирского самоуправления было народное собрание (йыйын), принимавшее важнейшие решения национального характера. Башкиры в составе различных государственных образований всегда имели некую автономию, особые условия землевладения. После принятия российского подданства роды получили подвердительные царские грамоты на свои вотчинные земли.

Салават Хамидуллин отметил, что башкиры по факту никогда не были крепостными, это были вольные люди, которые всегда пытались отстоять свою самобытность, будучи хозяевами своей земли. Что касается рода кошсо, то, по данным исторических источников, кушчинцы входили в состав войск Батый-хана. По окончании активной фазы монгольских завоеваний они были включены в состав улуса Шибана — младшего брата Батыя. После падения в Сибири династии Шибанидов кушчинцы обрели новую родину в Башкирии и стали частью башкирского народа.

Значение этнонима «кошсо» исследователи определяют с позиции тюркских языков (птицелов, охотник с ловчими птицами, сокольничие). Нынче потомки рода кошсо проживают в 15 населенных пунктах Мечетлинского, а также в нескольких деревнях Кигинского, Белокатайского районов, а также в Нижнесергинском, Красноуфимском и Артинском районах Свердловской области. Кстати, в деревне Сызгы Красноуфимского района Гашия Айсина ведет большую работу по изучению истории башкир, она собирает экспонаты, занимается тамбурной вышивкой. Среди ее экспонатов — зыбки, прялки и деревянные зеркала, сундуки и кровати, национальная одежда — всего около сотни различных предметов старинного быта.

Глава администрации Мечетлинского района Анис Асадуллин отметил: «О происхождении своего рода должен знать каждый. Сегодняшнее мероприятие подчеркивает то, что мечетлинцы уделяют внимание генеалогии и заинтересованы в том, чтобы их дети знали свои корни и передавали шежере (родословные) следующему поколению».

Тепло поприветствовал кошсинцев и председатель исполкома Всемирного курултая башкир Галим Якупов. Салават Хамидуллин, Нурислам Калмантаев, Искандер Саитбатталов и другие известные ученые в своих выступлениях осветили актуальные вопросы истории, языка кушчинцев. По итогам съезда была принята резолюция йыйына представителей рода. Они единогласно сошлись во мнении, что нужно продолжать работу по сохранению и изучению башкирского языка, развивать культурное сотрудничество между районами Башкортостана и Свердловской области, вести активную работу по формированию здорового образа жизни, пропагандировать развитие таких национальных видов спорта, как борьба, стрельба из лука и другие, а также оказывать поддержку предпринимателям, которые развивают народные промыслы и ремесла.

Национальные юрты, созданные стараниями сельских поселений района, где живут представители рода кошсо, стали украшением праздника. Они притягивали красотой оформления, убранством, в которых отразились богатство народной души, творческая фантазия, культура, национальный колорит башкирского народа. Хозяева подворий звонкой песней, зажигательным танцем встречали гостей, угощали национальными блюдами и напитками. Внутри шатры были украшены как в старину, здесь можно было увидеть старинные предметы быта, национальную одежду и многое другое.
Мероприятие завершилось яркими концертными номерами артистов районного Дома культуры села Большеустьикинское.

У классика башкирской литературы Мустая Карима есть стихотворение «Птиц выпускаю». И в действительности, весной выпускают птиц на волю, соблюдая обычай старины. Лирический герой произведения одарил птицами всех: «отчаянных, и робких, и недужных», вот только для равнодушных не выпустил ни одной птицы. На съезде рода кошсо не было равнодушных — они понимают, чтобы сохранить свои язык и культуру, нужно знать корни предков, ведь кто не знает своей истории — тот не имеет будущего.

Автор: Марат Аминев

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments