Введение
Башкортостан — край уникальный во всех аспектах развития музейного краеведения. На протяжении десятилетий на территории республики формировалась музейная сеть, складывались свои традиции в области краеведческого изучения историко-культурного наследия народов региона.
Среди организаций, призванных решать краеведческие задачи, музеям, наряду с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, принадлежит особое место. Только музеи, являясь сокровищницей материальной и духовной культуры народов, используя заложенный в них огромный научно-организационный потенциал, способны решать главные вопросы краеведения.
Понятие «краеведение», восходящее к слову «край», утвердилось в русском языке лишь в начале XX века. По мнению известного ученого-краеведа С. О. Шмидта, оно трактуется как совокупность знаний об отдельных местностях страны, изучаемых силами населения.
Прим. Шмидт С.О. Краеведение — дело, значение которого не может быть преувеличено // Памятники Отечества. — 1989. — № 1
Научные знания по истории края стали формироваться два — три столетия назад. Корни этих представлений уходят вглубь веков, когда зарождались передаваемые из поколения в поколение предания — устные сказания, исторические песни. На них опирались первые летописцы. Позже возникло местное летописание — летописи отдельных земель, городов, монастырей, сказания о знаменательных событиях в истории края, жития местных святых. Духом летописания проникнуты и сводного характера сочинения XVIII века по истории отдельных регионов и городов.
К середине XVIII в. стала формироваться научная основа краеведческих изысканий. Так, Е. А. Флейман в своей работе «Краеведческое движение в Поволжье в 1917 — 1930 гг.» отмечает, что «краеведческая деятельность в Поволжье имеет глубокие традиции. Издавна природоведческими и историко-этнографическими изысканиями в свободное время занимались образованные люди, исследовательскую работу вели профессиональные ученые, государственные учреждения, архивные комиссии, добровольные объединения культурно-просветительского и научного характера, периодические печатные издания. Изучалось все, что составляло материальную и духовную культуру жителей края, определяло ее характер и содержание».
Прим. Флейман Е. А. Краеведческое движение в Поволжье в 1917 — 1930 гг.: идеи, события, люди. — Кострома, 2001
Большинство современных ученых придерживаются мнения о том, что специальное систематическое изучение отдельных регионов страны восходит к XVIII веку, то есть к тому времени, когда краеведческим исследованиям стало придаваться государственное значение. Действительно, освоение новых земель потребовало от государства изучения малых территорий, пробуждало интерес к историческому исследованию духовной жизни россиян.
В настоящее время возрос интерес к краеведению, то есть комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом.
Краеведческая составляющая в работе Дюртюлинского историко-краеведческого музея выступает на первый план. Одна из главных направлений в краеведческой работе — генеалогическое.
Так, в Дюртюлинском историко-краеведческом музее накоплен большой опыт по генеалогическому исследованию, которое осуществлялось коллективом сотрудников музея под руководством бывшего заведующего музеем — Р. Б. Имамовой. На протяжении 5 лет кропотливой работы, сотрудникам удалось составить родословное древо семьи основателей города Дюртюли Трапезниковых, состоящее из 11 поколений и более 700 имен потомков основателей Дюртюлей.
Собранные родословные материалы по Трапезниковым представляют интерес богатством фактического материала и уникальностью, материалы хронологически разнообразны, являются дополнением друг друга.
Родословное древо
Память о своих предках люди хранили с доисторических времен. Когда-то имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, отсюда и пошло название «Родословное или генеалогическое древо», которое, по сути, было прообразом родословных таблиц и схем. Затем все данные о родственниках начали заносить в родословные росписи.
Генеалогическое (родословное) древо — схематическое представление родственных связей в виде дерева, в котором у корня расположен родоначальник, а на ветвях дерева — различные линии его потомков. Генеалогическим древом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц. Изучение рода следует организовать поэтапно, полученные данные систематизировать.
Прим. Методические рекомендации по составлению шежере (родословной). Составители: Калимуллина Г. Т., Бурангулова З. Ю., Гатиятуллин З. Г., Грищенко С. Н. Уфа, 2008
На примере родословной одного из основателей г. Дюртюли Митрофана Яковлевича Трапезникова в качестве конкретных этапов выделились следующие: изучение официальных документов, получение информации от живых потомков, обработка полученных сведений, оформление генеалогического древа.
Родословное древо Трапезниковых
При составлении генеалогического древа Трапезниковых сотрудниками музея были использованы следующие источники: метрические книги, ревизские сказки и Всероссийская сельскохозяйственная и поземная перепись 1917 года. Немало времени понадобилось, чтобы собрать информацию о Трапезниковых, изучить и проанализировать данные источники.
Основным источником документов являются государственные архивы, куда сотрудникам Дюртюлинского историко-краеведческого музея пришлось обратиться за ревизской сказкой за 1795 год (5-ая ревизия), где было первое документальное упоминание о населенном пункте Дюртюли.
Проанализировав ревизскую сказку 1795 года, сотрудники музея выявили: первыми дюртюлинцами были четыре семьи из дворцовых крестьян, приехавшие по указу Уфимской казенной палаты после народной переписи 1782 года из разных селений: семья Митрофана Яковлевича Трапезникова, семья Никиты Авдеевича Дьяконова, семья Василия Петровича Чистякова и семья его сына Филиппа Васильевича.
Митрофан Яковлевич Трапезников приехал из Бирска со своей большой семьей и внуками:
- Митрофан Яковлевич — 63 года, в 1783 г. его жена Лукерья Потаповна в возрасте 50 лет умирает, третий сын Василий в 1788 г. в возрасте 15 лет отдан в рекурты, дочь Анисья выдана в замужество в д. Суслово за крестьянина Федора Игнатова;
- Сын Митрофана Фрол — 31 год, дочь Анна в 1783 г. в возрасте 1 год умирает;
- Жена Фрола Степанида Федоровна – крестьянская дочь из д. Осиновка, 33 года;
- Дочь Фрола Мавра — 11 лет;
- Дочь Фрола Дарья — 6 лет;
- Сын Фрола Федор — 4 года;
- Сын Фрола Леонтий — 1 год;
- Сын Митрофана Терентий — 25 лет;
- Жена Терентия Настасья Петровна — солдатская дочь из г. Бирска, 20 лет;
- Сын Терентия Егор — 4 года;
- Сын Терентия Прокофий — 2 года.
Также, в государственном архиве Республики Башкортостан были изучены ревизские сказки за 1811, 1816, 1834, 1850 годы.
Для дополнения сведений, представленных в ревизских сказках, сотрудники музея также использовали метрические книги.
Так, «черновые» экземпляры метрических книг Васильевской церкви села Дюртюли Бирского уезда Уфимской епархии хранятся в музее, что облегчило поисковую работу. Всего метрических книг, хранящихся в музее, 15 штук, датируются с 1901 по 1916 годы (метрическая книга за 1907 год отсутствует).
На данном этапе сотрудниками музея было изучены все имеющиеся в музее метрические книги и выписаны в таблицы по разделам «родившиеся», «умершие», «брак» все люди с фамилией «Трапезниковы».
Следующим источником информации стали архивным материалам Всероссийской сельскохозяйственной и поземной переписи 1917 года Уфимской губернии Бирского уезда Ельдякской волости села Дюртюли, подготовленной И. М. Родновым, хранящиеся также в музее.
Перепись 1917 года фиксировала фамилию, имя, отчество главы хозяйства, перечисляла членов семьи по отношению к главе семьи (жена, сын, дочь, зять и т. п.) с указанием их возраста, определяла количество имеющейся земли, инвентаря, скота.
По данным материалам были выписаны 20 потомков Трапезниковых с указанием фамилии, имени и отчества, возраста, социального положения и количества детей.
Беседы с живыми родственниками
Для сбора более подробных сведений служат беседа и опрос живых родственников. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, а также семейные предания и легенды.
На данном этапе составления генеалогического древа Трапезниковых сотрудники музея использовали заранее подготовленный список вопросов:
1. Фамилия, имя, отчество (для замужних женщин указать и девичью фамилию)
2. Дата и место рождения
3. Дата и место смерти
4. Фамилия, имя, отчество родителей (указать также девичью фамилию матери, если известно)
7. Место или места жительства (если известно с указанием дат)
8. Имена и даты рождения братьев и сестер
9. Образование
10. Служебные сведения, профессия
11. Участие в войнах (каких, где)
12. Награды, звания
13. Фамилия, имя, отчество жены (мужа)
14. Фамилия, имя, отчество детей, даты их рождения.
Для того чтобы узнать, какие потомки Трапезниковых живут в городе Дюртюли, сотрудникам музея пришлось обратиться к телефонному справочнику Дюртюлей и Дюртюлинского района, откуда были выписаны люди, с фамилией «Трапезниковы» (16 человек) с телефонными номерами.
Сотрудники музея всех обзвонили и договорились о встрече, где проходили беседа и опрос по заранее приготовленному вопроснику, целью которого является собрать как можно больше сведений об истории семьи Трапезниковых. Фамилии, имена, отчества, места проживания и хотя бы приблизительные годы рождения, бракосочетания и смерти родственников, их сословная принадлежность, место работы, службы, учебы в пределах 2-3 поколений — было важно все до последней детали.
Мама Валерия Чкалова
Главные инструменты на этом этапе — блокнот и ручка. Было выслушано и записано много интереснейших семейных воспоминаний и преданий, среди которых, история про маму Валерия Чкалова — Наталью Егоровну (Георгиевну) Токунову.
«В один из летних дней 1910 года к дюртюлинскому купцу Токунову приехал родственник из волжского города Василева: «Похоронил я свою Арину. Четверо ведь у меня – найди мне хозяйку». Уже на следующее утро прошли смотрины. Не шибко молодой Павел Григорьевич Чкалов, думая, прежде всего о детях, и невесту выбрал под стать себе: старшая среди сестер Наталья Георгиевна уже разменяла четвертый десяток.
А через месяц-другой жених приехал за ней на собственном пароходике «Русло». В Дюртюлях, в церкви, построенной еще дедом невесты Андрианом Зотиевичем Трапезниковым, обвенчались.
Вскоре Павел Григорьевич знакомил жену с детьми: «Вот, Наташа, это твои дети». Младшему – Валерке всего шесть, но он уже прославился как отчаянный сорванец. И этот-то хулиганистый мальчишка привязался к мачехе как к родной матери.
Любил ее Валерий Павлович беззаветно до конца своих дней. Уже став известным на весь мир летчиком-первопроходцем, он не забывал заехать в Василево навестить мать.
15 декабря 1938 года Чкалов погиб. Мачеха его, которую он всегда называл мамой, до самой своей смерти в 1956 году помогала музею, созданному в честь сына».
Систематизация данных
Помимо записей информации на бумажный носитель, сотрудниками музея при опросах использовался также диктофон, который дает возможность не пропустить ни одной мелочи.
Для бесед с родственниками сотрудники чаще выезжали домой к потомкам Трапезниковых, так как личный контакт обычно способствует более доверительному общению, к тому же у родственников могут храниться документы и фотографии, которые значительно облегчат дальнейшее исследование рода.
При опросе были выявлены семейные реликвии семьи, среди них: письма, документы, фотографии и газетные вырезки. Они содержат ценнейшую, уникальную информацию, которую невозможно обнаружить в официальных документах.
Сотрудники музея в ходе опросов также узнали и об адресах родственников, которые живут за пределами Дюртюлинского района. Им были направлены письма по почте с вопросником, который использовался при личных встречах. Были получены ответные письма с фотографиями.
Полученные данные из официальных источников, а также при опросах, явились основой для составления родословной основателей города Дюртюли.
Первичные родословные схемы
Ревизские сказки, метрические книги, проведенные опросы Трапезниковых расшифровывались, редактировались (не затрагивались фактические сведения) и анализировались и на этой основе составлялись первичные родословные схемы, составлялись таблицы с полученными данными.
Собранные материалы по роду Трапезниковых были сгруппированы по генеалогическому принципу, на представителей рода были заведены генеалогическое досье, внутри которых материалы систематизированы следующим образом:
- генеалогическая карта;
- родословные схемы;
- документы, фотографии и другие семейные реликвии.
В генеалогическую карточку включены краткие сведения о представителе рода:
1. ФИО представителя рода
2. Год, число, месяц и место рождения
3. Сведения о родителях
4. Семейное положение: сведения о жене, о муже
5. Образование
6. Год, число, месяц, причина смерти
7. Прочие сведения.
Визуализация родословной семьи Травезниковых
Информацию, которую сотрудники музея получили в ходе генеалогического исследования древа Трапезниковых, тщательно обработали: систематизировали и сортировали данные по генеалогическим досье — составили генеалогические карточки, содержащие краткую информацию о представителе рода, внесли все данные в таблицы и составили родословные схемы.
Составление генеалогического древа — один из важнейших результатов генеалогического исследования.
Сотрудники музея визуализировали родословную семьи Травезниковых в виде генеалогического древа, представляющее собой один из наиболее распространенных способов оформления данных о родословной.
Начали работу от основателя рода Трапезниковых — Митрофана Яковлевича, также в родословной показали и женскую линию, то есть генеалогическое древо было составлено в виде смешанного нисходящего родословного.
Такой тип представления данных используется довольно часто и является классическим.
На данном этапе понадобились большое количество ватманов (так как родословная состоит, как уже было сказано, из 11 поколений и более 700 имен потомков Трапезниковых), краска (ватманы были стилизованы под старую бумагу), линейка, компьютер и принтер (для надписей), цветная бумага (для того, чтобы показать отдельное родовое колено по определенному цвету), маркер (для рисования родословных связей), фотокопии (с семейных архивов Трапезниковых).
В итоге размер готового бумажного полотна для генеалогического древа составил 10 м в ширину, 3 м в высоту. В 2014 г. для удобства бумажный вариант генеалогического древа Трапезниковых был перенесен на баннер.
По проведенным генеалогическим исследованиям и материалам Дюртюлинский историко-краеведческий музей организовал выставку, посвященную основателям, куда были приглашены все живые представители рода Трапезниковых. Данная выставка была открыта в преддверии 25-летия города Дюртюли во Дворце культуры. На выставке были выставлены музейные предметы, к которым относятся личные вещи членов рода, реликвии и сувениры.
Также были проведены лекции на тему: «Правила достоверного составления родословной на примере родословной одного из основателей г. Дюртюли М. Я. Трапезникова».
Дюртюлинский историко-краеведческий музей также представил родословную Трапезниковых на X Республиканский народный праздник «Шежере байрамы», который прошел 8 июля 2016 года.
В рамках праздника прошел конкурс-состязание по составлению родословных между сельскими поселениями, представителей башкирских родов Канглы, Елан, Ельдяк, Гирей, в том числе и основоположников города Дюртюли. Музей на конкурсе-состязании по составлению родословных получил диплом лауреата I степени.
Интересен сам процесс построения древа, само изучение истории предков и составление родословной. Важно не просто нарисовать древо, а важно понять, чем жили основатели города, каковы традиции, характеры, присущие предкам основателя Дюртюлей.
Изучая родословную Трапезниковых, сотрудникам музея удалось определить виды деятельности, где они добивались успехов, или, наоборот, терпели неудачи.
В заключении
В заключении, хотелось бы сказать, что составление генеалогического древа, изучение истории основателей города Дюртюли — все это заняло много времени, усилий, терпений. Но в результаты была получена бесценная информация о тех людях, которые стояли у истоков города. Ведь из истории одного рода складывается история города Дюртюли и Дюртюлинского района.
Автор: Л. Н. Батырова
Конкурс «Малые города — удивительные достопримечательности»