Одним из самых ранних надмогильных монументальных архитектурных сооружений на Южном Урале является мавзолей Хусейн-бека близ Уфы, находящийся на действующем кладбище.
Об обстоятельствах происхождения этого памятника сохранилось следующее предание. В нем говорится, что в начале XIV века башкирский хан Борак обратился к правительству Туркестана Ахмеду Ясави с просьбой прислать им человека, который смог бы проповедовать ислам среди башкир. Ахмед Ясави-Хан незамедлительно послал в Башкортостан своего ученика Хусейн-бека. Важное духовное лицо, он устроился при ставке хана.
Когда Хусейн-бек достиг определенных успехов на миссионерском поприще, он предпринимает путешествие в Мекку для совершения Хаджа. Из Мекки он вернулся с титулом «хаджи» — теперь он Хаджи Хусейн-бек, становится имамом, духовным главой мусульман Башкирии.
Хусейн-бек до самой смерти находился при ставке хана и впоследствии захоронен на ханском кладбище «Ак-зиярат». Текст надмогильной плиты гласит:
«Справедливый в своих решениях Хусейн-бек
сын Омара-бека… рсасского из Туркестана,
покойного, боже мой, помилуй милостью
обширною, чти же его своим благодетелем.
Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца
четвертого, года семьсот сорокового».
(По христианскому летоичсчислению 1339 года, 15 сентября).
В 1985 году башкирский археолог Г.Н. Гарустович произвел археологический раскопки внутри мавзолея Хусейн-бека и обнаружил девять захоронений: трех взрослых и шесть детских. Как полагают, центральное погребение принадлежало Хусейн-беку: он, как и остальные, лежал в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг, Мекку.
Скелет Хусейн-бека был подвергнут тщательному обследованию. Оно показало, что он был ростом около 160 см, без следов заболеваний, могущих вызвать изменения костной системы. На основе хорошо сохранившегося черепа был восстановлен портрет Хусейн-бека: он был человеком с европейским лицом.
Сохранилась фотография немного разрушенного мавзолея Хусейн-бека, сделанная известным археологом 60-80 гг. XIX века Р.Г. Игнатьевым, судя по которой мавзолей имел прямоугольное основание с высоким восьмигранным куполом. В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М.Султанова этот мавзолей был заново отстроен. В ходе реконструкции мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.
Теперь нынешний вид мавзолея не отражает его первоначальную форму: судя по фотографиям, он полностью повторял форму хорошо сохранившегося мавзолея Тура-хана.
Если заглянуть в летописи, то мы узнаем, что в середине XVIII века старшина Кара-Табынской волости К.Муллакаев рассказал участнику Оренбургской экспедиции П.И. Рычкову о том, что «задолго до покорения российскому скипетру Казанского царства и башкирцев, на том самом месте, где ныне город Уфа, был великий город… Последний владетель сего города был ногайский хан по имени Туря-Баба-Туклюсов, кой жил в нем в одни только зимние времена, а летом жил он около Демы реки, от города Уфы верстах 50, в двух местах, а именно: при озере большом Акзиарате, да на речке Ислаке, где были немалые жительства; да и поныне на том озере мечеть, а на речке Ислаке мечеть же и дома каменные видны, только уже обвалились».
Доехать до мавзолея Хусейн-бека нетрудно: он находится в 2 км от поселка Чишмы, близ Уфы. Мавзолей расположен на территории действующего кладбища (к которому ведет грунтовка), в одном километре от асфальтовой дороги – то есть летом добраться до него не представляет трудности, а зимой придется запастись лыжами.
При посещении мавзолея посетителям стоит уважительно отнестись к похороненным на кладбище, да и к самой святыне тоже. Помимо мавзолея интерес для туристов представляют и древние надгробные плиты батыров, похороненных недалеко от мавзолея.