В центре поселка, рядом с прудом, можно увидеть старое разрушенное задание заводоуправления. Здание служило верой и правдой до последних дней существования завода, до трагедии 1994 года. После наводнения здание реставрировать не стали, оставили в полуразрушенном состоянии, несколько лет назад у него обрушилась кровля.
Огромные окна, массивная кирпичная кладка, воображение дорисовывает картину работающего здесь завода. Жизнь кипит, чувствуется мощь и важность металлургического дела.
История возникновения завода
Идея строительства чугуноплавильного завода в Тирляне принадлежит купцам Ивану Твердышеву и Ивану Мясникову. Его начали возводить в 1752 году. Однако довольно скоро стало ясно, что место выбрано неудачно — мелководная река Тирлян не сможет обеспечить работу мельниц и доменных печей. Завод перенесли на берег реки Белой, которая дала предприятию новое название — Белорецкий металлургический завод. Вокруг завода образовалось поселение.
Стройка в Тирляне оставалась замороженной до 1801 года, пока владелица Белорецкого завода Дарья Пашкова (Мясникова) не решила ее возобновить. Достроенный Тирлянский завод стал вспомогательным и вошел в состав Белорецкого. Он служил для расковки мягкого и пористого кричного железа, которое привозили на телегах из Белорецкого завода. Готовую продукцию сплавляли вниз по Белой на деревянных барках.
Качество тирлянского железа было известно не только в России, оно славилось и за рубежом.
Поэтому основная масса производимого железа отправлялась на экспорт.
Клеймо «Старый соболь» ставилось на железе, на кровельных листах Тирлянского завода. Такие листы рекламировались как лучший кровельный материал для промышленных и жилых зданий. Кроме того, они привлекали потребителей низкой стоимостью.
Надо отметить, что крыши в поселке Тирлянский покрыты листовым железом, здесь не встретишь деревянной кровли.
Шведы на Тирлянском заводе
Тирлянский завод хранит историю о пребывании в этих местах шведов.
В 1870-х годах Белорецкий и Тирлянский заводы, находившиеся в то время в весьма запущенном состоянии, приобрело акционерное общество «Вогау и К». Чтобы как-то поправить ситуацию, решили поставить новые доменные печи по европейским чертежам. Предстояла выплавка чугуна при помощи двойного пода.
Вскоре на Тирлянский завод выехала группа шведских кузнецов. По одним источникам, в рекламе, приглашавшей на работу в Тирлян, размещенной в шведской газете, при переводе ошибочно значительно увеличили сумму оплаты труда. В результате, желающих поехать в Россию было много.
Далее с 1874 года были полностью перестроены доменные печи. Производство чугуна резко возросло.
На заводе в это время появился новый управляющий — Аксель Эмильевич Гассельблат — опытный инженер, хороший специалист прокатного производства. Он установил листопрокатные станы и оборудование к ним.
Однако шведский способ ковки железа на Тирлянском заводе не привел к увеличению производительности. По этой причине или из-за столкновений с немцами и французами, преследовавшими свои цели, шведам пришлось покинуть поселок Тирлянский.
Уже в 1990-х шведская делегация приезжала в Тирлянский. Гости встретились с местными жителями и сейчас поддерживают связь.
XX век
Следующим витком развития завода стало строительство узкоколейный железной дороги.
Свою работу завод продолжил и в советское время.
Координаты: 54.217755, 58.587045
Автор: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов
О Тирляне и его достопримечательностях читайте также:
Поселок Тирлянский и его история
Достопримечательность Тирляна: выемка в скале